Вторник, 10 Декабря 2024

Дан старт предэкзаменационной гонке 2010 года

13.01.2010 Корреспондент: Наша газета

Разработчики единого государственного экзамена заявили: его структура по некоторым предметам в 2010 году будет изменена. Впрочем, очень серьезных перемен в тестах не ожидается. Узнать, чего ждать старшеклассникам от ЕГЭ-2010, мы решили у начальника Управления образования Снежинска Бориса Михайловича Беккера.

Алла Лесовская

Дан старт предэкзаменационной гонке 2010 года

Разработчики единого государственного экзамена заявили: его структура по некоторым предметам в 2010 году будет изменена. Впрочем, очень серьезных перемен в тестах не ожидается. Узнать, чего ждать старшеклассникам от ЕГЭ-2010, мы решили у начальника Управления образования Снежинска Бориса Михайловича Беккера.

– Тему ЕГЭ затронул в своем послании Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев. Как вы считаете, какие способы проверки качества образования  помимо ЕГЭ необходимо ввести, чтобы оценить достижения старшеклассников?

– Оценку эту можно проводить на каждой выпускной итоговой ступени: после начальной школы, после девятого класса. Единый госэкзамен служит «линейкой» для оценки качества образования в целом. А для того чтобы в полной мере определить уровень знаний учеников, требуется принять к сведению их участие в олимпиадах, учесть те отметки, которые они получали, и, может быть, экзамены, которые они сдавали после 9-го класса. Есть выстроенная структура российских олимпиад разного уровня по предметам. Существует целый спектр утвержденных Министерством  образования и науки РФ вузовских олимпиад. Так в прошлом году их насчитывалось 120, в этом перечень расширен, будет  140 олимпиад, по результатам которых идет зачисление в вузы.  Кроме того, введено и действует такое понятие, как портфолио ребенка – галерея его достижений начиная с первого класса: участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах разного уровня.

Итак, помимо ЕГЭ, который дает некий объективный срез, можно через дополнительные методы оценки знаний определять судьбу детей с точки зрения их дальнейшего образования.

– Считаете ли вы, что к  ЕГЭ по гуманитарным наукам требуется другой подход? Есть мнение, что тесты направлены на подавление творческой личности. Может быть, необходимо изменить их так, чтобы проверять надпредметные результаты образования, а не только объем того, что ученик запомнил?

– Философия  образования с точки зрения его успешности говорит о том, что старшие школьники в России плохо адаптированы к использованию полученного багажа знаний, не умеют применять его на практике. Прежде чем говорить о необходимости  тестирования по гуманитарным предметам, насколько «хорошо» оно или «плохо», нужно понять, правильно ли мы учим данным дисциплинам (или тем же естественнонаучным). Глубже надо смотреть на идеологию образования. Поэтому тесты всегда стоит оптимизировать, они подлежат определенной корректировке, в том числе и естественнонаучные. Вот, например, ЕГЭ по математике в 2010 году будет строиться на несколько других принципиальных основах, будет задание только в части В и С. Что касается подавления творчества, то, например, экзамен по русскому языку включает в себя эссе, где от ученика требуется нестандартный, развернутый ответ, экзамен по обществознанию и истории предусматривает эссе в части С по той или иной проблеме исторического или обществоведческого характера. Я думаю, что здесь можно раскрыть свой творческий потенциал. Не все так гладко с точки зрения соотношения понимания истории, литературы и самого теста, но ничего другого на сегодняшний день российское образование еще не придумало.

– Какие изменения произойдут в ЕГЭ-2010?

– Обязательными для всех выпускников являются два экзамена в виде ЕГЭ: русский язык и математика. Объем преподавания последней сокращаться не будет, но госэкзамен теперь состоит из двух частей — базовой и профильной. Базовая — для всех без исключения, профильная — для сдающих математику в качестве вступительного экзамена. Кроме того, в экзаменационных работах увеличено число задач, взятых из реальной жизни. В экзамене по истории планируется сократить количество тестовых вопросов базового уровня, в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию в 2010 году также будет меньше тестовых заданий.

Система, позволяющая абитуриентам подавать заявления в неограниченное число вузов, создает ситуации, когда человек обращается в десять, в двадцать мест, а дальше уже смотрит, куда его возьмут. Что касается реального юридического «выхлопа» из всего этого, то у детей будет ограничено право выбора пятью вузами.  Я думаю, этого вполне достаточно.

В свидетельстве о ЕГЭ выставляются «положительные» результаты по обязательным предметам (русскому языку и математике), а также баллы, полученные при сдаче предметов по выбору. Если ребенок не набрал нужного количества баллов для зачетной оценки, она не выставляется.

В прошедшем году у нас не было ни одного срыва в виде неполучения аттестата. Все дети сдали ЕГЭ, пусть даже двое со второй попытки, но они уложились в требуемый отрезок времени.

Экзамены нынче впервые пройдут в школе №135. Хочется поблагодарить школу №121, которая все эти годы нас хорошо принимала. И только один экзамен — по математике — традиционно сдаем в физико-технической академии.

– Считаете ли вы, что помимо ЕГЭ требуется реформа системы образования в целом, а программы обучения старшеклассников должны быть связаны с выбором специальности?

– Необходимость модернизации российского образования назрела уже давно, равно как и профилизации обучения на старшей ступени средней школы.  Главная цель профильного обучения — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.

Для реализации профильного образования: гуманитарного, физико-технического, математического — желательно создавать большие старшие школы по четыре, пять  классов в параллели, как в больших городах. Потому что, когда остается один класс, получается не профильность, а некая форма индивидуального обучения. Это задача ближайшей перспективы. Сегодня  школа №125 дает углубленное изучение математики как профиля, а гимназия №127 – английского языка. Все остальные школы — это хороший общеобразовательный уровень, но без профильности.

– Есть ли у вас организационные претензии к ЕГЭ?

– Во-первых, беспокоит несвоевременность информирования всех заинтересованных лиц и общественности относительно нормативной базы экзамена. Хотелось бы, чтобы все данные поступали в школы не за несколько месяцев до экзамена, а значительно раньше. Во-вторых, непрозрачность подведения итогов ЕГЭ порождает неопределенность. Почему бы не сделать открытой для учащихся систему начисления баллов и не сообщать их минимальный порог по предмету до экзамена, а не после? Необходимо приближаться к открытости, к пониманию того, сколько баллов за что дается. Я сторонник этого.

– Как вы прокомментируете результаты контрольного диктанта, проводимого для первокурсников журфака МГУ: лишь 18% студентов сделали в тексте меньше восьми ошибок, остальные 82% провалили задание?

– Я слышал и читал эту историю. Хочу сказать, что в любом вузе, на любом факультете, проведя в сентябре на первом курсе тестирование, мы получим такой же результат. Поступив в июне, ребенок три месяца отдыхает, перенастраивается, ему не надо ничего учить. Как студент он спокойно относится к будущей жизни, для него этот  диктант ничего не значит. Каждый год такие испытания проводят многие вузы и получают приблизительно те же результаты. Ничего экстраординарного здесь нет. Это лишний раз показывает, насколько мало читают наши дети, как слабо отражают в своем сознании грамотность написания. Очевидно, что безграмотно писать — это плохо.

– Какие результаты сдачи ЕГЭ традиционно показывают снежинские школьники?

– Все годы существования гос-экзаменов Снежинск занимает первое место по их сдаче в Челябинской области. Все восемь лет мы первые по математике, английскому языку, русскому. В разное время были лучшими по физике, химии, биологии, обществознанию. Нас догоняет Озерск. В разные годы за нами шли: Трехгорный, Южноуральск, Челябинск. Но Снежинск всегда был лучшим. Это связано с исторически сложившейся системой образования, начиная с дошкольной, в нашем городе. В целом городской округ задачу образования решает успешно.

– Ваши пожелания старшеклассникам.

– Любой экзамен – это стресс. Но не следует относиться к ЕГЭ как к страшному испытанию — ведь в будущем выпускников школ ждет множество куда более сложных проблем. Необходимо сделать правильный выбор с продолжением своего образования, оно может быть разным: и высшим, и средним. Хочу пожелать всем старшеклассникам здоровья, благополучия, спокойствия, а также с оптимизмом смотреть в будущее.

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку