Крайне сложная ситуация создалась на Уфалейском молокозаводе, социально значимом предприятии для двух территорий: Нязепетровского района и Уфалейского округа. Основной причиной останова, по словам генерального директора, стало тяжелое финансовое положение и, как следствие, отсутствие сырья.
Останов продолжается
Жизнь на заводе остановилась. Из персонала – только сотрудники службы охраны. Прекращена подача электроэнергии, воды, отключены телефоны. Словом, на заводе — мертвый сезон. Хорошо, если только на два месяца, как обещал гендиректор С. А. Полукаров. Что характерно, в городскую службу занятости обязательная в данном случае информация о вынужденном простое, о том, в какие отпуска отправлены люди, не поступала. Как стало известно от некоторых переработчиков, сотрудники предприятия написали заявления о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы. У предприятия образовалась немалая задолженность. К примеру, по информации налоговой службы, недоимка по налогам и сборам составляет около 500 тыс. рублей. Долги есть и перед поставщиками энергоресурсов, сельхозпредприятиями за поставленное сырье, коллективом – по заработной плате.
Только тревога
Ситуация на перерабатывающем предприятии больно ударила по Нязепетровскому району. — Прекращение выработки молочной продукции на Уфалейском гормолзаводе поставило в трудное положение социальную сферу района: школы, больницу, детские садики, детский дом, — рассказала главный экономист управления сельского хозяйства Нязепетровского района Л. А. Рожкова. — Все они остались без постоянного поставщика и вынуждены были в срочном порядке искать новых. Пока они есть, но где гарантия, что в период снижения надоев и объемов переработки поставки сохранятся? Понятно, что «чужих» молокозаводы будут обеспечивать по остаточному принципу. Это вызывает большую тревогу у руководства города и района. Все, что происходит на Уфалейском гормолзаводе, отражается на нашем районе, его дне сегодняшнем и перспективе. Десятилетиями мы работали как единый, слаженный механизм. Сельские хозяйства отправляли в Уфалей молоко самого высокого качества, из него вырабатывали качественную продукцию, которой хватало и уфалейцам, и нам. Новые собственники порушили всю систему тем, что не рассчитывались за сырье. У нас сложилось впечатление, что на завод пришли люди, не заинтересованные в том, чтобы он работал. Полное прекращение деятельности гормолзавода поставит под удар сельское хозяйство нашего района.
Вопрос без ответа
— Душа за завод, которому отдана вся жизнь, не просто болит, разрывается, — говорит бывший генеральный директор Уфалейского гормолзавода Л. Л. Лапотышкина. — Потеряно доверие к предприятию со стороны сельхозпредприятий, и вернуть его очень тяжело. Боюсь даже что-либо говорить о дальнейшем развитии событий. Как у рядового гражданина и жителя Верхнего Уфалея у меня есть один вопрос, к сожалению, риторический: кто ответит за этот завод?! Как отразился останов предприятия на жизни города? Учреждения образования, здравоохранения, которые получали молоко с местного завода, как только начались перебои с поставками, сразу стали искать новых поставщиков. В большинстве случаев им стал Тюбукский молокозавод, который настойчиво осваивает уфалейский рынок сбыта. На прилавках магазинов есть продукция и других производителей. Правда, привозят ее в город не каждый день, а по своим графикам. Если потребительский рынок из-за отсутствия уфалейской молочной продукции пока пострадал не сильно, то бюджет, в том числе местный, лишился одного из источников поступления доходов. Более полусотни уфалейцев сидят дома без зарплаты, а если судьба завода закончится плачевно, то и вовсе пополнят ряды безработных. Из экономической жизни округа выпадет еще одно предприятие. Не простое, а социально значимое.