Четверг, 12 Декабря 2024

ВЗРОСЛЫЕ ТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА

20.03.2010 Корреспондент: Сельские

Конкурс театрального мастерства «Признание», проводимый среди школьных коллективов, уже в третий раз состоялся в Брединском районе.

Взрослые темы школьного театра

Конкурс театрального мастерства «Признание», проводимый среди школьных коллективов, уже в третий раз состоялся в Брединском районе.  В русской культурной традиции театр всегда воспринимался и воспринимается как центр духовной и художественной жизни. Поэтому он является неким срезом, носителем самых характерных черт сообщества, помимо этого, воплощает в себе возможность художественным языком сказать то, что «официально» говорить нельзя. И школа тоже, как ни удивительно, является этаким центром притяжения. Однажды найденная брединскими преподавателями метафора, что не стоит село без школы, как без праведника, «работает» и в этой ситуации. Действительно, школьные мероприятия становятся сложнее и глубже по своей сути и притягивают не только своих же школьных зрителей, но и вполне состоявшихся и зрелых людей. Удачная форма общения со зрителем через представление, сложная, редкая и этим ценная сама по себе – событие культурной жизни района, хоть, на первый взгляд, не представляется чем-то особенным и из ряда вон выходящим. В отличие от эстрадного танца или песни, которые мы на каждом празднике видим и слышим со сцены районного ДК, театральный конкурс имеет свое свежее юное лицо. Но его нельзя назвать детским.
Девять из пятнадцати школ привезли свои спектакли в Брединскую детскую школу искусств и ДК им. А.С. Пушкина. Параллельно спектакли шли и там, и там, поэтому, «где успели, там и сели». Не рассчитывая увидеть большое число зрителей, я была удивлена тем, как много собралось в залах людей, несмотря на ранний час и рабочее время. К концу представлений, конечно, зрителей поубавилось.
На «большой сцене» ДК расположился театр-студия «Зеркало» Брединской школы №1 с постановкой по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», приуроченной к 65-летию Великой Победы. Что интересно, студия не побоялась использовать классический сюжет для своей постановки, несмотря на то, что существует прекрасный фильм 1972 года Станислава Ростоцкого, снятый по одноименной повести. Фильм стал поистине народным, одной из самых любимых лент, посвященной теме войны. И сказать после него что-то новое, а тем более в театральном пространстве, было бы непросто. Режиссер постановки учитель русского языка и литературы Галина Захарова считает, что именно благодаря тому, что «это хорошая добротная классика, правдивая и талантливая вещь» спектакль хорошо смотрится со сцены, его тема в условиях подготовки к празднованию годовщины Великой Победы актуальна и еще долго не устареет. История о девушках-добровольцах со старшиной, которые приняли неравный бой с фашистами ценой своей жизни, трагична. И трудно передать психологизм и трагизм человека-героя, не опускаясь до патриотических сентенций и пафоса. Художественным решением для этой постановки стало возникновение «теневого театра» – второго плана пьесы. Шелковое зеленое полотно разделяло всю сцену на две половины, на переднем плане мы видим всех реальных героев, слышим диалоги старшины Васкова и Риты Осяниной, Жени Комельковой. А на зеленом полотне, символически выражающем даль, ходят тени немцев с оружием и в касках, гибнут одна за другой девушки: кто расстрелян, кто не смог выбраться из болотных топей Карелии.  Известная сцена, когда Лиза Бричкина уходит в грязную тягучую жижу и погибает в ней, тоже выражена тенью на полотне, но при этом продублирована на интерактивном экране, который установлен тут же в зале. Черно-белый эпизод известного фильма отсылает зрителя к его культурной памяти, к фильму Ростоцкого, объединяется с теневым театром и сопровождается закадровым текстом из книги Васильева. Честно, при таком драматическом моменте потеют ладони. Вот этот эффект «многоглазия», полифонизма, как сказал бы культуролог М. Бахтин,  передает одновременно множество мыслей, чувств, создает необходимое напряжение. Как рассказывает Галина Захарова, труднее всего актерам было пластично, реалистично, показательно двигаться  на полотне.
– Но очень радует то, что ребята выступили на подъеме. Самое интересное – это, конечно, репетиционные процессы, то, как идет подготовка спектакля. Организационные способности здесь проявила  Наташа Крутова. Трудно было найти реквизит, часть мы сделали сами. Те же ружья, сменные декорации помогли приготовить учителя технологии Юлия Высоцкая и Петр Михалев. Мы постарались использовать вещи-показатели эпохи: крынки, котелки, вещмешки. Их нам предоставили пограничники, а Юрий Михайлович Дзюба принес фляжку, – рассказывает Галина Захарова.
Из всего этого получился неплохой, на мой взгляд, спектакль, подлинно «народного» театра. Жюри, которое состояло из трех человек (методист отдела образования Елизавета Жаманкулова, художественный руководитель РДК Ирина Дерновая и учитель русского языка и литературы школы №97 Светлана Бражникова) оценило режиссерскую работу «Зеркала» и актерский талант труппы. Владимир Лемешко, который играл старшину Васкова, занял первое место в номинации «Лучшая мужская роль». Также Брединская СОШ №1 стала победителем в номинации «Лучшие декорации» и заняла второе место в «общем зачете» среди всех театральных коллективов.
Второе место она поделила с фаворитом прошлого театрального сезона – Амурской школой. В этот раз амурчане погрузили нас в пряные арабские сказки. «Волшебная лампа Аладдина», музыкальная и поэтичная история любви бедняка к принцессе Будур. Как много все-таки точек соприкосновения имеют между собой культуры: чем не любимый сюжет русских сказок, где бедняку помогает волшебная сила, чем не мечта современных людей. Такой контраст с серьезной военной темой еще больше расширяет границы конкурса, позволяет участникам выразить себя в разных жанрах. По-восточному яркие декорации: шатер султана, танец живота одной из его наложниц, ожививший сильную половину зала, множество подушек, наряды, звенящие монисты, задумчивая Шехерезада, ведущая свой рассказ, сидя на персидских коврах, и, конечно же, лампа Аладдина. Такое погружение в сказочность, такая достоверная игра актеров, что, когда Аладдин трет бока лампы, кажется, Джин самый что ни на есть настоящий, сейчас синим дымом взовьется в зале! Тандем Владимира Ильченко и Алексея Валеева был находкой этого театрального коллектива. Аладдин и его верный Джин заставили смеяться и веселиться весь зал.
 «Малая сцена» школы искусств предоставила подмостки остальным участникам конкурса, где Рымникской школой и было завоевано первое место за лучшую театральную постановку. На этом спектакле можно было просто закрыть глаза и слушать. Сразу стало понятно, что эта труппа поборется за первое место. Как было заявлено в ремарке, пьеса воссоздает события 90-х годов. «Северный Кавказ. Одна из локальных войн. Полуразрушенный подвал жилого дома» – вот реалии пьесы. Основу составляет рассказ о том, как несколько матерей отправились, скорее всего, в Чечню, на поиски своих без вести погибших сыновей. Пространство разделено на две части: мир живых и страдающих людей, матерей, на головы которых все время сыплются осколки. И не менее сложный загробный мир, где погибшие солдаты в белых прозрачных одеждах надеются быть найденными. Это произведение оказалось очень тяжелым для восприятия, события этих «локальных» войн находятся не так далеко от наших дней, поэтому первое время зал находился в трансе, делая выбор, смотреть или нет это нервное и глубоко психологичное произведение. Девушки с какой-то ужасающей взрослостью, диссонирующей с их нежными лицами, играли матерей, уставших от жизни и все-таки надеющихся найти своих сыновей. Многие в зале плакали, хотя трудно сказать, что декорации, костюмы актеров были на высоте. Самой сильной нотой, конечно, было режиссерское решение разделить пространство на воображаемое и действительное, а также очень достоверная игра актеров. Девочки после спектакля поделились тем, что было интересно:
– Мы готовились целый год, все было отлажено до мелочей. В начале репетиций не могли войти в роль и местами было даже смешно, хотя какой тут смех, но потом все встало на свои места. Самым трудным было плакать или кричать на сцене, выражать свои эмоции. Сделать это настоящим было очень сложно.
Но это того стоило и Рымникская школа заняла места почти во всех номинациях.
Комсомольская СОШ привезла спектакль о терпимости, о встрече двух поколений, о возрождении неонацизма в России. Поразительно, насколько точно здесь схвачена черта времени. Старшее поколение, которое воевало с фашизмом и остановило его, вынуждено на старости лет видеть, как собственные внуки рисуют свастику в подъезде и кричат: «Бей жидов, спасай Россию!». Только спасать от кого? В этой пьесе интересно наблюдать, как перевернулось и извратилось сознание молодого поколения. Понятно, что это обобщающий портрет, но он имеет место быть. В конкурсе участвовало еще несколько театральных коллективов: Павловской СОШ, БСОШ № 2, Атамановской СОШ. Калининская школа с представлением «Учительница первая моя», альтернатива сериалу «Школа», по заявлению руководителя Татьяны Лапиной, заняла третье место.
В таких границах расположился репертуар прошедшего конкурса. Но при этом все спектакли смотрелись цельно и гармонично, выбор каждого был понятен и обоснован, а темы действительно были серьезными. В силу направленности во вне, такой школьный «совокупный» театр почти без преувеличения можно назвать зеркалом, в котором мы видим, осознаем и постигаем себя.

Елена ЛАТЫШ

Фото Сергея КИСЕЛЕВА,
     Анастасии СИЛАЕВОЙ

 

 

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку