30 июля 2009 года вступил в силу федеральный закон №215, в котором статья 131 Уголовного кодекса изложена в новой редакции.
Елена ВЯТКИНА,
главный редактор
30 июля 2009 года вступил в силу федеральный закон №215, в котором статья 131 Уголовного кодекса изложена в новой редакции. Если раньше за изнасилование несовершеннолетних предусматривалось лишение свободы на срок от 4 до 10 лет, то теперь – от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового. А если жертве не исполнилось еще и 14 лет, то насильник может провести за решеткой от 12 до 20 лет (ранее – от 8 до 15 лет). Ужесточено и наказание за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
Так российские законодатели откликнулись на череду преступлений, всколыхнувших всю страну. Некоторое время назад и Озерск гудел, словно улей. Родители, встревоженные сообщениями и слухами о маньяке, пристававшем к школьникам, ни на секунду не выпускали своих детей из поля зрения. Но как уберечь ребенка, если роли насильников с нескрываемым удовольствием примеряют на себя… его ровесники?
Четверым двенадцати-тринадцатилетним озерским мальчишкам не грозит лишение свободы, несмотря на то, что объектом их сексуальных домогательств стал восьмилетний Алик (все имена участников этой истории изменены). В силу возраста самым строгим наказанием для них является выговор. Кроме того, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривавшей поведение приятелей, они в голос твердили, что Алик делал все исключительно по доброй воле. За конфетку, которую ему посулили.
В июне 2009 года Алик отдыхал в лагере «Отважных». Большую часть времени мальчик проводил в праздном шатании по территории. Воспитатели жаловались на то, что его ничего не интересует, что он не принимает никакого участия в делах отряда. 24 июня директор лагеря пригласила к себе маму Алика и показала ей многочисленные докладные, из которых следовало, что ее сын систематически нарушает дисциплину. Женщине пришлось забрать «хулигана» домой, дабы он не докучал педагогическим работникам. По дороге сын рассказал ей, что старшие мальчики заставляли его делать такое…
Существуют вещи и действия, для описания которых очень трудно подбирать слова. Вот и я сейчас не знаю, как приступить к разговору о случившемся. Одни термины слишком вульгарны, другие звучат как квалификация преступления – но и те и другие кажутся абсолютно дикими, когда срываются с губ детей. Однако и жертве и малолетним «маньякам» пришлось повторять их неоднократно – перед лицом родителей, следователей, педагогов, членов комиссии. Мама Алика без промедления обратилась к начальнику управления образования, в органы внутренних дел. В ходе проверки была воссоздана картина одного июньского дня из жизни детского оздоровительного лагеря.
В тот день Алик в одиночестве гулял неподалеку от столовой. Здесь его и заметили ребята из старшего отряда: Витя, Костя, Андрей и Вадик. Мальчишки пообещали угостить малявку конфетами, если он сначала возьмет в рот нечто совсем другое, вовсе не похожее на сладости. Алик согласился и выполнил все, о чем его просили. Через пару часов он вновь попался на глаза тем же самым ребятам. Они предложили мальчику повторить уже знакомую ему процедуру, однако Алик неожиданно заупрямился. Тогда его припугнули. Не поверите, когда узнаете, чем! Костя заявил, что расскажет обо всем воспитателям! Алик был уверен, что совершает что-то плохое. Ему и в голову не пришло, что еще более страшные вещи позволяют себе те, кто унижает его, издевается над ним. Инициаторы «развлечений», в отличие от жертвы, отдавали отчет в том, чем занимаются. Они никогда и ни за что не стали бы доносить взрослым на самих себя. Это было непонятно только Алику. Выбор юных извращенцев пал на него неслучайно: откуда-то (не от педагогов ли?) многие отдыхающие в «Отважных» дети знали, что он отстает в развитии и учится в одной из специализированных школ, а значит, не разберется, что к чему.
Алик вновь пошел на поводу у «старших товарищей». А те, почувствовав неограниченную власть над малышом, придумали очередную забаву. Сняв с ребенка трусы, они заставили его голышом бегать вокруг туалета. Один из четырех «мушкетеров» записывал «хохму» на сотовый телефон. Самодельный «порнофильм» подростки собирались продемонстрировать знакомой девочке, но она категорически отказалась от просмотра «клубнички». Когда тайное стало явным и началась проверка, владелец телефона быстро сообразил, что от компрометирующей записи следует избавиться и стер ее. Но к тому времени уже несколько ровесников знали о ее существовании. Не исключено, что кинокамера запечатлела и момент «вознаграждения» Алика: мальчику велели нагнуться и вставили ему конфету в задний проход.
О последнем эпизоде можно было бы не рассказывать – вполне достаточно того, что описано выше. Но именно эта конфета, на мой взгляд, свидетельствует о том, что подростки не просто «развлекались», не столько стремились к сексуальным утехам, сколько получали удовольствие от издевательств над тем, кто явно слабее их, от публичного унижения маленького человечка. Члены комиссии по делам несовершеннолетних не заметили в их поведении признаков искреннего раскаяния. В иные моменты, повествуя о своих «подвигах», юные насильники плохо скрывали усмешки. Они знали, что избегут серьезного наказания. Малы еще…
Пройдет несколько лет. Витя, Костя, Андрей и Вадик вырастут. За ними не будет тянуться шлейф судимости по «нехорошей статье» - и они отправятся служить в армию. Почему-то мне страшно за тех, кому придется служить бок о бок с ними.
А может, все не так уж и мрачно? Набедокурили – бывает: забудут, как страшный сон, со временем станут хорошими рабочими и прекрасными отцами, будут беречь от насильников и прочих напастей своих обожаемых наследников? Не исключено, хотя верится с трудом. Выговор – слишком легкий урок, слишком слабая прививка для того, чтобы выработать иммунитет против стремления к насилию на всю оставшуюся жизнь.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.