В этом году по международной программе обмена для старшеклассников в Америке побывали трое гимназистов. Одиннадцатиклассник Марк Сапрыкин провел там почти полгода, с августа по май. Вот что он рассказал «Нашей газете»\
\
Алла Лесовская
Другая Америка
В этом году по международной программе обмена для старшеклассников в Америке побывали трое гимназистов. Одиннадцатиклассник Марк Сапрыкин провел там почти полгода, с августа по май. Вот что он рассказал «Нашей газете»
– Марк, как ты узнал об этой программе и как проходил конкурсный отбор?
– Я узнал о ней в школе от учителя английского. Изначально мне хотелось проверить свое знание языка. Я участвовал в программе два раза. Первый раз прошел все три тура, но меня не выбрали, и, соответственно, я не поехал в Америку. После третьего тура берут только половину желающих. Во втором нужно написать небольшое эссе. Знание языка здесь не главное — нужно, чтобы психологически верно была выполнена эта работа. Третий тур конкурса состоит из трех частей: собеседования, письменного задания и заполнения анкет. Главной целью последнего этапа было выявление коммуникативных и лидерских способностей. Окончательный отбор проводился в Вашингтоне, где все проверялось опытными психологами — сочинения, анкеты и материалы собеседования. Необходимо было проявить себя именно с творческой, креативной стороны. Честно говоря, не всегда понятно, по каким критериям отбирались претенденты. Но ясно одно: приветствовались активные, творческие, уверенные в себе люди, так как достаточно сложно, приехав в другую страну, не растеряться и суметь сориентироваться в самых неожиданных ситуациях. Все абсолютно новое: люди, культура, традиции, совершенно другой тип мышления.
– Где проходили отборочные туры и как ты узнавал результаты?
– Туры проходили в Челябинске. Места меняются — это может быть и школа, и университет. Конкурс — примерно 100 человек на место.
После первого тура результаты узнаешь сразу, через четыре часа. После второго оставляешь номер домашнего телефона, при положительном результате тебе звонят и называют дату и место проведения третьего тура. После третьего — долгое ожидание в течение четырех месяцев, так как все материалы отправляют в Вашингтон и уже там принимают окончательное решение. После того как проходишь все отборочные туры, пять дней живешь в летнем лагере, на турбазе под Екатеринбургом, где готовят к поездке в Америке: дают полезную информацию о стране, рассказывают о культуре, юридических аспектах пребывания в США.
– Дети из малообеспеченных семей могут участвовать в программе FLEX?
– Да, потому что оплачивается практически все, даже проезд до Москвы. Единственные расходы, которые придется взять на себя, — на поездку до Челябинска для участия в турах, плюс стоимость пересылки документов в офис американских советов, оформления заграничного паспорта, нотариального заверения согласия родителей, а также (при необходимости) оформления выездной визы.
– А вообще какова цель программы и зачем американцам это нужно?
– Они хотят, чтобы русские школьники прочувствовали сами американскую культуру. И именно поэтому им нужны активные, творческие личности, умеющие общаться. Они стремятся именно к культурному обмену. Это одна из целей программы. Многие школьники уезжают в США, а затем уже распространяют реальные знания о стране у себя на родине. То есть ты едешь в Америку и вначале сам убеждаешься в ложности многих стереотипов, а затем возвращаешься и разрушаешь их у других.
– Как родители отнеслись к твоему решению поехать в Америку?
– Мама не очень хотела, чтобы я поехал, потому что десять месяцев не видеть ребенка тяжело. Это было мое решение.
– Ты жалеешь о том, что потерял год учебы в русской школе?
– Нет, не жалею. Единственное, чего бы я хотел, это закончить учебу вместе со своим классом. А что касается поездки в Америку, то такую возможность было бы глупо упускать.
– С какими трудностями ты столкнулся в Штатах? Какое впечатление на тебя произвели американцы?
