Суббота, 20 Апреля 2024

МНОГОЛИКИЙ "ХУТОРОК"

24.07.2010 Корреспондент: Сельские

10 лет исполнилось народному ансамблю «Хуторок», который вышел из народного хора и стал известен далеко за пределами Брединского района.

Многоликий «Хуторок»

10 лет исполнилось народному ансамблю «Хуторок», который вышел из народного хора и стал известен далеко за пределами Брединского района. Юбилей не большой, но и не маленький, а для ансамбля, который держится на энтузиазме и находится в постоянном поиске средств для своих выездов – продержаться 10 лет – это значит остаться верным себе и не сломиться под гнетом обстоятельств. Ни один смотр самодеятельности, ни один большой праздник и День района не обходятся без этого ансамбля. Бессменный руководитель и вдохновитель «Хуторка» Мурат Муканов сплотил вокруг себя воспитателей детского сада, учителей, работников культуры, бухгалтеров и экономистов. И все поют.
Как всегда, конечно, нет денег, нет костюмов, нет помещения. Но это, как известно, какое-то «фундаментальное» условие творческого развития. У коллектива есть звание народного, он неоднократный лауреат многих региональных конкурсов и фестивалей, в том числе престижного Всероссийского Бажовского фестиваля. Это говорит о признании «Хуторка» из маленького Комсомольского на российском уровне.

Мурат, откуда у вас журавли?
Свое существование «Хуторок» начал в 2000 году. И изначально организовывался как фольклорный коллектив, и до сих пор таковым считается. Как рассказывает Мурат Муканов, все началось со знакомства с Ириной Трембач.
– Это вообще удивительная женщина! – восхищается Мурат. – Она приехала к нам из Омска, выйдя замуж за нашего земляка, комсомольчанина. Жили они с мужем в Омске, однако на время своего декрета приехали на свежий воздух и деревенское молоко к родителям и остались на несколько лет. Ирина Трембач была участницей профессионального народного ансамбля «Омские девчата». У нее прекрасные вокальные данные, она большой знаток народного творчества и мастерица прикладного искусства. И нам очень повезло в тот момент, когда судьба свела нас с ней. Она и предложила создать коллектив фольклорного творчества.
Сам Мурат Муканов в то время уже работал в музыкальной школе. Как на празднике по поводу юбилея ансамбля поведал его друг и соратник Владимир Новиков, комсомольчане буквально вырвали Мурата из Мирного, где он жил раньше, и пригласили такой талантище работать у себя.
Собрали людей в коллектив. Поистине богат талантами Урал, что даже в небольшом поселке можно найти голоса для народного хора. В первый состав участников вошли четырнадцать человек. Среди них были Елена Душа, Альбина Губайдуллина, Александр Неклюдов, Ирина Трембач, Анастасия Ремизова и другие. И стали думать, как назвать свой хор.
– Давайте назовем его «Хуторок», – предложил Мурат.
– Мурат, откуда у вас хутора? Это же что-то украинское. И ты на состав посмотри: казахи, татары, русские, – смеялась Ирина Трембач.
А хутора действительно были. Сам Мурат родился и вырос на хуторе около поселка Новый. Там отделения были. Потом и выяснилось, что их-то народ и называет хуторами.
Потом стали думать о репертуаре. Первыми песнями, которые исполнялись многонациональным «Хуторком», стали «Под горой растут цветочки», «Загорелась, да калинушка», «Ванюшка мой», песня-приветствие «Здравствуйте, люди добрые!» и другие. И была среди них «В небе клин журавлей». И снова:
– Мурат, откуда у вас журавли?
И журавли нашлись в Комсомольском.
–Да, Ирина, есть у нас журавли! – доказывал с жаром Мурат.
В апреле 2000 года хор впервые вышел на сцену. Стали развиваться, выступать на местных праздниках, даже ездить в Челябинск и Магнитогорск по случаю. У Мурата Муканова было профессиональное образование и дружба с Челябинским колледжем культуры. Один из его преподавателей, декан факультета этно-музыкального творчества, заслуженный работник РФ Анатолий Викторович Глинкин, учивший самого Мурата, составил сборник уральского фольклора, которым пользовались при составлении репертуара хуторяне. Уже в июне «Хуторок» выступает в Магнитогорске за Брединский таможенный пост и завоевывает там почетное второе место. Там-то и произошло событие, которое коренным образом изменило творческую самооценку и дальнейшую жизнь «Хуторка».

