Четверг, 18 Апреля 2024

Учитель в зеркале модернизации образования

01.09.2010 Корреспондент: Нязепетровские

– так была обозначена тема августовского совещания работников образования района, которое прошло в четверг в стенах РДК.

– так была обозначена тема августовского совещания работников образования района, которое прошло в четверг в стенах РДК.
Принять детей готовы
– Несмотря на сложный период подготовки, связанный с судебными тяжбами, опечатыванием здания, всё, что нужно было, подготовили, - поделилась с нами перед началом работы совещания директор Шемахинской средней школы Елена Леонидовна Борисова. – Настроение у всех хорошее. Начинаем работу с надеждой на то, что окончание Года учителя будет плодотворным и радостным, что администрация района обратит внимание на проблемы образования, потому что пока изменений в работе мы не почувствовали.
Радует, что есть все комплект-классы, хотя учащихся нынче на два человека будет меньше. Так же будут учиться ребятишки из соседних деревень: Межевой, Сказа, Ташкиново. Школа полностью укомплектована кадрами. Молодых специалистов у нас нынче нет, но есть новый работник – библиотекарь Елена Николаевна Яркина, которая сменила ушедшую на заслуженный отдых Г.И. Лихачёву. Галина Ивановна проработала в школе с 1973 года, была учителем математики, потом библиотекарем. У неё в трудовой всего одна запись. Хотелось бы выразить большую благодарность за её работу.
Радует, что ученики 11 классов (их нынче было трое) все поступили: один – в ВУЗ, двое – в среднеспециальные колледжи. Из девятиклассников двое поступили в челябинский колледж, остальные девять возвращаются в школу, еще двое придут из Межевой.
Нынче Грамотой Министерства образования и науки Челябинской области была отмечена Светлана Алексеевна Кондратова, наш учитель русского языка и литературы.
Как и раньше, благоухает пришкольный участок благодаря стараниям учителей Татьяны Владимировны Отставной и Татьяны Леонидовны Макрушиной.
Всем учителям накануне нового учебного года – успехов, удачи, оптимизма, любви детей и уважения родителей!
В контакте с семьёй, общественностью
Глава района В.Г. Селиванов в своём выступлении внимание акцентировал на роли учителя и школы в целом в воспитании подрастающего поколения. В то время как экономика района остро нуждается в специалистах, самые молодые, талантливые и предприимчивые из них уезжают из района. Подумать о том, как вернуть этих ребят в район, попросил глава. «Для развития района нам необходимо 200-300 семей молодых грамотных людей», - привел цифру Валерий Георгиевич.
Немалое опасение вызывает и нравственное воспитание молодежи. Сегодня, согласно некоторым данным, лишь 5% выпускников не употребляют спиртное. Проблемы курения, алкоголизации, наркомании, их профилактики школе и семье надо решать вместе.
В.Г. Селиванов выразил своё убеждение в том, что не должна повториться ситуация, когда нынче за две недели до начала учебного года школы были опечатаны. Предстоит работа по ремонту зданий и сооружений образовательных учреждений, состояние которых в большинстве своём не отвечает современным требованиям. Это потребует дополнительных финансовых ресурсов, а вот средства на подключение всех школ района к сети интернет изыскать удалось. Сейчас также ведутся переговоры об организации дистанционного обучения на базе ЮУрГУ.
В заключение глава района кратко обозначил основные задачи, которые предстоит решать системе образования района: публичное информирование о том, что происходит в образовании; активизировать работу попечительских советов, привлекать родительскую общественность; повышение качества образовательных наук; изучение опыта перехода на новую систему оплаты труда; возрождение шефства предприятий, организаций над образовательными учреждениями; создание детских общественных организаций с целью организованного досуга подрастающего поколения.
Затем было продемонстрировано видеобращение министра образования и науки Челябинской области А.И. Кузнецова к педагогам.
