Четверг, 25 Апреля 2024

Из истории народов

27.07.2010 Корреспондент: ЗнамяТруда

В ГОТОВЯЩЕЙСЯ  к выпуску энциклопедии Кунашакского района, возможно,  будут даны сведения о том, что первыми жителями нашего края  были башкиры племен сальют, табын, катай,  пришедшие сюда  с монголами или чуть раньше, в 1223-29 годах. Это верно -  с некоторыми оговорками. Во-первых,  сальюты – это монголы, боровшиеся против  возышения Чингизхана, катаи - тюркский народ, чье государство Си  Ляо разгромил Чингизхан в 1219 году. Во-вторых, и табынцы - тоже  разные. Одни племена поднимали Чингиза на ханство,  другие - были против него.

Âîò ïðèåäóò âåíãðû
 
Археологами установлено, что башкиро-мадьяры
жили на территории Кунашакского района еще в VII-IХ веках
 
В готовящейся к выпуску энциклопедии Кунашакского района, возможно, будут даны сведения о том, что первыми жителями нашего края были башкиры племен сальют, табын, катай, пришедшие сюда с монголами или чуть раньше, в 1223-29 годах. Это верно - с некоторыми оговорками. Во-первых, сальюты – это монголы, боровшиеся против возышения Чингизхана, катаи - тюркский народ, чье государство Си Ляо разгромил Чингизхан в 1219 году. Во-вторых, и табынцы - тоже разные. Одни племена поднимали Чингиза на ханство, другие - были против него.
К примеру, бий кара-табынцев Мыйкы был тысяцким у Чингиза, воевал вместе с ним, а после смерти монгольского владыки отошел от дел, уйдя в исторический Башкортостан, который простирался от Волги до Иртыша и от Исети до Илека (одного из притоков Урала на юге).
При внимательном рассмотрении исторической ретроспективы видно, что Бату – внук Чингиза не соблюдал договора своего великого предшественника с башкирами. Он взял себе территорию для кочевок от левобережья Волги до реки Урал (Яик) и от Урала до Каспия. По восточным склонам Уральского хребта дал земли своему брату Шибану, который кочевал до Аральского моря и вплоть до реки Сыр-Дарьи…
Но до этого Батый-хан прошел по всей Башкирии с огнем и мечом. Ведь к указанному периоду катаи и сальюты попросту обашкирились, ввиду близости верований, образа жизни, т. е. общей культуры степняков-кочевников.
Но главное не в этом. А в том, что ХIII век таит в себе немало загадок. К примеру, много ученых из ряда стран, занимающихся средневековьем (V-ХV века), доказывают, что к востоку от Уральских гор, т. е. на современной территории как нашего, так и соседних (Аргаяшского, Каслинского, Сосновского, Красноармейского и других) районов, после ухода венгров в 884 году и до прихода вышеуказанных племен, жили люди. А это время, ни много-ни мало, составляет 350 лет.
Кто были они? И как будто для решения этой проблемы с некоторых пор наш район начал интересовать археологов. При этом, если историки применительно к нашему краю говорили до 90-х годов ХХ века о материальных следах исключительно мадьяр, предков венгров, то в первом десятилетии ХХI века – уже о башкиро-мадьярах и их потомках.
Наиболее изученные синеглазовские, байрамгуловские памятники подпадают в их число (это Сосновский и Аргаяшский районы). А в нашем районе - это памятник Граултры недалеко от д. Сураково и недавно зафиксированный археологами во главе с доктором исторических наук С. Баталовым могильник близ села Канзафарово на западном побережье озера Уелги.
Отсюда следует, что башкиро-мадьяры жили на территории Кунашакского района еще в VII-IХ веках. А начало их культуры, называемой кушнаренковской, восходит к V веку, т. е. отстоит от нас на 1,5 тысячи лет.
А после ухода башкир-мадьяр представители данной культуры продолжали жить на этой земле и в Х, и в ХII веках, вплоть до прихода сюда сальютов, табынцев, катаев и монгол Чингизхана…
А кто же, кроме перечисленных племен, жил постоянно в указанный выше период на данной территории? Это были терсяки, сынгряне и шуранцы. А потому археологи в трактовке событий тех лет сегодня пребывают в некоторой растерянности, так как вновь нужно поднимать вопрос о связях венгров и башкир, пересмотреть положение о родстве венгров и мадьяр.
А из истории все яснее проступает образ мадьяр, которые задолго до 884 года, т. е. до переселения венгров, побывали в Европе, вплоть до Франции. Они жили в Хазарии, воевали с Византией около 500-х годов, а то и раньше. Неужели их племена простирались от Сибири до Европы, образуя Великую Венгрию?
Это невозможно, так как историки средневековья пишут, что семь племен «хету-могер», а в русской летописи 893 года «угри», а не мадьяры или башкиры, по 30000 вооруженных всадников, т. е. 210 тысяч человек, не считая женщин, стариков и детей, двинулись с Урала на правобережье Волги и дальше.
Кстати, среди них было племя «юрматоу», т. е. юрматы, которые ныне живут в Башкортостане. Я не пишу еще о двух-трех племенах из родов «угров, венгров, башгардов». А вопрос о средневековом населении края требует исследования и изучения…
Если памятники Граултры, Канзафарово, Синеглазово и Байрамгулово и т. д. были и есть башкиро-мадьярские, то кто дал наименование башкирам, сальютам, катаям, табынцам и т. д.? Есть только два варианта. Первый – не все ушли, второй – пришедшие через три сотни лет на эту землю племена имели отношения, связи с башкиро-мадьярами. С какой стати эти племена назывались башкирами?
Особенно непонятны отношения уральских башкиро-мадьяр с алтайскими табынцами, так как рода кальсер, кеш - тоже табынцы, но их по происхождению относят к уграм, но не к мадьярам.
Если же мадьяры есть угры, то почему русская летопись не назвала все семь племен «хету могер» мадьярами? Ответ один: мадьяр было мало, в лучшем случае, одно племя. Венгерская летопись говорит о роде «магог».
И следующее соображение - о том, что оставшиеся угры окончательно отюричились и стали башкирами. А «чистые» угры – ханты и манси не подверглись тюркизации из-за образа жизни и некоторой удаленности от Башкортостана, но этнографически схожи с башкирами.
А, к примеру, племена терсяк, сынгрян и шуран (последнее под сомнением) имеют больше общего с уграми, т. е., манси и т. д. Здесь возникает одно непреодолимое противоречие фундаментального уровня: некоторые ученые считают, что термины «маньси, мишар, мадьяр» являются разными формами произношения одного слова. Но при этом в родстве мишарам и мадьярам отказывают уже другие ученые…
В Зауралье - юг Свердловской области, Челябинская область без Златоустовского выступа, Курганская область, юг Тюменской области, - в плане археологии являются ареалом бакальской культуры, непрерывно функционировавшей со II по ХV века. Эта культура вбирает в себя элементы археологических культур, которые являются носителями общей культуры башкир, как формирующейся в течение тысячелетий – от поздней бронзы, т. е. 3500 лет назад, включая поздние культуры исчезнувших народов типа даев, массагетов, саков, савроматов, сарматов и т. д.
Поэтому, обещанная в прошлом году экспедиция венгерских ученых на Урал в году нынешнем, возможно, упорядочит шествие истории средневековья и в нашем, и в близлежащих районах Челябинской области. И, возможно, будет найден также ответ на вопрос, почему на Южном Урале не возникли или не могли возникнуть древние государства?
Т. ЗАГРЕТДИНОВ,
историк.
д. Сураково.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку