Суббота, 27 Июля 2024

Наступила осень – бабушки полетели на юг

07.10.2009 Корреспондент: Наша газета

Ей бы надо – с ее бесстрашием, любовью к дальним странам и приключениям – стать путешественницей. А потом  мемуары писать или с эстрады делиться своими юмористическими  воспоминаниями – у нее это хорошо получается.\
\
Я больше 35-ти лет дружу с Людмилой Витальевной Меньшиковой и поэтому хорошо знаю ее жизнь. В течение последних 20-ти лет она во время отпусков всегда куда-то ездит. Когда ее мальчишки были маленькими, Людмила, располагая весьма скромными средствами (без отца их растила), не задумываясь, отправлялась с сыновьями в дальние южные поездки. И ни разу я от нее не слышала, чтобы там что-то было не так, всегда все проходило просто замечательно. Этим летом она вышла на пенсию и, едва дождавшись конца августа, уехала отдыхать в Абхазию. Вот ее рассказ (к сожалению, с большими сокращениями) об очередной южной «вылазке».\

Лидия Соколова

Наступила осень – бабушки полетели на юг

Ей бы надо – с ее бесстрашием, любовью к дальним странам и приключениям – стать путешественницей. А потом  мемуары писать или с эстрады делиться своими юмористическими  воспоминаниями – у нее это хорошо получается.

Как я ехала

Можно поездом добираться за 5-6 тысяч туда и обратно, можно самолетом лететь за 6 тысяч «Оренбургскими авиалиниями» через Москву, можно и за 3 тысячи в один конец билет через Интернет найти.

Сижу я в аэропорту, ожидаю свой рейс и вижу очень хорошо знакомых людей с 20-й площадки. Один из них, молодой мужчина, увидев меня, от удивления просто онемел, как будто перед ним не я, а неземное существо. Спрашиваю его: «Коля, ты что думаешь, пенсионеры не летают?» Он отвечает: «Кого угодно ожидал увидеть в аэропорту, но только не вас». А ведь ему самому уже лет  40, представляю, что про нас думают совсем молодые…

Между прочим, в октябре в Абхазии – сезон бабушек. Море там до декабря +25 С. В том доме, где я по приезде жила, несколько лет подряд отдыхают пожилые москвички. Они встают в 6 часов утра, когда солнце из-за горы еще не вышло (в это время очень прохладно, все-таки осень), идут на море, пока там безлюдно, и купаются вволю. Возвращаются домой, принимают теплый душ и до 10-ти часов нежатся в постели. Потом основательно завтракают - и снова на море или на экскурсию. Словом, живут так, как им хочется. Вот такие активные бабушки, а им далеко за 70! Они  обе одинокие и, чтобы продлить свою жизнь, стараются жить в удовольствие.

В Адлер прилетели в 8 вечера. Вышли из  аэропорта - народу  полно. В прошлом году здесь в это время не было маршруток, а нынче стоят на все направления. С мая прибывают толпы людей и едут только в Абхазию. Я скажу почему. На юге везде пляжи стали платные: вход - 100 рублей. Море и побережье грязные, цены высокие, поэтому все устремились в Абхазию. Там море всегда бирюзовое, даже когда штормит и до декабря температура воды +25 градусов. В сентябре днем воздух прогревается до + 30-ти. Много народу едет с детьми, с ними лучше отдыхать именно здесь – вокруг тихо и спокойно. Раньше ночью было сложно добираться до нужного места, а в этот раз, миновав границу, увидели очень много маршрутных такси. Причем не страшно ездить с незнакомыми людьми даже в темноте – никто не обидит, я на себе это уже не раз проверила.

Как я нашла жилье

Люблю я Абхазию, три года подряд туда езжу. Абхазы к нам уважительно относятся. Они очень благодарны русским, так как Путин назначил старикам пенсию в 1000 рублей, а до того они получали всего 100 рублей. В этой республике обидеть пожилого человека считается самым страшным грехом, таким же как воровство. В прошлом году был такой случай. Одна бабушка, собрав документы для получения пенсии, вечером шла по улице. Подбежал молодой человек и стал вырывать у нее из рук сумку. Старушка не отпускала и громко кричала, а грабитель ее в это время тащил за собой несколько метров. Все население Гагр гневно и бурно обсуждало поступок парня: как посмел это сделать, он что - не видел, что это старая женщина?