Хозяева медной горы
– Когда мы были в Магнитогорске, выступали там, – рассказывает Мурат, – к нам подошел парень и спросил: «А почему вы на Бажовский фестиваль не едете? Вам цены там не будет. У вас такой колорит, такой интересный состав и название! Почему не едете?». А мы и представить себе такого не могли. Представьте, полупрофессиональный «Хуторок» и всероссийский фестиваль. Но поехать, конечно, хотелось.
И сразу проблемы навалились. Проводился он 15-17 июля 2001 года. А нам не на что было ехать. Да и у всех хозяйство, семьи, трудно оставить дом на несколько дней. И там ведь будет столько коллективов. «Хуторок» боялся потеряться.
– Расскажите, Мурат, какое впечатление произвел на вас Бажовский фестиваль?
– Первым впечатлением было удивление – как много там людей. Куда ни глянь, увлеченные народным творчеством люди. С каждой площадки льется песня. Со всей России собрался народ. Поразил масштаб. Однако мы все-таки решили получать удовольствие от фестиваля.  По традиции в первый день там зажигается костер дружбы, и все участники знакомятся друг с другом. Так вот, мы как зажгли там и до 5 утра пели. Там и частушки, и с баяном, и с гитарой, и «дикари», приехавшие просто так. Нас сразу приняли и полюбили.
Бажовский фестиваль представляет сразу несколько площадок для участников. И «Хуторок» сам выбирал, на каких выступать наравне с  народными коллективами из Омска, Тюмени, Челябинска, Казани, Магнитогорска. На Бажовке  в тот год было свыше 100 различных коллективов с великолепными костюмами, спонсорами, гигантами с высшим консерваторским образованием. А у «Хуторка» все было спонтанно, и где хотелось выступить, туда и шли, но зато народные песни исполнялись в сложнейшей манере – a kapella – без какого-либо музыкального сопровождения. Когда все закончилось и стали объявлять результаты, хуторяне со смешанным чувством радости-зависти смотрели на коллективы, получавшие дипломы.
– Мы ни на что не надеялись, ну, может, немного хотелось получить хотя бы дипломы второй степени. Но тут объявляют номинантов второй степени – у нас ничего. А на первую мы и не рассчитывали вовсе. Ну, думаем, не понравились мы. Вот уже и первой степени прошли номинанты. И тут объявляют лауреатов фестиваля. И, о Боже, мы стали лауреатами сразу в четырех номинациях! Мы не могли этому поверить. Шли за дипломами, и не верилось, что это правда. Вы понимаете, какой это уровень, и мы его выдержали.
Конечно, после такого признания «Хуторок» поверил в себя, и участники коллектива поняли, что «должны существовать», что они состоятельны как коллектив народного творчества, что достойны быть. Сейчас никому уже не надо объяснять, что такое «Хуторок» и чем он знаменит.
После Бажовки начались поездки, куда только ни ездили: Всероссийский фестиваль «Поет село родное», «Межрегиональный фестиваль казачьей культуры», областные и зональные фестивали и многие другие.

Отметили юбилей
Помня все это, встречал гостей «Хуторок» на своей родине, в п. Комсомольский. Погода, часто неблагосклонная к таким начинаниям, немного успокоилась, небо прояснилось, дождь на время прекратился. И «Хуторок» 15 июля отметил свой юбилей в маленьком дворике старой «музыкалки». Постепенно собирается народ. Последние приготовления, расставлены деревянные скамейки. Из динамиков уже льются народные песни, привлекая односельчан. Сидишь и думаешь, что, наверное, на таких песнях, которые слышны еще из российской глубинки, деревня и держится. Эти песни в одном ряду с такими глубокими, прочно вошедшими в наше сознание понятиями, как хлеб, мать, земля. Они лишены какой-либо наносности, шелухи, а истории, рассказанные в них, сохраняют память поколений. Один друг как-то сказал мне, что когда слушаешь эти песни, даже там, где речь идет о, казалось бы, обычных вещах, погружаешься в ту самую глубину, где исчезает граница между временным и вечным. Что было на это ответить. После таких слов можно только молчать. Что мы и делали, слушая, как гармонично песня вливается в природные звуки, как раскрываются лица людей, пришедших на общий праздник.
Сам Мурат Муканов в одном из предыдущих разговорах мечтал, чтобы устроить праздник для всей деревни, как раньше. Чтобы столы ломились от угощения и пиво-квас лилось рекой, отовсюду слышны были песни. Но, видимо, ушло то время в русскую безвозвратную старину.
Многие песни в репертуаре «Хуторка» собирались не один год. Они записывались из телевизионных передач. Кто не помнит воскресную передачу «Играй, гармонь!», где звучали народные мотивы со всех уголков России. Услышанные и записанные на фестивалях, они становились своими, родными, и уже невозможно было найти первого исполнителя, а уж тем более автора. И, встречаясь, коллективы спорили, чья это песня. Но самые дорогие и интересные песни, на мой взгляд, появляются тогда, когда они записаны у живых людей. Филологические экспедиции, которые каждое лето отправляются из таких вузов, как ЧелГУ или ЧГАКИ, и которые основной своей целью ставят сохранение традиционных русских говоров, слов, сказок, частушек и, конечно, песен, одно из самых успешных в этом плане предприятий. Одними из таких песен, которыми Мурат Муканов гордится, стали записанные у жительницы п. Андреевский Лидии Вишняковой, пожилой уже женщины, «Ей, чей это садок?» и «Ой, ты хмелю».
– Она пела, а мы за ней записывали, – рассказывает Мурат, – бывало, что баба Лида сама забывала слова. Тогда она шла к своей матери, которая лежала тут же за стенкой, уже вся больная и старая, и спрашивала у нее, как дальше. Люди даже при смерти поют народные песни. Так и собирается сборник подлинно народных песен.
У Мурата Муканова уже есть последователи и ученики. Его гордость и радость – ансамбль «Капель», в который вошли некоторые из воспитанников музыкальной школы и дети участников «Хуторка». «Капель» в 2009 году тоже стала лауреатом Бажовского фестиваля и неоднократным победителем районных конкурсов.
Юрий Крутов, студент второго курса Челябинского колледжа культуры, был сначала «сыном полка», всегда ездил на все мероприятия с ансамблем «Хуторок», а сейчас уже сам выбрал свою дальнейшую карьеру. Он дважды призер областных конкурсов казачьей культуры среди подрастающего поколения «Мы рода древнего казаки», участник фестиваля «Оренбург – форпост России».

Как говорит руководитель музыкальной школы искусств, одна из участниц «Хуторка» Марина Сулейменова, все это, конечно, для души. Трудно жить без песни. А любовь к этому делу, дружеские связи, чувство локтя, командный дух, несмотря на все бытовые трудности, вопреки проблемам,– все это делает жизнь счастливее. Потребность человека в творчестве, направленном прежде всего на преображение своей природы, – это реализация идеального образа в себе.

Елена ЛАТЫШ

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку