Этот первосентябрьский номер мы решили посвятить нашим первоклашкам. Кому же, как не им, – ведь поступление в школу для них самое серьезное и ответственное событие в их маленькой жизни. Теперь уж он точно «большой», «взрослый»! Теперь он может с гордостью носить почетное звание – ученик.\
\
Дорогие первоклассники и их родители, редакция «НГ» поздравляет вас с этим замечательным праздником! Желаем вам пройти этот путь радостно и легко. Будущим «всезнайкам» – хороших оценок, а мамам и папам – терпения и понимания. Кстати, о родителях. Отправляя своих чад в школу, они тоже начинают новую жизнь, они должны научиться быть родителями первоклассника. Это значит, к примеру, ничего не делать за него, а идти рядом и помогать тем, кому доверили своего малыша. О трудностях, с которыми неизбежно встретятся родители первоклашек, журналист «НГ» побеседовала с школьным психологом Натальей Евгеньевной Заякиной.\
\
Первый раз в первый класс
Этот первосентябрьский номер мы решили посвятить нашим первоклашкам. Кому же, как не им, – ведь поступление в школу для них самое серьезное и ответственное событие в их маленькой жизни. Теперь уж он точно «большой», «взрослый»! Теперь он может с гордостью носить почетное звание – ученик.
Дорогие первоклассники и их родители, редакция «НГ» поздравляет вас с этим замечательным праздником! Желаем вам пройти этот путь радостно и легко. Будущим «всезнайкам» – хороших оценок, а мамам и папам – терпения и понимания. Кстати, о родителях. Отправляя своих чад в школу, они тоже начинают новую жизнь, они должны научиться быть родителями первоклассника. Это значит, к примеру, ничего не делать за него, а идти рядом и помогать тем, кому доверили своего малыша. О трудностях, с которыми неизбежно встретятся родители первоклашек, журналист «НГ» побеседовала с школьным психологом Натальей Евгеньевной Заякиной.
Наталья Евгеньевна, о чем сейчас следует поразмышлять родителям будущих первоклассников?
Признанным фактом в педагогике и психологии является то, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые уже в самом процессе развиваются и совершенствуются. Вот показатели готовности ребенка к школе: коммуникативный, мотивационный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.
О некоторых аспектах того, насколько каждый будущий первоклассник готов к условиям обучения в той или иной конкретной школе, я думаю, речь уже шла на школьных родительских собраниях в мае этого года – после формирования классов.
Сейчас предлагаю в большей степени обсудить особенности адаптации ребенка к школе.
Что это такое?
Адаптация – естественное состояние человека, проявляется оно в приспособлении, привыкании к новому. Если мы говорим о первоклассниках, то к новым условиям школьной жизни, новой учебной деятельности, новым социальным контактам со школьниками и учителями, новой социальной роли ученика. От благополучности протекания адаптационного периода зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Школа представляет собой большой детский коллектив, и первоклассники находятся в самом низу возрастной лестницы. Какое отличие от подготовительной групы детского сада, когда они были самыми старшими, самыми умелыми! Ребенок вполне может немного потеряться среди больших, громогласных и шустрых второ-, третье-... одиннадцати(!)классников. Кроме того, в школе очень много отвлекающих моментов наряду с ситуациями, которые требуют повышенной сосредоточенности, сконцентрированности. Ребенку надо суметь абстрагироваться от несущественного и выполнить поставленную задачу в течение конкретного времени.
Приведите пример из школьной жизни первоклассника.
В качестве примера можно привести переодевание ребенка перед ритмикой или уроком физкультуры. И дело не в том, что он не сумеет самостоятельно сменить одежду, а в том, что это надо сделать за достаточно короткое время перемены, а одновременно еще обсудить что-то актуальное с одноклассником, показать интересную наклейку на футболке, поинтересоваться, что случилось в другом конце классной аудитории, не забыть сбегать в туалет и прочее, прочее, прочее.
Что же можно предложить родителям?
Конечно, прерогативой семьи является привитие ребенку бытовых навыков, чтобы ему не приходилось многократно напоминать о необходимости привести себя в порядок: завязать шнурки, заправить рубашку в брюки, причесаться, вымыть руки, а также собрать и разобрать портфель, аккуратно вести тетрадь и так далее. Можно отметить, что дети, избалованные родительской опекой, сверхзаботой, в школе чувствуют себя некомфортно. Над ними могут посмеиваться одноклассники, они могут раздражать учителя, а также чувствовать себя неумехой. Соответственно, дома возможны капризы.
