Суббота, 7 Сентября 2024

Год учителя-2010: поиск и новаторство

25.05.2010 Корреспондент: ЗнамяТруда

Наша  газета уже не раз сообщала о том, что Тахталымская средняя школа  является экспериментальной площадкой для  педагогических изысканий по теме «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся сельской школы \
в условиях ИКТ-насыщенной образовательной  среды».\

       Доктор педагогических наук Д. Ф. ИЛЬЯСОВ:
 
«Результаты труда –существенные…»
 
- Так оценено участие педагогов
Тахталымской школы в трехлетнем областном научном эксперименте
 
Наша газета уже не раз сообщала о том, что Тахталымская средняя школа является экспериментальной площадкой для педагогических изысканий по теме «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся сельской школы  в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды».
Как отметил куратор проекта – Д. Ф. Ильясов, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО), доктор педагогических наук, - из 6 экспериментальных площадок в школах области только 2 – сельские. Одна из них – Тахталымская школа. «Оценивая трехлетнюю работу педагогов школы в рамках проекта, - сказал Дмитрий Федорович, - хочу отметить существенные результаты их труда. А сейчас, по завершении эксперимента, я бы посоветовал тахталымским педагогам выйти на более высокий уровень. Институт предлагает заключить со школой договор на предмет того, чтобы стать ей площадкой для обмена опытом работы с коллегами из школ области».
18 мая в Тахталымской школе состоялась заключительная открытая научно-практическая конференция по названному проекту, в которой приняли участие завучи и педагоги школ района. В работе конференции также приняли участие специалисты ЧИПКРО во главе с куратором проекта Д. Ф. Ильясовым, руководители методических отделов управлений образования нашего района Ф. Г. Аюпова и ее коллега из Аргаяшского района.
Педагоги Тахталымской школы представили на суд участников конференции обобщенный опыт экспериментальной работы: в рамках проекта была разработана технология формирования интереса у детей к осознанному обучению и познанию.
В ходе научно-практической конференции учителя Тахталымской школы дали открытые показательные уроки.
Учитель информатики Р. В. Калимуллина, имеющая высшую квалификационную категорию, провела урок комбинированного типа, когда получают новые знания и тут же учатся применять их. Дети-шестиклассники на уроке осваивали анимацию – учились создавать … мульт-фильмы на компьютере, то есть практически осваивали методы программирования.
Открытый урок биолога З. М. Валишиной, также учителя высшей квалификационной категории, был дан по теме «Темперамент». С помощью мультимедийного проектора, компьютера, раздаточного материала ребята узнали типы темперамента, а на примере сказочных персонажей из «Невероятных приключений Буратино» самостоятельно определяли, кто из Буратино, пуделя Артемона, черепахи Тортиллы и Пьеро является холериком, сангвиником, меланхоликом, флегматиком. Кроме того, школьники, ответив на вопросы теста, определили еще и собственный тип темперамента.
Прекрасный и методически-грамотный урок в 9 классе показала учительница иностранного языка Л. З. Тазеева, которая весь урок общалась с детьми только на английском, и было видно, что ученики ее прекрасно понимают. Д. Ф. Ильясов, присутствовавший на уроке Луизы Закарьевны, отметил эту насыщенную языковую среду, а также то, что использование игровых технологий на уроке (монологи, диалоги, инсценировки) повышает интерес учащихся к предмету и позволяет лучше усвоить материал.
В Тахталымской школе в ходе реализации научного проекта в течение трех лет наблюдали и за эмоциональным состоянием учащихся. Доклад об этом на конференции сделала классный руководитель 8 б класса З. И. Байрамгалина. Диагностика уровня тревожности велась по так называемой методике Филипса. Земфира Ирековна сообщила, что у педагогов было предположение: не мог ли эксперимент повлиять на психологические особенности детей?
Тестирования учащихся проводились в течение всех этапов эксперимента. Последний тест на определение уровня напряженности в ученической среде был проведен в этом учебном году. Данные трех лет сложились в диаграмму, по которой четко прослеживается: уровень тревожности по всем факторам шел на снижение, что свидетельствует о благоприятном микроклимате в ученическом коллективе. При этом данные диагностики позволили вычислить эмоциональное состояние персонально каждого ученика. Значит, с «обладателями» высокого уровня тревожности можно уже вести конкретно индивидуальную работу, зная, чем именно обусловлена напряженность ученика: страхом самовыражения, переживаниями в семье, низкой самооценкой, осознанием ничтожности своих знаний, боязнью не усвоить учебный материал и т. д. З. И. Байрамгалина уверена, что эмоциональное благополучие детей не должно ограничиваться только рамками психологической работы и внеучебных мероприятий.
Работа педагогов и обязательно – родителей должна быть целостным, единым процессом. А педагог, как профессионал, должен управлять им и в школе, и в семье. Кстати, на следующий учебный год Земфира Ирековна, в качестве классного руководителя, планирует проведение занятий с родителями по организации рабочего дня учащихся. Вывод из доклада З. И. Байрамгалиной: при постоянной работе, направленной на формирование эмоционального благополучия, можно достичь больших результатов, предупреждая и исправляя конкретные «точки» напряженности среди учеников.
Научно-практическая конференция в Тахталымской школе вместила в себя и «круглый стол», и проведение дебатов с конкретной темой, где две команды педагогов аргументировали высказывания «за» и «против».
Кстати, о дебатах. Учитель русского языка и литературы Г. А. Гайсина и учитель истории А. Д. Султанова практически показали применение технологии «Дебаты» во внеурочной деятельности классных руководителей. Они организовали эти дебаты прямо тут же, в конференц-зале.
Завершилась конференция концертом, который дал для педагогов в Доме культуры народный коллектив «Ялкын».
Завершая конференцию, доктор педагогических наук Д. Ф. Ильясов сказал, что три года назад, в начале эксперимента, ставилась цель – получить положительный результат в формировании учебно-познавательной мотивации учащихся в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды через развитие личностных качеств учеников. Ведь современные технологии в школе – не самоцель, а скорее помощник слову учителя, который должен учитывать все возрастные особенности учащихся.
Д. Ф. Ильясов отметил, что это был смелый шаг со стороны директора школы А. Х. Зарипова - взять под свою ответственность реализацию трехлетнего проекта. Коллектив достойно справился с задачей, а школа имеет право стать площадкой для обмена опытом.
Остается сказать, что в ходе эксперимента педагогами Тахталымской школы было официально опубликовано более 30 научных статей в специализированном российском издании для учителей Российской Федерации.
Р. ДЕРХО.
   

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку