Четверг, 28 Марта 2024

Школа настоящих мужчин

19.02.2010 Корреспондент: Кизильский

Интервью с профессиональным бойцом российской армии\

Школа настоящих мужчин
 
• Интервью с профессиональным бойцом российской армии
 
…На экране монитора мелькают страшные кадры военной хроники. Искореженная боевыми снарядами техника, разрушенные города, исковерканные остатки человеческих тел… Нет, это не память о Великой Отечественной, это суровая реальность тех самых «горячих» точек, где по долгу службы довелось познать все ужасы настоящей войны мальчишкам конца XX века. Афганистан, Чечня, Нагорный Карабах, Приднестровье… В то время, как миллионы россиян спокойно спали под мирным небом, в местах военных конфликтов гибли тысячи солдат срочной службы. И один за другим летели на родину «чёрные тюльпаны»...
15 февраля исполнился 21 год со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Эти годы не излечили боли потерь и не ослабили память о тех, кто честно и самоотверженно выполнил свой интернациональный долг. Значение ратного подвига солдат и офицеров за эти годы мы стали понимать сильнее и глубже.
В числе не вернувшихся с той войны есть и наши земляки. В память о них и всех погибших в «горячих точках» в селе Кизильском по инициативе активистов Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» был заложен мемориал.
Передо мной сидит лидер этой организации – Виталий Рощектаев. Военный разведчик, старший прапорщик погранвойск, за плечами которого множество войн в разных частях света, целая школа выживания в экстремальных условиях… Это из его архива мы несколько минут назад просматривали кино- и фотохронику. И я заметила, как неровно задышал этот крепкий человек со стальными, казалось бы, нервами, знающий о современной войне всё…
– Виталий Владимирович, скажите честно: зачем вы столько раз играли со смертью? Неужели не было страшно?
– Да было, конечно. Не поверю тому, кто скажет, что на войне не страшно. А когда ты молодой и не обстрелянный – страшно вдвойне. Но желание служить от этого у меня лично не пропало. Наоборот.
– Как складывалась ваша военная карьера? Ведь разведчик – специальность серьезная, требующая особых качеств и подготовки.
– У меня ещё со школы была цель: прослужить в армии лет, так скажем, десять. Получилось – 14 (!). Призывался я из Брединского района. В учебном центре в Елани получил специальность механика-водителя БМД (боевой машины десанта – прим. авт.). После учебки мне предложили разведшколу. Пошел, не раздумывая. Наверное, по зову предков. У меня прадед по линии отца был атаманом в Увельском районе. Дед прадеда входил в казачью сотню, которая воевала с турками под Плевной. А дед по материнской линии всю Великую Отечественную прошёл войсковым разведчиком после окончания Московской разведшколы. Пришёл домой в 1947 году в звании майора. Так что, разведчик я, можно сказать, потомственный. После окончания курсов спецподготовки меня направили в пограничные войска. Первое боевое крещение прошёл в Нахичевани, в Армении. Там же увидел первые трупы. На нашем участке азербайджанцы вырезали армянскую семью. Конечно, нас психологически готовили к тому, что будет кровь, смерть. В конце концов, человек ко всему привыкает, со временем восприятие несколько притупляется. Да в боевых действиях ни о чём и не думаешь, только о том, как сохранить жизнь свою и своих товарищей, не пропустить врага дальше… За годы службы довелось побывать в разных точках: Таджикистан, Киргизия, Приднестровье, Чечня – первая и вторая кампании, даже в ЮАР занесло на 4,5 месяца. Выполняли там боевое задание по приказу.
– В такие моменты ощущается чувство Родины за спиной?
– Конечно. Если выходишь за пределы Российской Федерации, гордость тебя распирает: ты стоишь на чужой земле, а в тебе кусочек Родины. Это не рассказать в двух словах, это надо прочувствовать… Да и испокон веку погранвойска первыми принимали на себя удар. Пограничники – они, как никто другой, понимают, что позади – Родина, и надо сделать всё возможное и невозможное, чтобы не пропустить врага.
– Разведчик – профессия особая. Туда кого попало не берут (я невольно кошусь на крепкие кулаки моего собеседника, с костяшек которых не сходят мозоли), – вы как-то используете в гражданской жизни навыки, приобретенные в спецшколе?
– Не скрою, могу многое. Тонко владею техникой рукопашного боя – кандидат в мастера спорта по самбо, в совершенстве владею холодным и огнестрельным оружием – выбиваю десять из десяти. Цепкая память помогает ориентироваться в незнакомых местах, узнавать в лицо человека, которого случайно видел год назад… Знаю, как одним ударом нейтрализовать человека, хотя этим редко приходилось пользоваться. Специфика разведки ведь заключается в том, чтобы не дать себя обнаружить. Работаем небольшими группами от трех до двенадцати человек. Нас практически не видно, каждый знает своё место. Задачи бывают разные: выявить место нахождения врага, взять «языка», уничтожить тот или иной объект. Советую посмотреть фильм «Диверсант». Он использован в качестве учебного пособия. Там всё реально. Ещё – «Грозовые ворота». Там тоже показана часть программы, которую должен освоить каждый разведчик. Вообще, у нас очень строгий профотбор. Проще, наверное, попасть в космонавты…
– Вот слушаю вас, и склоняюсь к мысли о том, что армия всё-таки близка далеко не каждому. Не все готовы принять суровую романтику армейских буден, не говоря уже о более серьезных испытаниях. Так нужно ли служить всем подряд?
– Служба в рядах Вооруженных Сил, я считаю, это священный долг каждого гражданина РФ. Это первое. Во-вторых, не надо бояться армии. Она даёт мальчишке, прежде всего, статус мужчины. Он оттуда приходит красивым, возмужавшим, сильным. На него уже можно положиться, он – надежда и опора, защитник Родины.
У нас, например, никакой дедовщины не было. Да и как при таких отношениях пойдешь в разведку?! Человека же сразу видно, что он из себя представляет, буквально с первых дней службы. Люди разные. Одни идут в армию, чтобы сделать карьеру, другие – лишь бы отслужить и скорее вернуться домой. Но первоначальную подготовку должны пройти все. Контрактная же армия будет только в четырёх частях: пограничных, воздушно-десантных войсках, морской пехоте и войсках спецназа МВД. Лично я готов подняться по особому распоряжению в любое время.
– А вы не думали о том, чтобы как-то заинтересовать подростков, настроить их на службу в армии, передать какой-то опыт?
– Почему же? Планы такие есть. В мае намечаем военно-патриотические сборы для учащихся. Можно организовать кружок или секцию, где мы могли бы уже чему-то учить будущих солдат. Каждый мужчина должен УМЕТЬ защищать своё Отечество.
Т. ИВАННИКОВА.
P.S. К сожалению, мы не можем представить нашего собеседника визуально в силу специфики его военной профессии. Из личного архива он разрешил взять только это фото.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку