Пятница, 26 Апреля 2024

О войне, о маме, о себе

05.05.2010 Корреспондент: Наша газета

Прошло 65 лет со дня окончания войны. Мне уже 71 год, я бабушка и\
прабабушка, но боль утраты и обиды осиротевших детей не заглушить никогда.

Лидия Александровна Иванова

О войне, о маме, о себе

 

Прошло 65 лет со дня окончания войны. Мне уже 71 год, я бабушка и
прабабушка, но боль утраты и обиды осиротевших детей не заглушить никогда.
                               

Осенью   1940-го мой  отец,  Александр  Степанович  Николаев, был  призван  в ряды  Красной Армии. Службу проходил в Мурманске. Мама, Ефросинья Андреевна, осталась с двумя малолетними детьми.  Мне в то время было полтора года, а брату Саше – три с половиной. Жили в деревне, в тридцати километрах от Смоленска.

На третий день войны часть, в которой служил отец, была поднята по тревоге и отправлена на фронт. Шестого июля он уже участвовал в первом бою (об этом папа писал нам). Воевал на Карельском фронте, защищал северные окраины страны. Эти подразделения Красной Армии не позволили создать второе кольцо блокады Ленинграда, к чему так рьяно стремились финские и немецкие войска.

В сентябре 1941-го немцы захватили Витебск, Смоленск и другие города и деревни области. Мы оказались в оккупации. Время было страшное, жили в постоянной тревоге. В нашем районе развернулись оборонительные и наступательные действия войск Западного и Резервного фронтов и было задержано наступление гитлеровцев на Москву. Долгое время мама не знала, где отец, жив ли, а он не имел сведений о семье.

А в это время в нашем доме поселились незваные гости – немцы. Нас потеснили в маленькую комнатку и стали хозяйничать. Мама пережила страшный стресс, боясь за детей.   Ненавидела немцев лютой ненавистью, не могла с ними общаться, чем вызывала подозрение.

Мама рассказывала, что у брата была курточка с блестящими пуговицами и звёздочками на них. Немцы неоднократно приставляли к его груди кинжал и говорили, что это маленький партизан и его надо убить.

Со всеми вопросами по хозяйству фрицы обращались к нашей бабушке, Анастасии Яковлевне. Маленькая, хрупкая с виду, она оказалась сильной и бесстрашной. Запретила немцам гоняться с коромыслом за курами по огороду и раскочегаривать печь, так как они не умели топить и могли спалить дом. Требовала выключать свет, когда мы, дети, спали. И захватчики, как ни странно, слушались её.

Немцы угоняли в Германию молодых девушек, которые не успели эвакуироваться, отбирали скот. Поэтому большую часть времени многие женщины, в том числе и моя мама, проводили в лесу со своими рогатыми кормилицами, так как остаться в то время без коровы – значит голодать. Мы все вместе молились Господу Богу и просили, чтобы он сохранил нашего папу и корову Муську.

Наши войска освободили Смоленскую область только в 1943 году. Я помню, как поспешно собирались и драпали немцы. Все опасались, что оккупанты напоследок совершат какие-нибудь злодеяния. В нашей деревне они успели сжечь только один овин, в котором ночевали партизаны и хранились снопы. А соседние села горели.

Наутро, буквально по пятам фашистов, пришли наши уставшие и запылённые солдаты-освободители. Трудно выразить словами ту радость, которую испытали мы, встречая их. Взрослые и дети выбегали на улицу, целовались, плакали от счастья, выносили еду, старались накормить своих защитников.

Наконец возобновилась связь с отцом, мы стали получать письма. Он рассказывал о трудностях, которые ему пришлось пережить: жили в окопах, спали не раздеваясь, не мылись месяцами. От нехватки витаминов и сурового климата он заболел цингой, потерял зубы, застудил ноги. В одном из писем есть такая фраза: «Выбрал минутку и пишу тебе, Фруза, в окопе на колене, над головой свистят пули...». В каждом послании спрашивал: «Как дети, подросли ли? Береги, Фруза, детей. Если надо, продавай мои вещи, одежду, покупай детям лекарство и самое необходимое...».

В феврале 1945-го папа написал, что совершили пеший трехсоткилометровый марш. Пришлось пережить много трудностей, очень измотался, чувствует большую усталость, все ноги в мозолях. Писал, что они находятся на чужой территории и скоро перешагнут границу с Германией. Последнее письмо, очень коротенькое и тревожное, он написал 21 марта, а 23-го «верный присяге, проявив геройство и мужество, старший сержант Николаев Александр Степанович погиб». Так сообщили в извещении. Похоронен он в населенном пункте Маршау в Польше. Чуть раньше мы получили письмо от однополчанина отца. Это он взял из кармана его гимнастёрки фотографии, которые всегда были при папе, и переслал нам, коротко сообщив о смерти друга. Взяв из рук почтальона письмо с чужим почерком, мать сразу поняла, что пришла беда. Так мы стали «безотцовщиной», а молодая, красивая мама – в 34 года вдовой. Она очень любила отца и продолжала ждать до конца жизни. С тех пор День Победы для нас является поистине праздником со слезами на глазах и с болью в сердце.

Очень трудными были и первые послевоенные годы. Хозяйство пришло в упадок. Не было семян, сгорел хлев вместе с кормилицей Муськой. Голодали. Мы, маленькие дети, собирали картошку, лебеду, подбирали колоски на поле – за это более старшие из нас дети могли угодить в тюрьму. Бабушка из этих «продуктов» готовила нам «блюда», отвратительный вкус которых я помню до сих пор. Наши сверстники, у которых отцы вернулись с фронта, жили гораздо благополучнее. Но мы выстояли. Мама взяла себя в руки, трудилась в колхозе, ее ставили в пример и выдвигали на общественную работу –  депутатом сельского совета, членом ревизионной комиссии и т.д. Позднее маме доверили руководство животноводческой фермой. Большую часть времени она была на работе. А нас воспитывала бабушка, вернее, мы воспитывались сами.

Мама всегда говорила, что нам нужно получить хорошее образование, и мы стремились к этому. Окончили среднюю школу. Во время летних каникул работали, старались заработать на школьную форму, на хлеб.

Саша с детства решил, что станет военным и будет мстить за отца. После школы поступил в Петрозаводское военное училище и по его окончании был направлен в воинскую часть № 3468. Вскоре к нему переехала на постоянное место жительство мама, потом я с семьёй.

В 1978 году ушла из жизни мама, наша милая мудрая мама, которая заменила нам и отца. После похорон я предложила брату Саше взять что-нибудь на память о ней. Он оставил себе  только часть отцовских писем.

Мама была награждена медалями «Участнику трудового фронта», «Ветеран труда», а также юбилейными, имеет 35 поощрений за добросовестный труд.

25 февраля 2009 года ушёл из жизни полковник А.А. Николаев, мой единственный и любимый брат, которым я всегда гордилась и горжусь. Это был честный и преданный своему делу офицер. Я же окончила техникум и юридический институт. Работала во ВНИИТФ, с июля 2009 года – на заслуженном отдыхе.

                                                                                                                                                         

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку