24 октября свой профессиональный праздник отметил российский спецназ. О буднях снежинского взвода специального назначения корреспондент «НГ» беседует с его командиром – Антоном Александровичем Борисенко.\
\
Галина Кочанова
Люди в масках
24 октября свой профессиональный праздник отметил российский спецназ. О буднях снежинского взвода специального назначения корреспондент «НГ» беседует с его командиром – Антоном Александровичем Борисенко.
– Антон Александрович, когда в Снежинске появилось такое подразделение?
– Взвод образовался летом 1993 года и в Уральском округе считается самым старым, ему больше 15-ти лет. Первым командиром был В. Присадский. Подразделение состоит из трех групп: штурмовой, разведывательной и боевого обеспечения.
– Какие можно назвать особенности спецназовцев?
– Наше формирование должно состоять из всесторонне подготовленных бойцов, которые должны осуществлять «особые», требующие нестандартных решений операции: антитеррористические мероприятия, розыск, задержание особо опасных преступников, ликвидация преступных групп, освобождение заложников и другие спецоперации, связанные с повышенном риском. Регулярно приходится выезжать в командировки в Республику Ичрекия и в соседние с ней республики.
– А какими личными качествами должен обладать боец?
– Я бы сказал так: все наши ребята являются фанатами своего дела. Потому что люди идут в подразделение, зная, что это изначально неблагодарная служба, «спасибо» редко услышишь. Если отработали как положено, значит, все хорошо и тихо, если что-то не так – всему миру расскажут.
– Каков средний возраст ваших орлов?
– От 22-х до 45-ти лет. Срок службы у нас идет год за полтора, то есть пенсию можно заработать уже в 35 лет.
– Требуется ли специальное образование для претендентов на службу?
– Специального не требуется, но базовое школьное должно быть обязательно. Молодые люди сейчас воспитываются на фильмах-боевиках: герой побегал, пострелял. Они даже не догадываются, каким трудом и потом достигается результат. Ежедневные восьмичасовые теоретические и практические занятия не каждый выдержит. Учиться в вузе во время службы практически невозможно, но зато после ее окончания, согласно существующему законодательству, можно по результатам собеседования поступить в любой вуз.
Во взвод зачисляются как срочники, так и контрактники, причем предпочтение отдается воздушно-десантным войскам и войскам специального назначения. Главное же – это желание служить. Отбор людей для нас является очень большой проблемой, поэтому мы комплектуем подразделения на контрактной основе.
К сожалению, у призывников очень низок психологический уровень. Им приятнее лежать на диване, чем чего-то добиваться. Когда 18-летний начинает реветь из-за того, что не может подтянуться 25 раз, – это не мужик! Если надо бежать кросс – беги. Упал – поднялся – беги. Не можешь драться стоя – дерись на коленях, не можешь на коленях – лежа... Главное – воля. Если у человека есть хотя бы ее крупицы, он все вытерпит, все переборет. Приведу пример. Идет отбор военнослужащих. Во время кросса у одного бойца сбилась портянка. Он скинул сапоги и добежал босиком. А дело было зимой!
– Любопытно узнать нормативы отбора в ваш взвод.
– Кросс
– Вы говорили о командировках. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
– Нас могут командировать в любую точку страны. Вот, например, пришла телеграмма: отправить взвод спецназа в полном составе в Чеченскую Республику для выполнения служебно-боевых задач. В то время там шла минно-подрывная война – часто страдали люди и бронетехника. Наши ребята, прикомандированные к отряду из Нижнего Тагила и ОМОНу, проводили «зачистку» в селе. Когда подразделение вышло на перекресток, чеченские боевики из ближайших домов открыли шквалистый огонь. Парней было много неподготовленных. Они запаниковали, растерялись, упали кто где. Наш командир В. Сараев, рискуя жизнью, встал в полный рост и под огнем противника «разложил» бойцов, скомандовав: «Ложись сюда, смотри и стреляй – туда». Умело и правильно организовав солдат, он тем самым спас их жизни, все выполнили с честью свой долг.
В первую чеченскую войну старший прапорщик Г. Имангулов вместе с другими бойцами находился в Грозном – на выполнении боевых задач. Отряд попал в окружение и, чтобы избежать плена, вынужден был отбивать атаки боевиков. При этом к осаде заранее не готовились. Никто из наших прийти на помощь не смог: все колонны, которые пытались к ним пробиться, сжигались. Прошел месяц. Стали заканчиваться боеприпасы и еда. Чеченцам удалось почти полностью сжать кольцо окружения, но какие-то прорехи все же имелись. Г. Имангулову и нескольким его сослуживцам поставили задачу: по ночам пробираться на вражескую территорию, доставать провизию и воду. Везде война, за ними постоянно охотятся снайперы, но приказ надо выполнить. Однажды ночью даже корову добыли, обеспечив, таким образом, пропитание отряду на длительный срок. Подмога все-таки пришла, боевиков разбили, наши в окружении продержались. Боевая задача была с честью выполнена.
– Назовите тех, кто погиб.
– У нас в подразделении, слава Богу, погибших нет. Это и везение, и уровень подготовки. Были ребята, которые с нами служили, но ушли из жизни по разным причинам. Мы их, конечно, помним. Это Вячеслав Присадский, Михаил Батин, Алексей Солопенко. Своих людей не забываем, тем более что это были открытые и душой, и сердцем люди.
– А в мирных операциях участвуете?
– Да. Практически ни одно значимое событие в Уральском округе не обходится без бойцов специального назначения. Например, летом этого года на время саммита в Екатеринбург ездило все подразделение. Охраняли аэропорт, проводили разведку местности.
– Стало быть, в основном вы в разъездах?
– Командировки у нас длятся от трех до шести месяцев. Этот год был особенно богатый на учения. Из десяти месяцев мы провели дома только три. Зато очень результативно отъездили, много узнали для себя нового. Ведь даже один и тот же прием, например, передвижение по полю можно каждый раз выполнять по-разному.
– Представителей уральской фауны часто в лесу видите?
– Так точно, ведь по роду своей службы часто находимся в лесу. Косуль много, куропатки из-под ног порой взлетают, проползают гадюки, ужи, красивые медяночки.
– На бойцах спецназа можно увидеть красный берет. За что им награждают?
– Краповый берет – высшее достижение для бойцов войск спецназа. Решение о награждении этим знаком отличия принимается Советом краповых беретов по результатам сдачи квалификационных испытаний. Они проходят дважды – весной и осенью, то есть при самых неблагоприятных погодных условиях. Из двухсот человек их выдерживают всего шесть-семь. Есть и еще один вид отличия для бойца-разведчика – зеленый берет. В нашем взводе двое обладателей краповых беретов и восемь – зеленых.
– Антон Александрович, у вас есть возможность поздравить своих бывших и сегодняшних сослуживцев.
– Желаю, чтобы в жизни все удалось, чтобы всегда держали марку спецназа: когда знаешь, что твердое плечо друга рядом, – лучше ничего нет. Будьте надеждой и опорой своим родным и друзьям – это основное. Каждому человеку нужна семья, но не каждый выдержит темп жизни военнослужащих, поэтому желаю женам и детям бойцов терпения, ведь для нас вы – главный тыл.
Главное – воля. Если у человека есть хотя бы ее крупицы, он все вытерпит, все переборет. Приведу пример. Идет отбор военнослужащих. Во время кросса у одного бойца сбилась портянка. Он скинул сапоги и добежал босиком. А дело было зимой!
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.