– Изначально трудно преодолеть языковой барьер, потому что ты привык говорить на русском, думаешь на русском, а тебе надо быстро усвоить всю информацию и сказать что-то на английском. Первый месяц привыкаешь к языку, а затем частично начинаешь думать на нем, так быстрее происходит процесс переработки информации в голове. Первое впечатление об американцах: они очень разнородны по своему составу. Нации как таковой не существует. Общаясь, ты понимаешь, что у них корни со всего мира, там много иммигрантов.
– В каком штате, в каком городе и в какой семье ты жил?
– Я жил в штате Техас, в Хьюстоне — четвертом по размеру городе США, огромном мегаполисе. На самом деле я сменил четыре семьи. Это возможно в рамках программы. Первая была смешанной: отец — мексиканец, мама — белая американка. Так что семьи бывают разные, попадаются и выходцы из Европы, и даже русские (потомки эмигрантов из России, уехавших в двадцатые годы). Мониторинг ведет принимающая организация. Они следят за тем, чтобы у тебя не было проблем. Сложилось так, что мне пришлось перейти в другую школу. В Америке система такова, что, живя в определенном месте, ты должен ходить в определенную школу. Там они «привязаны» к районам.
– Чем американская школа отличается от русской?
– Учиться в американской школе довольно легко, если знаешь язык. В чем отличие? Их система образования направлена на раскрытие творческого потенциала личности. Ты можешь, например, заниматься рисованием как одним из основных школьных предметов. Спорт также может входить в твое расписание: американский футбол, баскетбол, плавание. Необходимо отметить серьезное отношение к любому виду спорта во всех американских школах. Используется более гибкий подход к обучению, ребята могут сами выбирать некоторые предметы. У них нет внешкольного образования, все объединено в одном месте. Школы там огромные. Например, в первой были собраны вместе учащиеся 10-х, 11-х, 12-х классов, училось пять с половиной тысяч человек. В Америке существует разделение на младшие школы, средние и старшие. Дети учатся 12 лет, а не 10 или 11 , как это принято у нас.
– Они учатся до 18-ти лет?
– По-разному. Есть те, кто учится и дольше. Это в основном афроамериканцы. Нет такого, что ты должен обязательно в 6 или 7 лет пойти в школу. Я занимался в 12-м классе, а мой знакомый — в 11-м, ему 24 года, и у него четверо детей. Учебу он совмещал с работой.
Кстати, в отличие от русской, в большинстве американских школ уроки начинаются в конце лета. В каких-то школах к занятиям приступают в начале августа, а кое-где вообще в конце сентября.
– Обучение в американских школах связано с выбором специальности?
– В американской школе ты сам выбираешь предметы, сам составляешь расписание. У нас многое дается для расширения кругозора, а в США все узко специализировано. Затем по выбранному направлению учеба продолжается в колледже. Все заведения, связанные с высшим образованием, у них называются колледжами. Получают специальность и продолжают по ней работать дальше. Сильно бросается в глаза различие зарплат в России и в США. В том же «Макдональдсе» они зарабатывают 2,5 тысячи долларов в месяц просто на мытье посуды.
– Что тебе дало проживание в Америке?
– Это очень сильно изменило меня: приобрел новые навыки, новые черты характера, легче стал находить контакт с людьми. Иногда кажется, что я провел в Америке не десять месяцев, а пять лет — слишком много новых впечатлений. До поездки я был скептически настроен к американцам. Кстати, у них есть хорошая поговорка (я переведу ее на русский): «не лучше, не хуже, просто другой». Сложно сравнивать Россию с США, просто очень разные страны. Если говорить о школе, то там она тоже другая, но учиться безумно интересно, потому что она развивает тебя творчески.
– Какие они, американцы?
– Американцы очень доброжелательные, всегда готовы тебя выслушать, легко идут на контакт, но немножко парадоксальны в том плане, что неохотно показывают то, что у них «внутри». Они много общаются, у них много друзей, но какую-то частичку информации о себе до конца не открывают. Тем не менее нет такого, чтобы о тебе плохо думали или говорили, люди очень добродушные.
– Поддерживаешь отношения с принимающими семьями?
– Да, конечно, переписываемся через Интернет. Общаюсь в основном с родителями, так как в семьях, где я жил, дети были маленькими.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.