Мы въехали в Гагры в половине одиннадцатого ночи, я вышла из машины на том же месте, что  и в прошлом году. Темно, на весь город один светофор. Когда пришла на старый адрес, оказалось, что он занят. Меня пытались оставить переночевать, но я сказала, что сначала похожу, если ничего не найду, то вернусь. Половина двенадцатого: народ собирается спать, свет в домах почти нигде не горит, только кафе работают. Там тротуары и дороги плохие,  мой чемодан на колесах скрипит на всю улицу. Возле меня притормозила машина,  молодой человек спросил, приехала я или уезжаю. Объясняю, что приехала и ищу жилье, но могу платить только 200 рублей. Он звонит по телефону и говорит, что сейчас  доставит меня куда нужно. Я, совершенно не боясь, сажусь в машину, водитель  ставит в багажник мой чемодан (в прошлом году я точно так же ночью ехала в такси с четырьмя незнакомыми мужчинами и ничего, добралась благополучно). Едем, а я еще приговариваю: «Вы меня далеко везете, я привыкла жить у моря». Наконец остановился и с рук на руки сдал хозяевам, которые, предварительно предложив чай, кофе, ужин, устроили  меня на ночлег в жилой комнате со всеми удобствами. Утром все ушли на работу, оставив меня, чужого человека, в доме с двумя детьми. Оглядевшись, я решила, что эта квартира мне не подходит по причине удаленности от моря, пришлось продолжить поиски. Там в это время нет проблем с жильем, поэтому я очень быстро нашла то, что нужно, сговорилась о цене по 200 рублей за день проживания и отлично устроилась. К моим услугам были: два холодильника, газовая плита, три душа, четыре туалета, телевизор на кухне, DVD и прелестный дворик со столовой в виде шатра, укрытого пальмовыми ветвями, перевитыми вьюнками с розовыми цветами. Двор выложен камушками, украшен природными скульптурками из камня и дерева, ручеек рукотворный устроен – журчит, радуя слух и зрение. Детям в таком дворике – раздолье. Хозяин выращивает экзотические растения, цветы, инжир и виноград растут на расстоянии вытянутой руки. В доме все комнаты оформлены в разном стиле: есть голубая, розовая, с бабочками, в японском стиле, специальная для отдыхающих с детьми (на ее двери прикреплена табличка «Осторожно, дети!»).

В Абхазии не работает ни одно предприятие, все заняты только гостевым бизнесом. Поэтому каждый старается украсить свой двор и сдаваемые помещения, чтоб отдыхающим было приятно. И от того, как  примут людей, зависит, приедут или нет они в следующий раз. С питанием там тоже проблем нет. Можно достаточно недорого, вкусно и сытно поесть и на пляже, и в городе.

Развлечения

В Гаграх как в пионерском лагере, солнце зашло - заняться нечем. За 20 дней я три раза сходила на концерты, рынок посещала. Для молодых - кафе и бары. Есть много экскурсий, но это организованное автобусное развлечение стоит больше тысячи рублей. Проще самому сесть на маршрутку или в автобус и за 20-50 рублей поехать куда захочешь в пределах Абхазии: в Сухуми, Пицунду, Гагры, Гудауту или Новый Афон. Я пыталась жить экономно, чтобы понять, смогу ли я, будучи на пенсии, еще раз в эту красоту приехать. И поняла что смогу. Мне примерно 25-30 тысяч нужно, чтобы съездить на юг.

Там можно найти себе развлечения. Три года назад я высоко в горы на открытом военном джипе забралась - поездка, скажу вам, не для слабонервных. В прошлом году на лошади туда поднималась. А в этом очень хотела на парашюте полетать над бухтой, но так и не собралась.

К моторной лодке прикреплен канат, на нем большой парашют. Судно набирает скорость, купол очень высоко взмывает и парит над морем. Я уже совсем было собралась взлететь, но на моих глазах человек очень неудачно приводнился. Это меня немного испугало. А потом наша молодежь рассказала, что у одного мужчины на высоте случился инфаркт. Тут я совсем раздумала в парашютистки записываться, решила, что сначала на внука посмотрю (скоро должен родиться), а потом уж и взлечу, если случай представится.

Мне далеко в море нравится заплывать. Я уплыву, оглянусь, увижу, что за мной никого нет, и от радости даже песни пою. Вода очень хорошо держит: то так полежу, то этак, потом  упражнения поделаю, со стороны моря на берег полюбуюсь – красота!

Самое яркое впечатление

Его я получила в прошлом году, разговаривая с хозяином дома, в котором жила. Люблю общаться с людьми, в беседах узнавать о том, как они живут. Абхазию трудно сравнивать с Россией, она намного меньше Челябинской области, но мы  разговорились с Арамом о жизни в там и тут. Мне врезались в память его слова: «В Абхазии нет и никогда не будет ни одного старческого и детского дома. Даже когда была война, если убили мужа и его жена осталась вдовой, то все жители этой улицы помогают ей до самой смерти, сколько бы она ни жила.  Если убили родителей и остались дети, то их разбирают родственники».

Доброжелательность – традиционная черта абхазов. Вот и в этот приезд хозяйка соседнего дома, увидев, как я иду с чемоданом, сказала: «Подождите, сейчас мой племянник приедет, он вас отвезет». А ведь она меня первый и последний раз в жизни увидела. На экскурсию в автобусе народ едет, платит большие деньги, а все бегом, ничего толком и не увидишь. Наш Арам набирает в свою машину восемь человек и везет  нас высоко в горы на озеро Рица. Там дает всем время погулять вволю, кто где захочет, а сам к нашему возвращению готовит шашлыки, чтобы люди хорошо отдохнули и надолго запомнили экскурсию. Зачем ему это надо?  Да чтоб у нас было желание еще раз приехать в это прекрасное место – Абхазию.