Родителям можно предложить следовать принципу ”меньше требований, больше помощи”. Конечно, от папы и мамы понадобится большой запас терпения, такта для того, чтобы поддержать, подстраховать ребенка, вселить в него спокойствие и надежду на то, что со всеми проблемами вместе можно справиться. Важно при этом щадить самолюбие дочки или сына! Итак, можно обсуждать и проигрывать вместе различные школьные ситуации, с которыми первоклассник сталкивается на уроках и переменах, потренироваться в выполнении небходимых действий, “автоматизировать” бытовые умения и навыки.
На какие личностные качества ребенка следует обратить внимание родителям, чтобы помочь адаптироваться к школе?
Как вы уже поняли из нашей беседы, прежде всего на самостоятельность. Без оглядки на близкого взрослого (маму, папу или бабушку) первоклассник должен уметь знакомиться и налаживать отношения с другими людьми, не стесняться участвовать в групповых мероприятиях, отвечать с места и у доски, выполнять самостоятельную работу, сотрудничать с учителями.
На семейном совете можно решить вопрос о том, насколько следует расширить рамки самостоятельности вашего ребенка. И здесь надо подумать о двух вещах: во-первых, о расширении обязанностей, во-вторых, о расширении прав. Очень важно соблюсти баланс того и другого, поскольку если переборщите с обязанностями – лишите чадо радостей детства, а если выйдет перебор с правами – оно может вырасти своевольным и капризным.
Родителям медлительного ребенка следует быть готовым и к тому, что в период адаптации под напором школьной активной жизни он может еще больше затормаживаться. Порой возникает впечатление, что он испытывает ваше терпение, “считает ворон”, нарочно тянет с выполнением задания. Однако это реакция на стресс. В таком случае нужно создать сыну или дочке душевный комфорт и подумать, как можно облегчить им жизнь. Например, позаботиться о том, чтобы одежда и обувь были максимально лишены пуговиц, завязок и прочего, с чем пока трудно справляться. Полезно в игровой форме развивать навыки быстрых ответов. Поддержите малыша убеждением, что он не медлительный, а обстоятельный, все делает основательно и с умом.
Адаптироваться к школе непросто и гиперактивным детям. Такой ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поступках нет злонамеренности. Двигательная расторможенность у него сочетается с пониженным вниманием. И еще - на людях непоседа ведет себя хуже, чем дома. Следует максимально упорядочить жизнь первоклассника, разговаривать с ним размеренно и успокаивающе, учить диалогу с другим человеком, формировать привычку осмысливать происходящее, репетировать правильные модели школьного поведения.
Если у вас застенчивый ребенок, то путь к его раскрепощению надо искать с учетом того, что скрывается за этой чертой: повышенная ранимость, обидчивость или социальная некомпетентность (когда ребенок не знает что сказать, как поступить), а может быть, детский аутизм либо иная причина. Если вы хотите помочь своему малышу преодолеть застенчивость, начните с себя: меньше тревожьтесь, умерьте требования, повышайте его самооценку и не скупитесь на похвалу, подкрепляйте малейшие его поступки и шаги в желательном направлении.
Вот прозвенел звонок и начались школьные будни. На что сразу следует обратить внимание?
Не нужно создавать ажиотаж в начале учебы, не надо излишне беспокоиться, демонстрировать суперответственность и генерировать ее у ребенка. Пожалуйста, избегайте разговоров о том, как сложно учиться в школе, “не гоните волну”. Ваша нервозность передается ему. Боязнь неуспеха, страх сделать что-то не так как надо могут нарушить нормальный сон, аппетит, из-за излишнего волнения может разболеться голова или живот, возможно повышение возбудимости, капризность и пр. И в результате ваш ученик не сумеет сосредоточиться на уроке, наляпает ошибок и таким образом реально попадет в ситуацию неуспеха, от этого расстроится – и дальше уже по замкнутому кругу.
Чаще спрашивайте: ”Чему вы сегодня научились в школе? Что там было интересного?”. Если ребенок рассказывает о том, что делали, спросите: “А как это делается?” – он должен уметь и передать словами, и показать. Следует учесть, что он, как “партизан”, рассказывает мало и избирательно. Картина никогда не бывает полной. Поэтому в интересах родителей сотрудничать с педагогом, сделать скрытую от них школьную жизнь явной. Для этого нужно регулярно встречаться, беседовать о том, как живет их чадо в неподвластном им мире: что чувствует, с кем играет, как громко кричит, к чему проявляет интерес, что делает на уроках. Так взрослые гасят тревоги, переводят их в русло конструктивной помощи ребенку.
Постарайтесь, чтобы сын или дочка соблюдали режим дня, рано ложились спать, дайте им возможность после уроков хорошенько отдохнуть, в выходные отоспаться, наиграться, обязательно совершить продолжительную прогулку на свежем воздухе.
Главное – постоянно ободряйте вашего первоклассника, заряжайте его оптимизмом и уверенностью в своих силах, вашей верой в него!
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.