Суббота, 26 Мая 2018

Быть настоящим хозяином

13.07.2010 Корреспондент: Горняцкая

Какими будут наши дома – зависит только от жителей

Какими будут наши дома – зависит только от жителей Быть настоящим хозяином Сфера ЖКХ Галина Павлова – Вот, посмотрите, как у нас красиво стало, – показывает Любовь Зыскина, – жительница дома № 10 по улице Моргунова ещё слегка пахнущий свежей краской подъезд. Подъезд, действительно выглядит именинником: блестят выкрашенные полы и панели, оттеняя белоснежные стены, покрытые не известью, а специальной отделочной краской. Аккуратно выкрашены и почтовые ящики, и чердачные люки, и подъездные двери. Особая радость – частичный ремонт кровли, из-за протекания которой квартиры второго этажа регулярно заливало дождями и талой водой. Теперь об этом напоминают только оставленные на чердаке кастрюли и вёдра, с помощью которых «ликвидировали» течь работники прежней управляющей организации. На очереди ремонт второго подъезда. «Горнячка» дважды писала об этом доме («ГП» от 6 апреля и 5 июня), жители которого возмутились бездействием управляющей организации «Комфорт-3» и обратились в прокуратуру. Надзорный орган выявил нарушения Жилищного кодекса РФ, внёс представление об их устранении и привлечении виновных должностных лиц к ответственности. А жильцы, проведя собрание, выбрали новую управляющую организацию (ООО «Интерьер», директор Ю.А. Стуров), которая буквально за пару недель преобразила подъезд, отремонтировала кровлю. Эта история вызвала живую реакцию со стороны горожан. Коркинцы звонили в редакцию, рассказывали о своих злоключениях с управляющими организациями, просили разъяснений, а некоторые, по примеру жильцов десятого дома, направили письма с требованием предо-ставить отчёты. Из разговоров выяснилось, что всех волнует качество услуг, их объём и стоимость выполняемых работ. Нетрудно подсчитать, сколько получают ежегодно управляющие компании за техническое обслуживание, и сопоставить с теми работами, которые фактически проведены в доме. Однако до сих пор действует старый стереотип отношений с жилищно-коммунальными организациями: мы платим и почти никогда не интересуемся, что реально сделано на наши деньги. А ведь по закону мы не просто «квартиросъёмщики», как до сих пор говорят в некоторых жилконторах, а собственники помещений. И только мы должны решать, каким способом, кто и как будет управлять нашим домом. Три дороги, три пути Первое, что должны сделать собственники жилья, если им небезразлична судьба дома, это выбрать способ управления. Жилищный кодекс предлагает три способа. Первый – непосредственное управление собственниками помещений. Это означает, что осуществление управленческих функций собственники выполняют самостоятельно. Второй способ – управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. В этом случае общее собрание создаёт в одной из названных форм юридическое лицо. И выбирает из двух вариантов управления один: либо самостоятельно управлять домом через выборные органы (например, правление), либо привлечь наёмного управляющего или управляющую компанию. И, наконец, третий способ – управление домом управляющей организацией. В этом случае общее собрание решает, кому отдать дом в управление, заключает с выбранной организацией договор. В договоре определяются права и обязанности как собственников, так и управляющей компании, порядок расчётов за пользование жилыми помещениями, ответственность сторон, условия расторжения и продления договора, а также порядок и формы осуществления контроля за исполнением обязательств управляющей организацией. Управляющая организация заключает договор с каждым собственником помещения. Договор должен содержать четыре обязательных приложения: список собственников помещений; акт состояния общего имущества; перечень коммунальных услуг, предоставляемых компанией; перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, включённых в оплату за содержание и ремонт жилья. А теперь вопрос: кто из жителей города, проживающих в домах, обслуживаемых «Комфортами», имеет на руках все эти документы? Или участвовал в общем собрании в своём доме и лично проголосовал за выбор той или иной компании? Опросив многих своих знакомых, я таких людей не нашла. На кого жалуемся? Довольно часто в редакцию пишут и звонят по поводу некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг. И невдомёк жалобщикам, что, по сути, они жалуются сами на себя. Ведь согласно Жилищному кодексу, контролировать деятельность управляющих компаний должны собственники жилья! Именно от нас зависит содержание работ и услуг, их стоимость по каждому конкретному дому. Управляющая компания должна ежегодно отчитываться о проделанной работе, полученных средствах и затратах с предоставлением подтверждающих документов. При составлении договора на очередной год жильцы вправе включить в него перечень как обязательных (по нормативам), так и дополнительных, но крайне необходимых дому работ, с указанием стоимости их выполнения с пересчётом на квадратный метр. Договор тоже надо утвердить на общем собрании собственников. Вот тогда и можно в конце года проверить выполнение управляющей компанией всех обязательств. Кстати, если управляющая компания не выполняет требования собственников, закреплённые в договоре, то вы вправе обратиться с заявлением в администрацию города, прокуратуру. А с недобросовестной компанией договор расторгнуть и выбрать другую. Однако, к сожалению, практика показывает, что в большинстве случаев собственники помещений самоустраняются от решения проблем по управлению своим домом. Ссылаются на занятость, на нежелание конфликтовать с работниками жилищно-коммунального хозяйства, а некоторые, купив жильё, сдают квартиры, годами в них не появляясь. Другие, вместо того чтобы добиваться от управляющих компаний выполнения обязательств, регулярно пишут письма в редакцию, требуя затем ответа «о принятых мерах». Пора нам всем понять, что никто, кроме нас, не наведёт порядка в собственном доме: ни государство, ни журналист, ни высокий начальник. И всё-таки среди горожан есть люди и даже целые дома (пример дома № 10 по ул. Моргунова), которые проявляют активность и берут управление в свои руки. Думается, что с ростом тарифов к осознанию активно участвовать в жизни дома и влиять на качество его содержания, придут вскоре многие. Надо работать с людьми! Такую фразу вычитала в Интернете, когда искала опыт других городов по решению проблемы участия жильцов в управлении своим жильём. Прозвучала она в выступлении руководителей Мурман-ска на «круглом столе». В нынешнем году Госстрой присудил городу специальный приз за то, как администрация, предприя-тия коммунального хозяйства работают с жителями. Так вот, для оказания помощи гражданам в их взаимоотношениях с управляющими компаниями, привлечения жителей к управлению собственным имуществом много делает администрация города. В частности, регулярно в местной прессе горожане информируются о своих правах, о работе управляющих компаний, которые действуют в городе. Специалисты администрации подготовили для жителей типовой договор на управление многоквартирным домом, памятку о существенных условиях этого договора, организовали консультационные пункты. Даже детей заранее готовят к тому, чтобы в будущем они стали грамотными и ответственными гражданами. Например, провели конкурс сочинений на тему коммунальных услуг. А информационные встречи, на которых отвечают на вопросы горожан, проводят не реже, чем раз в месяц. И, наконец, главное, без чего не может состояться рынок жилищно-коммунальных услуг: в городе всячески способствуют организации новых управляющих компаний, для того, цитирую: «чтобы собственники поняли, что у них есть выбор». Отчего же в нашем городе не проявляют такой отеческой заботы о собственниках помещений? Почему на рынке жилищно-коммунальных услуг в гордом одиночестве работают «Комфорты», став, по сути, монополистами в этой сфере? Отчего специалисты администрации не просвещают горожан относительно их прав? Почему финансово-хозяйственная деятельность управляющих организаций, которые по закону обязаны держать отчёт перед людьми, нанявшими их управлять своей собственно-стью, остаётся для этих людей тайной за семью печатями? Может быть, я не права, но ответ напрашивается один: потому что им это невыгодно. Ведь вместе с отчётом придётся рассекретить и зарплаты руководителей компаний, которые, по слухам, очень даже приличные, и не предусмотренные договорами расходы, и непонятные суммы «на управление» и «общеэксплуатационные расходы», съедающие почти 80 процентов собранных на содержание и ремонт жилья денег. И трудно будет объяснить моей соседке, который год добивающейся замены одного-единственного стекла в подъездном окне, отчего на выполнение её заявки нет денег. Поспешность создания «Комфортов» с нарушением Жилищного кодекса поначалу объясняли необходимостью получения федеральных денег для ремонта. Прошло достаточно времени, чтобы привести всё в соответствие с законом, но никто не торопится менять установившийся порядок. Открытый конкурс на право выбора управляющей организации проведён выборочно, буквально на несколько домов. Не создаются новые управляющие компании, жители не получают внятных ответов по поводу расходов на обслуживание. Любая попытка самостоятельности рассматривается, как посягательство на безраздельную власть «Комфортов». – Когда проводили собрание с жителями дома № 3а по улице С. Кривой по поводу обсуждения отчёта, полученного из «Комфорта», – рассказывает Юрий Стуров, – на него пожаловали представители администрации Коркинского поселения – заместитель главы Александр Карпенко, директор управления городского хозяйства Игорь Задорожный, его заместитель Галина Яковлева, директор «Комфорта» Марина Щенникова, которых мы не приглашали. Собрание практически сорвали. А в «Комфорте» устроили волокиту с документами: вместо отчёта – одни отписки. В заключение хотелось бы отметить, что если мы не изменим отношения к своей собственности, не изменится и облик наших домов. Без нашего желания ничего ни в доме, ни во дворе сделано не будет. И вопрос: «Кто в доме хозяин?» должен быть отнюдь не риторическим.

 

Другие материалы рубрики
03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

01:31 «Прошли достойно». Дубровский поблагодарил южноуральцев за активность на выборах

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский поблагодарил всех, кто проявил гражданскую активность и принял участие в голосовании 13 сентября. Об этом сообщает сайт gubernator74.ru

Возврат к списку