О роли учителя
С докладом «Учитель в зеркале модернизации образования» перед участниками совещания выступил начальник управления образования района Н.М. Кислов. Вот некоторые выдержки из доклада.
– Новый вектор развития образования принципиально отличается от предыдущих реформ по трем моментам: во-первых, это смещение акцентов на непосредственного потребителя образовательных услуг - человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный уровень; во-вторых, создание общественных институтов с реальными функциями формирования общественного заказа системе образования и, следовательно, участия в управленческой деятельности; в- третьих, переход с административного на проектный принцип управления в сфере образования.
Безусловно, институциональные изменения в отрасли на сегодняшний день необходимы для достижения главной цели - образовательных эффектов и в первую очередь, повышения качества общего образования. Создание условий для получения качественного образования в школах района включает в себя, в первую очередь, подготовку высокопрофессионального, мотивированного на результат учителя и укрепление материальной базы образовательных учреждений, доведение уровня оснащенности школ до современных требований. Кадровая политика в условиях модернизации проста и понятна: выше результат - больше зарплата. Новые финансово-экономические отношения в образовании как раз и направлены на то, чтобы мотивировать учителя к результативной работе, платить достойную зарплату за реальные успехи учащихся, поднять престиж учительского труда, привлекая тем самым в школу молодые, грамотные, амбициозные кадры.
Мы приступили к введению новой системы оплаты труда еще в 2008 году. Были разработаны соответствующие нормативные документы, принято постановление главы района, введено нормативно-подушевое финансирование школ. Но мировой финансовый кризис, сильно ударивший по экономике Челябинской области, не позволил своевременно завершить начатый процесс. В порядке эксперимента с 1 июля текущего года на новую систему оплаты труда перешла средняя школа № 3. Критерии и показатели результативности и эффективности труда работников общеобразовательного учреждения разработаны школой самостоятельно.
Процесс перевода образовательных учреждений на отраслевую систему оплаты труда будет продолжен. Министерством образования и науки Челябинской области поставлена задача завершить этот процесс до 1 июля 2011 года.
В текущем году, объявленном Годом учителя, особое внимание управления образования и руководителей образовательных учреждений было уделено формированию профессиональной педагогической среды, обеспечивающей личностное развитие учителя, его профессиональную компетентность, саморазвитие.
В районе сложилась система моральной и материальной поддержки учительского корпуса - это традиционные конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Открытый урок», конкурсы на денежное поощрение лучших учителей из федерального, областного и районного бюджетов.
Модернизация образования предполагает совершенствование образовательных программ, в которых должны найти отражение не только учебная, но и внеучебная деятельность. Предполагается, что благодаря новым образовательным стандартам каждый родитель сможет понять, каких результатов достигнет их ребенок по окончании той или иной ступени образования, что он будет знать, что будет уметь, как сможет применять свои знания на практике.
На данный момент утвержден стандарт начальной школы (1-4 класс). Обязательное его введение в соответствии с законом «Об образовании» начнется с 1 сентября 2011 года. В предстоящем учебном году на всех уровнях должна быть обеспечена качественная подготовка к работе в начальной школе по новому стандарту.
Средний тестовый балл ЕГЭ в 2010 году по району выше, чем по Челябинской области по обязательным предметам русскому языку и математике, а также по литературе и информатике.
Аттестаты с отличием получили 7 выпускников 9 классов или З,15 % всех девятиклассников, 14 выпускников средних школ района (10,9 %) в 2010 году награждены золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении»: 6-золотыми медалями и 8- серебряными.
В течение последних лет наблюдается положительная динамика в достижении учащимися обязательного минимума содержания образования, при этом увеличивается показатель качественной успеваемости.
В целом по итогам 2009-2010 учебного года, 98,8 % всех учащихся школ района достигли обязательного минимума содержания образования. На «4» и «5» завершили учебный год 716 учеников, или 41,6%.
Вместе с тем, не удается пока решить проблему второгодничества. По итогам 2009-2010 учебного года 13 учеников школ района оставлены на повторное обучение. Не получили аттестаты о среднем образовании два выпускника Араслановской средней школы, сдав оба обязательных экзамена на двойки.
За последние годы в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» благодаря привлечению средств федерального, областного и муниципального бюджетов учебно - материальная база образовательных учреждений района приобрела более современный вид и новое содержание. Вместе с тем, желание Президента к 2012 году создать условия, соответствующие современным требованиям для 70 % учащихся вряд ли могут быть выполнены. Даже капитально отремонтированная Ситцевская средняя школа не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Новый стандарт прописывает требования к условиям обучения, которые должны быть обеспечены для достижения требуемого современного качества образования. В связи с этим в рамках инициативы «Наша новая школа» с 2011 года начинается реализация нового проекта «Современная школа», который предполагает вложение средств в те школы, которые обеспечат соответствующую отдачу в виде качественных условий обучения и качественного результата.
Начиная с 2009 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Челябинской области реализуется очень своевременное и важное направление - «Развитие дистанционного образования детей- инвалидов». Со следующего года к обучению в дистанционной форме должны приступить 5 детей-инвалидов и нашего района. Соответствующее оборудование будет поставлено Министерством образования и науки Челябинской области, мы же со своей стороны должны подготовить тьютеров дистанционного обучения.
Из-за невозможности открыть профильные классы (у нас нет школ, имеющих не менее 150 человек на старшей ступени общего образования), в районе выбран наиболее оптимальный вариант для реализации учащимися индивидуальной образовательной траектории - развитие сети факультативных занятий. В прошедшем учебном году факультативными занятиями было охвачено 177 учащихся.
Концепция профильного обучения в старшей школе предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 8 - 9-х классов. Целью такой подготовки является профессиональная ориентация учащихся, их самоопределение в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, содействие дальнейшему осознанному выбору профильного направления.
В школах района предпрофильной подготовкой в 2009/2010 учебном году было охвачено 195 девятиклассников. Качество предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях оставляет желать лучшего, из всех опрошенных 9-классников 45% не могут определиться с профилем обучения и более 58% испытывают трудности с получением информации о дальнейшем профильном обучении и выстраивании образовательного маршрута.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей и дошкольное образование, которое в ближайшей перспективе должно стать всеобщим и массовым. Вместе с тем сегодня у нас сохраняется очередность в дошкольные учреждения, по городу она составляет 45 человек. Минимизировать ситуацию позволит открытие 20 мест в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Рябинушка», за счет внутренней реструктуризации, и 15 мест в детском саду № 2 «Березка». Серьезная задача - внедрение в практику работы новых программ дошкольного образования и технологий, направленных на развитие базовых способностей детей. Прежде всего, это актуально для воспитания детей раннего возраста (от года до 3 лет), так как растет потребность именно в услугах для этой возрастной категории. Использование новых технологий требует высокой квалификации воспитателей - педагогов. За 4 — 5 лет предстоит осуществить массовую переподготовку педагогов дошкольного образования, т.к. имеющегося базового профессионального образования будет недостаточно. Современная система дошкольного образования должна стать достаточно гибкой, отвечающей социальным запросам родителей.
Образовательные стандарты нового поколения меняют традиционную систему дополнительного образования, которое фактически перестает быть дополнительным и становится обязательным.
Результаты мониторинга степени удовлетворенности населения услугами дошкольного, общего и дополнительного образования этого года свидетельствуют о достаточно высокой оценке работы школ общественностью. Однако в сравнении с прошлым годом этот показатель снизился.
Говоря о повышении роли общественности в управлении образовательными учреждениями, замечу, что действующее законодательство определяет характер управления системой образования как государственно-общественное. Учитывая это, управление образования одним из приоритетов деятельности в новом учебном году ставит изменение механизмов взаимодействия производителей образовательных услуг с общественностью, создание в образовательных учреждениях управляющих советов, которые должны прийти на смену советам учреждения, и делегирование им определённого объёма полномочий. Руководителям учреждений следует как можно в более сжатые сроки наладить с общественностью равноправный диалог. Это особенно актуально в свете грядущей реформы бюджетной системы страны, я имею в виду реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ. Данный закон направлен на регулирование способов расходования средств государственными и муниципальными учреждениями. Казенные учреждения будут расходовать бюджетные финансовые средства строго по установленной смете, утвержденной учредителем, то есть жестко регламентировано. Бюджетные учреждения будут иметь право на частичное перераспределение средств внутри сметы и смогут заниматься деятельностью, приносящей доход. В наиболее выгодном положении, по мнению разработчиков - работников Минфина России, будут находиться автономные учреждения, которые средства любой экономии не будут возвращать в бюджет, а смогут самостоятельно расходовать и на заработную плату, и на обновление материальной базы. Таким образом, тип учреждения определяет разную финансовую самостоятельность и соответственно ответственность учреждения.
Несмотря на острый дефицит бюджетных средств, в большинстве своем учреждения образования, не без помощи родителей, к новому учебному году подготовлены. Лучше других подготовлены средняя школа № 1, 3, все образовательные учреждения Шемахинского и Ункурдинского сельских поселений, станция юных техников, вновь порадовали своей ухоженностью детские сады города. В большинстве школ и детских садов, несмотря на жару, выращен неплохой урожай овощей. Вместе с тем, не все образовательные учреждения проявили инициативу по обустройству своих территорий, это прежде всего относится к средней школе № 2, Гривенской начальной школе-детскому саду, Ункурдинскому «Колокольчику».
1 сентября страна отмечает День Знаний и посвящен он будет Году учителя. В этот день будет дан старт акции «Чествую тебя, мой Учитель!» В ходе акции наряду с мероприятиями моральной, а где-то и материальной поддержки учителей, планируется продолжить начатую работу по поиску и оформлению материалов о старейших учителях, стоявших у истоков образования на территории района, заслуженных учителях района, отличниках просвещения, почетных работниках общего образования, учителях - орденоносцах, учителях - участниках Великой Отечественной войны, истории образовательных учреждений.
Преимуществам посещения детского сада в противовес домашнему воспитанию было посвящено выступление на тему «Детский сад XXI века» заведующей д/с №7 «Рябинушка» Т.Д. Богаткиной. «Методическая работа в образовательных учреждениях – важнейшее средство повышения профессионального мастерства педагога» - такова была тема выступления директора СОШ №3 В.П. Батраковой. О несбывшихся надеждах и чаяниях педагогов в год, торжественно объявленный Годом учителя, говорила Т.И. Челпанова, директор Ункурдинской СОШ: «Верилось, что Год учителя начнётся с увеличения учительской зарплаты - объявили о росте аж на 10%! Ждали добрых слов в свой адрес, а дождались лишь очередной чернухи про школу и педагогов – сериал «Школа». В школе теперь, как на рынке: «Клиент всегда прав», т.е. правы ученики и родители».
– Дополнительное образование – это тоже школа, - сказала, подытоживая своё выступление на тему «Роль дополнительного образования в условиях модернизации школы» С.Н. Белова, директор Дома учащейся молодежи. – Школа подготовки к жизни.
Куратор проекта «Народный учитель» Л.В. Нечаева предложила педагогам включиться в этот проект, первый этап которого продлится с 1 сентября по 1 октября 2010 года, и познакомила с подробностями его проведения.
«Социальные гарантии работников – важнейший фактор развития образования» - с таким докладом выступила Т.В. Горбунова, председатель профкома работников образования района.
Закончилось мероприятие награждением работников образования – как ныне работающих, так и тех, кто нынче уходит на заслуженный отдых. Пригласили на сцену и молодых специалистов. Их в этом году 8, все – девушки.
З. Хакимова

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку