30 лет назад 3 августа завершилась москов-ская летняя «Олимпиада-80» – первая Олимпиада, проведённая в социалистической стране.
Коркинцы на Олимпийских играх: как это было Дата Галина Павлова 30 лет назад 3 августа завершилась москов-ская летняя «Олимпиада-80» – первая Олимпиада, проведённая в социалистической стране. Конечно, политика наложила свой отпечаток на спортивное мероприятие: некоторые государства, в том числе США, не прислали свои делегации на соревнования. Однако все комплекты медалей, несмотря ни на что, были разыграны, а тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч дал высокую оценку организации Олимпиады. И это была не дань вежливости: наша страна смогла удивить и участников, и гостей соревнований. Апрель 1980 года. Мо- сква готовится принимать олимпийцев. А в это время в далёком уральском городке Коркино тоже готовятся к Играм. Александр Васильевич Коркин, бывший заместитель директора автотранспортного предприятия и секретарь партийной организации, рассказывает: – Нам была поставлена задача подобрать водителей для обслуживания спортивных делегаций, туристов, приехавших посмотреть соревнования, доставки их на олимпийские объекты, на концерты, спектакли, экскурсии. Процесс отбора был жёстким: обращали внимание на отсутствие нарушений правил дорожного движения, пассажирских перевозок, стаж работы, отсутствие замечаний внутри автохозяйства, личные качества. Специально созданная комиссия внимательно изучала «досье» каждого, проводила собеседования. В течение двух месяцев шёл «кастинг» водителей и, наконец, был сформирован список самых опытных, серьёзных и надёжных людей, в основном с челябинского 116-го маршрута. Список представили в Челябинск на согласование и окончательное утверждение и, конечно, проверку в компетентных органах. Проверяли досконально, как перед отъездом за границу. Ещё бы, ведь водителям предстояло общение с иностранцами! За месяц до начала Олимпиады в столицу отправились водители Н. Ковригин, Н. Евсеев, В. Лепихин, Е. Белоусов, А. Васенин, П. Лебедь, В. Сингаевский, В. Нешпорт, Ю. Мельников, Б. Лаврик, Ж. Ласовских, И. Хурматуллин в качестве бригадира и моторист В.Шеллер. Руководителем челябинской делегации был И. Сорокин из «Челябавтотранса». Водителей проводили торжественно всем коллективом, напутствовали не подвести, отработать безаварийно и без замечаний. В Москве коркинцы получали автобусы и стажировались по маршрутам, на которых предстояло работать. – Отправили мы ребят не только с наказами, – продолжает Александр Васильевич. – Каждому заказали форму – парадную и комплект рабочей, для обслуживания автобусов. Одеты они с иголочки были. – Стажировались мы с водителями-москвичами, – вспоминает Владимир Николаевич Лепихин. – Они показывали маршрут, а мы запоминали. Возить пришлось французских туристов, приехавших в качестве зрителей. Помимо олимпийских объектов возили на экскурсии в Кремль, Загорск, цирк. Французы запомнились как спокойные, доброжелательные, аккуратные и… азартные люди. Однажды на загородном шоссе «Икарус» Лепихина стал обгонять уазик. – Я иду сто, он обгоняет, – рассказывает Владимир Николаевич. – Прибавляю – не отстаёт. Слышу, как мои пассажиры начинают подбадривать. Ну и выжал до 120 км и обогнал. Так французы обрадовались, как дети, захлопали, загалдели, молодец, мол. Для транспорта, обслуживавшего Олимпиаду, выделялся крайний левый ряд и все гаишники об этом знали. А ещё олимпийские автобусы отличались яркой символикой, множеством сувенирных вымпелов, флажков, значков и надписью «Интурист». – У нас с напарником Алексеем Васениным больше всех флажков было, – улыбается Владимир Николаевич. – Мы потом даже с некоторыми водителями поделились. Кстати, коркинцы старшего поколения наверняка помнят, что автобусы, украшенные олимпийскими трофеями, ещё долго ходили по челябинскому маршруту. Москва запомнилась уральцам необыкновенной чистотой (фасады домов мыли из пожарных брандспойтов) и богатыми полками магазинов. – Было всё, – даже сейчас удивляется Лепихин. – Апельсины, мандарины, финские колбасы, конфеты. Полки в магазинах ломились от промышленных товаров. Мы, когда свободное время было, ходили по магазинам и не только родных обеспечили, а почти всю колонну нашу. Не только жителям провинции, но и самим москвичам были в диковинку заваленные продуктами и товарами витрины, которые должны были продемонстрировать всему миру, «как хорошо в стране Советской жить». Николаю Александровичу Ковригину, как он признался, в Москве было интересно всё. Столица показалась необычайно красивой, в Лужниках удалось посмотреть футбол с участием не блещущих тогда мастерством африканских команд: на фаворитов Олимпиады билеты, разумеется, распроданы были давно. – Сложно было поначалу, когда ещё толком не знаешь город, а потом появляется уверенность. По сути, занимались привычным делом, только немного в другой обстановке. Контроль за водителями был жёстким: малейшее нарушение – и проштрафившегося отправляли домой. Среди коркинцев не было никого, кто хотя бы раз нарушил установленные требования. – Запугали нас, конечно, что брать ничего у иностранцев нельзя: вдруг подсунут что-нибудь, – улыбается Николай Александрович. – Лепихину Володе французы, уезжая, подарили блок сигарет, а в нём сразу зажигалка. Так мы собрались, смотрим и советуем: смотри, не щёлкай, вдруг взорвётся. ДОМА встречали южно- уральских водителей с особым почётом. Николай Ковригин рассказывает, что из Москвы возвращались колонной из 105 единиц: «Икарусы», «ЛАЗы», «рафики» техобслуживания. На подъезде к Челябинску барражировал вертолет ГАИ, экипаж которого сообщал встречающим о месте нахождения колонны. Встречающие ждали на трассе у самого города: руководство «Челябавтотранса», коллеги, родные. Приветствовали, как героев: объятия, поздравления с успешно выполненной миссией, благодарность за то, что не подвели. – Когда ребята вернулись, на предприятии собрали общее собрание, – продолжил рассказ А.В. Коркин. – Зачитали благодарность от Олимпийского Комитета за хорошую работу. Пришли поздравить из горкома партии. От АТП водителям вручили почётные грамоты, подарки. Очень гордился весь коллектив, что хорошо наши отработали: никого назад не отослали, ДТП не произошло. Да, таких ребят, как бригада Хурматуллина, сейчас трудно найти: все честные, ответственные, трудолюбивые. Надёжность коркинцев сыграла определяющую роль и при подборе водителей на Игры доброй воли и Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, которые прошли в Москве на несколько лет позже. Но это уже другая история.Поделиться
поделиться:
Другие материалы рубрики
16:34
В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
03:59
«Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
04:41
Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.