Четверг, 19 Сентября 2024

Из истории края

20.04.2010 Корреспондент: ЗнамяТруда

Я родился и вырос в деревне Большое Таскино, по-башкирски Зур Тагеш.  Несмотря на свое  название, в довоенную пору это была небольшая  деревушка  - темная,  бедная, не больше 50-ти  дворов.\
Правда, был у нас свой колхоз  с фермой крупного рогатого скота,  конным двором и зерноскладом. Колхозники сеяли хлеб, выращивали  скот.  Была своя начальная школа, но ни сельсовета, ни почты, ни магазина у нас не было. Несмотря на все это,  Таскино не являлось медвежьим углом, глушью по той простой причине, что стояла деревенька, да и ныне это продолжает делать, на трассе Челябинск- Свердловск. А дорога, как известно, - это жизнь.\

Òðàãè÷åñêàÿ ñóäüáà Íóðûøà - áîðöà èç íàðîäà

 

Неизменным чемпионом в борьбе куряш  был этот простой деревенский человек

 

Я родился и вырос в деревне Большое Таскино, по-башкирски Зур Тагеш.  Несмотря на свое  название, в довоенную пору это была небольшая  деревушка  - темная,  бедная, не больше 50-ти  дворов.

 Правда, был у нас свой колхоз  с фермой крупного рогатого скота,  конным двором и зерноскладом. Колхозники сеяли хлеб, выращивали  скот.  Была своя начальная школа, но ни сельсовета, ни почты, ни магазина у нас не было. Несмотря на все это,  Таскино не являлось медвежьим углом, глушью по той простой причине, что стояла деревенька, да и ныне это продолжает делать, на трассе Челябинск- Свердловск. А дорога, как известно, - это жизнь.

Население деревни к 1940 году насчитывало всего 184 человека, из них 92 – мужчины и столько же женщин. Совсем, как видим, мало народа. Но в то же время имел место и необъяснимый парадокс в судьбе этой деревеньки, который заключался в том, что из нее  в довоенный период вышло довольно много известных и грамотных  людей. А в ней, повторюсь, кроме  начальной школы не было более ничего из очагов культуры и просвещения. Даже клуб с библиотекой - и и те отсутствовали.

Так вот, уже до войны был известен поэт Г. Салям, который слагал гимны новой жизни в Башкортостане. Там же стал известен его младший брат Лукман  Галимович Галимов, который работал I секретарем Белорецкого горкома  КПСС и возглавлял ряд партийных  организаций в сельских районах. Перед выходом на заслуженный отдых Л. Г. Галимов  занимал должность секретаря Верховного Совета БАССР.

Из  нашей деревни вышло много учителей, среди них Г. А. Бикаев, его сестра                Д. А. Бикаева, В. С. Яминев (муж Бикаевой),            Ш. М. Яминева (моя двоюродная сестра),  мой отец Ш. С. Тагиров и я сам.

И был знаменитым до войны на всю округу еще один человек из нашей деревни. Это был обычный сельский житель. Имел семью - жену и четверых детей. Самое первое место  занимал в Таскино по бедности. Все  хозяйство его состояло из одной небольшой избы, в которой даже чулана не было, как и ограды, двора,  хозяйственных  построек. Короче, сельская  голытьба.

Звали его Нурыш. По фамилии Тагиров. Да, это один из моих родственников. Полное его имя было  Нурмухаммат, а Нурыш – деревенская  кличка, без которой в ту пору мало кто обходился.  Но при  этом Нурыш был самый сильный и здоровый мужик нашей деревни. И еще отличительной его меткой являлось то, что был он неграмотен: ни читать, ни писать не умел.  До революции батрачил, с создания колхоза служил конюхом на конном  дворе. Но главным  занятием у него, как я уже говорил, была борьба. Непревзойденным мастерством,  даже талантом обладал в куряше, имел чемпионский титул по итогам всех  известных нам  праздников, сабантуев, йыйынов (всенародных  сходов). Одним  словом, он был национальным героем всей башкирской  округи. Чем тебе не слава современных атлетов, спортсменов, любимых  народом?

Но немало у него было, вследствие всего  вышесказанного, и  недоброжелателей да и откровенных врагов. Всему виной была зависть других борцов в куряше из-за  его чемпионства. Неизменен мир, и кажется, черная зависть никогда не сойдет с подмостков жизни!

И все-таки безмерна была слава у Нурыша,  как  и народная  любовь к нему. Были и те, кто поддерживал борца, как  сегодня можно было бы сказать,  спонсорством.  Одним из таких и основных был наш  местный бай Фахрислам. На многих турнирах он представлял Нурыша от своего имени и  преисполнялся гордостью за его  многочисленные  победы.

Тянулся, как ни странно, к своему благодетелю и наш батыр. И в этом случае  ларчик тоже просто  открывался. Ведь бай выдавал своему протеже за победу в турнирах и премиальные, кроме того, что тот зарабатывал на турнирах за чемпионство: барана, коня, богатые халаты и т. д. Вот и хватало потом Нурмухаммату призовых денег на прокорм семьи между  различными соревнованиями. Чем опять же не сравнить это с призовыми деньгами да  подарками нашим чемпионам с олимпиад, мировых  первенств в виде дорогих, престижных иномарок и квартир, которыми осыпают успешных атлетов руководители  страны и регионов!

Так что, как видим, достижения в спорте были  делом как  всенародным, так и государственным, политическим во все времена. Остаются таковыми и поныне.

Однако,  порой и на пике любви и славы народной иные судьбы складывались трагически. Так вышло и с нашим Нурышем.

Но прежде  был еще один турнир, на который съехалось много борцов с ближней и дальней округи. Проходил он в день  большого  йыйына (схода) башкир на берегу озера Калды. И  опять  Нурыш не оставил своим соперникам ни малейшей надежды, обыграв всех, кого выставляли на  круг против него. Он опять чемпион!

А до турнира Фахрый-бай готовил Нурыша по своей  всегдашней методе. Он на месяц закрыл его в собственном амбаре, поил, кормил, заставлял заниматься  физическими упражнениями. Даже к семье не пускал. Опять же можно вспомнить о сегодняшних сборах атлетов, когда они живут на спортивных базах в отрыве от семьи  при подготовке к ответственности стартам.

Конечно, методики Фахрый-бая не сохранились, остались в народной памяти лишь сам факт подготовки Нурыша  и его  очередная, легендарная победа.  Но именно она стала последней каплей, которая переполнила  чашу желчи завистников. Застрочили они доносы на Нурмухаммата, что он ругает Советскую власть, недоволен жизнью новой.  А шел 1936-й год, когда  репрессии набирали жуткие обороты. Взяли быстро и Нурыша, предъявили ему,  неграмотному крестьянину, обвинение в шпионаже в пользу Японии и в тот же год  расстреляли в  Оренбурге.

Писали доносы и на моего отца Шагивали Тагирова. Возможно, клеветали на него как на родственника, хоть и дальнего, Нурыша Тагирова, а, возможно, кое-кого он не устраивал, как председатель местного колхоза.  Спасло отца то, что оставил он  председательское  кресло и уехал учительствовать в соседний Аргаяшский район. А смерть свою он встретил в боях с немецко-фашистскими захватчиками в марте 1944 года в Калининской области. Погиб за свободу и независимость СССР,  как было сказано в похоронке…

Д. ТАГИРОВ, селькор.

д. Ибрагимово.

 

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку