На страницах нашей газеты продолжаем встречи с членами городской общественной организации «Память сердца». Сегодня у нас в гостях Валентина Васильевна Хрычева
Далекие сороковые. Родилась я Каслях. Когда началась война, мне было три годика. Отца запомнила мельком, когда он уже уходил…. Он стоял около моей кроватки в военной форме, обнимал маму и говорил: «Ну, я ненадолго. Приду, всё равно приду. Только ждите меня». Мне подарил детское домино. Вот только это я и помню об отце. В семье нас было двое – я и ещё маленькая девочка, но она вскоре умерла от болезни.
Когда папа ушел на войну, мы переехали жить к деду. Семья была очень большая. Однажды к нам пришел человек из военкомата и сказал: «У вас две лошади, мы их забираем для фронта». Ну, дед и ответил: «Коня мы тебе отдадим, а лошадь нет. У меня девять душ, мне нужно их кормить».
Для фронта мы много делали. У деда на дому была мастерская, куда привозили шерсть, и он из нее катал мужские валенки. Это тяжелая работа, мама помогала ему. А прабабушка очень тонко пряла и вязала спицами специальные варежки для солдат, чтобы в них можно было стрелять. В мастерскую приходили помощники, кто умел вязать – вязали варежки и носки, кто умел прясть – пряли шерсть, а между делом пели и читали письма... Еще дедушка сажал табак, а девушки его рубили, сушили, шили кисеты. Работали бесплатно. Для фронта все делали бесплатно, это я прекрасно помню. Еще мы собирали посылки: шили мешки, все в них запаковывали и сдавали представителю военкомата. Все для фронта, все для Победы!
В мае 42-го года мы получили похоронку на отца. Я по рассказам моей тети запомнила, что последние два его письма были с Ленинградского фронта…
Помню, как война закончилась. В проулке (сейчас улица Энгельса), где стоял наш дом, 9 мая после полудня собрался народ. Все плакали: и от радости, что война закончилась, и оттого, что долго ждали, надеялись: теперь, может быть, и ещё кто-нибудь вернется. Вот так и отметили. Мы, ребятишки, конечно, тоже прыгали от радости. Мне тогда уже восемь лет было.
После войны я пытались узнать место гибели отца, отсылала запросы, но безуспешно. Только в этом году с помощью моей соседки Яны Будаевой нашла по Интернету сведения о том, что папа сложил голову в Эстонии в 42-м. Как только я узнала о месте захоронения погибшего в Великую Отечественную войну отца, стала плохо спать. Чувствую, что надо обязательно съездить и поклониться праху. Вместе с внуком
6 мая поехали в город Сланцы (под Санкт-Петербургом) на братскую могилу, перезахоронение в которую было в 1988 году.
Когда добрались до центрального кладбища, долго искали имя отца на мемориальных досках среди множества имен погибших защитников Родины. Нашли: Бабкин Василий Петрович. Положили гвоздики на мраморную плиту и поклонились до земли. Здесь же познакомилась с заведующей отделом культуры города. Она рассказала, что в их небольшом шахтерском городке три школьных музея, а в военкомате есть пленка со съемкой захоронения и документы, из которых можно узнать, по каким приметам опознали павших воинов. А я в ответ на радушный прием оставила портрет отца, копию похоронки и текст гимна нашей организации «Память сердца». Были и еще трогательные моменты в тот день. Это большое шествие курсантов, моряков, танкистов и штатских, которые возложили на захоронение большой венок.
Среди них шли, поддерживая друг друга, две 80-летние бабулечки, одетые в военную форму, а на голове – легкие шляпки вместо пилоток. У одной – 14 медалей, у другой – 15. Заинтересовалась, подошла к ним. Они рассказали, что воевать начали здесь и дошли до Берлина, обе были медсестрами. Когда одна из них после ранения выписалась из госпиталя, то догнала свою дивизию уже в Германии, а с подругой встретилась у стен рейхстага, вместе и Победу отпраздновали. Сюда ходят каждый год – к своим братьям и сестрам, с которыми вместе служили.
В следующий раз, если будут силы на поездку в Сланцы, постараемся предварительно договориться с сотрудниками военкомата и музея о встрече, чтобы побольше узнать о нашем воине Василии Петровиче Бабкине и других уральцах.
А в Снежинске, когда мы с внучкой ходим на городскую акцию со свечами, теперь ставим их к доске с надписью «Ленинград».
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.