ВОТ уже 20 лет в стране продолжаются реформы, призванные коренным образом улучшить жизнь населения, в том числе - и сельского. Но горек пока для крестьян хлеб насущный, заработанный в больших трудах…
Âïåðåä - â ïðîøëîå?..
По какому пути идти районному сельхозпроизводству
Вот уже 20 лет в стране продолжаются реформы, призванные коренным образом улучшить жизнь населения, в том числе - и сельского. Но горек пока для крестьян хлеб насущный, заработанный в больших трудах…
А что же фермеры, которые взялись, было, засучив рукава, накормить народ дешевыми сельхозпродуктами? Не накормили. Наоборот, с производством сельхозпродукции стало еще хуже, чем при колхозах и совхозах.
А ведь колхозы тоже начинали создавать в свое время ради будущей светлой жизни. И дошли, было, они до этой черты, но нет, их имущество даром отобрали в госсобственность. Хотя должны были решать этот вопрос сами колхозники, ибо в их хозяйствах собственность была кооперативная. Опять же - нет, стали колхозы совхозами в одночасье. А последние снова ликвидировали, как нерентабельные, уже в ходе проводимых реформ.
Что же, в конце-концов, происходит в нашем государстве, в аграрном секторе его экономики? Что, выходит, и фермеры у нас не умеют работать, и весь другой сельский люд?!
Причины всех бед крестьян давно всем известны. Это диспаритет цен между товарной продукцией села и промышленности, ТЭКа. Это - во-первых. А во-вторых, весь рынок сбыта сельхозпродукции находится в руках крупных монополистов. Потому зерно у нищего крестьянина они покупают по 3-5 рублей за килограмм, а хлеб рабочему классу уже продают по 15-20 рублей (за булку в 700 граммов).
По сути, государство наше полностью отвернулось от нужд селян. И даже те приоритетные - стало быть, первоочередные - национальные программы, реализуемые в последнее время в отрасли, а это газификация, строительство дорог, объектов социальной сферы - не затрагивают основ развития отрасли.
При таких экономических условиях как должен поступать сегодняшний крестьянин и как он должен улучшать качество и увеличивать количество производимой им сельхозпродукции? Каков выход из тупиковой ситуации?..
Выход, по мысли автора этих строк, - в развитии кооперации в фермерском движении и в реанимировании, возрождении колхозной формы организации труда. И не надо бояться слова «колхоз».
При этом сразу необходимо уяснить, что в советское время, к сожалению, весь потенциал колхозного движения не был реализован. Не было экономической самостоятельности у колхозников, опутанных распоряжениями, постановлениями вышестоящих властей: что, сколько и когда сеять и т. д. И ни один колхоз не мог, как хозяин, распоряжаться своей товарной продукцией.
Нынешние или новые колхозы должны избежать такой участи. Люди сами будут решать все жизненно важные вопросы. В том числе - и по энерговооруженности своих хозяйств.
Пока сошлюсь на один пример. В отчете администрации района за прошлое пятилетие было сказано, что два сельхозпредприятия частного типа: ООО «Озерское» и ООО «Гарант» - на обновление техники за указанное время направили 131,5 млн. рублей. Из них 79 млн. – это собственные ресурсы хозяйств, а 52,5 млн. рублей – кредиты областного бюджета.
Хорошо это или плохо? Автор, в силу предлагаемой ниже концепции развития села, считает, что не очень хорошо. Во-первых, эти громадные суммы ложатся сразу неподъемным грузом на себестоимость продукции, снижая ее конкурентоспособность на рынке, а также рентабельность производства в целом.
Во-вторых, а это, на мой взгляд, - главное, сокращается при механизации производства число работников на предприятии. И сокращенные вынуждены в таких случаях искать заработок на стороне: в городах, на Севере и т. д.
Потому, смею заверить, не было и в дальнейшем никогда не будет благородного частного работодателя. Он в любой момент может закрыть свое производство. Этот бизнес не имеет прогрессивную социальную перспективу. Возможно, частники сами будут стремиться переходить в кооперацию, в колхоз. Ведь кооперативное предприятие или колхоз – это не частная лавочка, а коллектив добровольно объединенных товаропроизводителей с минимальным административным штатом и выборным руководством.
Как провести эту, очередную, реформу села? Стоит начать с одной конкретной деревни: определить количество будущих работников, площадь пашни, поголовье, что будут в работе, объемы производства.
После - комплектовать будущий колхоз гужевой тягловой силой и транспортом. Закупить конные плуги, сеялки, косилки, жатки и работать по методикам народного агронома Т. С. Мальцева. Конечно, нужно будет возродить на селе кузни, без них не обойтись.
И работать так - без применения тяжелой техники. Горючее в этом случае растет под ногами. А животноводческие помещения в подобном варианте развития событий тоже должны быть простейшими, примитивными.
Поверьте, вся сельхозпродукция будет иметь самую высокую рентабельность, ибо себестоимость зерна, молока, мяса, яиц и т. д. окажется самой низкой. И всем селянам найдется работа по душе с хорошей оплатой.
В перспективе автор видит, что не останется в районе ни одного села, ни одной деревни, в которых не будет кооперативов или колхозов. Значит, не должно сокращаться и его население.
В этой связи следует заметить, что на территории района до революции проживало 100 тысяч человек. После коллективизации осталось около 60 тысяч. Сегодня в нем живет 30 тысяч человек. Т. е. население все сокращается. Это говорит о том, что вот уже 90 лет мы живем неправильно. Пора взяться, кажется, и за ум!
Когда же в районе более половины селян будет вовлечено в колхозно-кооперативное производство сельхозпродукции, то появится свой рынок, где она и будет реализовываться на 30-50 процентов ниже стоимости продукции монополистов. Стоит ли говорить, какую популярность у горожан обретет подобная ярмарка?
И я уверен, что сама жизнь будет подсказывать крестьянам, что и в каких объемах производить и по какой цене реализовывать. Было бы очень хорошо, если в первые годы становления на ноги колхозов-кооперативов государство освобождало бы их от прямых налогов…
Ахрар Ибрагимович ИСХАКОВ,
ветеран труда.
г. Челябинск.
ОТ РЕДАКЦИИ
Наш внештатный автор – ветеран сельхозпроизводства, много лет отдавший, как специалист-животновод, как руководитель хозяйства, как ответственный работник минсельхоза Узбекской ССР, - труду на земле. Правда, работал он все это время на крупном, механизированном производстве.
Но в данных заметках А. И. Исхаков предлагает своим землякам вернуться этак на 70-80 лет назад, когда единоличное мелкотоварное сельхозпроизводство сверху, директивно объединялось в коллективное. Сегодня много споров на тему прогрессивности или регрессивности подобного шага властей. Но истина, как всегда, где-то посередине. Потому и мы не будем акцентировать внимание на оценочных фактах исторического прошлого.
Другое дело, захотят ли сегодня так трудиться люди? Ручной труд, возможно, и дешев, но не всякого он в век машин прельстит.
Ведь сегодня, к примеру, жители и нашего района даже в своих личных подворьях предпочитают вместо тяжелой ломоты на покосе вручную вести и косьбу, и сгребание, и стогование сена - механизмами и машинами. А буквально 20 лет назад, на излете советской власти, все они еще дружно махали косой. С удовольствием оставят деревенские жители в сторону также свои топоры и пилы при заготовке дров, если в их дома придет газ.
А вручную чертоломить на производстве ежедневно, чтобы снизить себестоимость общественного товара, никто, пожалуй, сегодня не согласится. Вопрос, может быть, этот полемический. Кто-то, возможно, поддержит автора статьи, а кто-то – комментарий редакции.
Конечно, есть у нас в районе примеры, когда в условиях натурального хозяйства, а все личные подворья можно отнести к ним, - наши земляки производят товарную продукцию. Это семья Царегородцевых из д. Борисово, которая содержит в собственном подворье около 100 голов крупного рогатого скота.
С минимальной механизацией на ферме работает с дойным поголовьем предприниматель Ихтияндр Шарипов из деревни Сосновка.
В СПК «Искра» имеется конепоголовье, которое круглый год тебенюет. Это тоже производство мяса по стародавним кочевым традициям с минимальными затратами. Ведь в деревне Каинкуль, где находится указанное хозяйство, табун в 50 лошадей круглый год на выпасе. Кони даже зимой добывают корм, копытя на полях и лугах снег. И только на ночь их загоняют в загон.
Но примеров подобных, к сожалению, больше нет. При этом и имеющиеся основаны не на колхозно-кооперативном производстве, а больше - на частном. Главное: что в хозяйстве Царегородцевых, что в хозяйстве Шарипова корма для КРС готовятся механизированно, не вручную и не на гужевой тяге…
Публикация же эта, повторимся, дискуссионная. Потому мы ждем откликов наших читателей, поблагодарив предварительно автора - нашего активного селькора А. И. Исхакова за неравнодушие к делам земляков, к будущему родного района.
В. КАГАРМАНОВ.
Поделиться
поделиться:
Другие материалы рубрики