Суббота, 20 Апреля 2024

Хранитель истории

15.10.2010 Корреспондент: Нязепетровские

Большую часть жизни отдал дорожному хозяйству участник войны Шарип Фатыхович Фатыхов.

Большую часть жизни отдал дорожному хозяйству участник войны Шарип Фатыхович Фатыхов.
После окончания в 1957 году Уфимского автодорожного техникума Шарип Фатыхович работал в Нязепетровском дорожном участке прорабом, техником, главным инженером, исполнял обязанности руководителя участка. Интересна история того, как Шарип Фатыхович стал дорожником: колхозники села Кирикеево (Башкирия), где родился, рос, окончил семилетку Ш.Ф. Фатыхов, после уборочной отрабатывали на восстановлении дорог. Работая коновозчиком, мальчишка с завистью поглядывал в сторону дорожного мастера, руководившего работами: «Вот бы и мне мастером работать». Уже после войны (Ш.Ф. Фатыхов с 1944 г. по 1945 г. воевал на Белорусском фронте, в 200-метрах от рейхстага его ранило, домой он вернулся только в декабре 1945 года на костылях) в 1955 году ему удалось осуществить свою мечту, поступить учиться на дорожного мастера. Нужно отдать должное упорству и трудолюбию Шарипа Фатыховича: в молодости он самостоятельно научился играть на скрипке и мандолине, работая в колхозе, научился шить сбрую и изделия из овчины, работать на различных станках и ещё всю свою жизнь он писал стихи и песни на башкирском языке, которые начала собирать в альбом ещё его мама. находясь на пенсии. Ш.Ф. Фатыхов пишет воспоминания о войне, о работе в дорожном.
Из воспоминаний Ш.Ф. Фатыхова: 3 октября 1957 года по приказу Челяоблдоруправления в Нязепетровске был организован дорожно-эксплуатационный участок №131 для обслуживания дороги областного значения: Багаряк – Касли – В. Уфалей – Нязепетровск – граница Свердловской области. В его штат кроме управленцев входили 4 дорожных мастера, 4 монтера, в распоряжении имелись 5 лошадей. Первым начальником ДЭУ был А.П. Ламанов, Ш.Ф. Фатыхов главным инженером. На участке в 1,5 га (где и сейчас расположено ПРСД) началось строительство деревянных конторы и подсобных помещений. Для начала деятельности участка требовалось определить балансовую стоимость дорог, то есть составить на них технический паспорт с указанием всех дорожных сооружений, оградительных тумб, знаков. Для этого нужно было определить точный километраж, количество сооружений и состояние дорог. Промеряя дороги, рабочие проходили до 10 км в день, из-за отсутствия транспорта приходилось ночевать в лесу. Дороги в большинстве своем были в непроезжем состоянии: их следовало чистить от леса и кустарников, после дождей они долго не просыхали. Рабочих не хватало, вместо техники – лошади, поэтому дорожники вынуждены были обратиться в райисполком и на предприятия, которые безотказно помогали, выделяя рабочих и технику, все понимали необходимость строительства дороги. В то время в Челябинск ездили через Вишневогорск и поселок Силач, в дорогу шоферы брали бочки бензина, на дорогу туда-обратно уходило 4-5 дней.
Еще одним важным направлением была дорога Нязепетровск – Перевоз – граница Свердловской области. Здесь в распоряжении мастерских участков были только лошади, сбруя и телеги. Ремонтеры (дорожные рабочие) сами добывали камень, щебенку и на лошадях подвозили к ремонтируемым участкам. Для профилирования и разравнивания колеи грунтовой дороги использовали отрезок рельсы трехметровой длины, рабочий вставал на рельсу и управлял лошадью, тем самым выравнивая дорогу. Зимой дороги от снега не чистили. Лишь местами устраивали площадки для разъезда встречных конных упряжек.
В 1962 году ДЭУ 131 переименовали в дорожный участок №949. Кроме содержания и текущего ремонта стал финансироваться и капитальный ремонт дорог, в год по 4-5 км. Началось строительство отапливаемого гаража и конторы, которые существуют сейчас. Дорожной техники по-прежнему не выделялось, поэтому своими силами восстанавливали списанную технику леспромхоза. Так в ДУ-949 появились 4 бульдозера, а на заводе им. Калинина по заказу дорожников изготовили десятитонный каток.
На дорогах в те годы было много деревянных мостов, их обслуживали также рабочие дорожного участка. Самым трудным было сохранить мосты во время ледоходов и весеннего паводка. В период паводка производилось взрывание льда, для этого требовалось разрешение, весь персонал проходил обучение по технике безопасности, взрывчатка строго учитывалась.
Многие в районе помнят, как в районе Перевоза на р. Уфа после паводка ежегодно строили деревянный мост на свайных опорах длиной 130 метров. Открыть движение по областной дороге требовалось в кратчайшие сроки, поэтому трудились дорожники по-ударному, круглые сутки. Для пуска движения через шемахинский мост опять-таки в ударные сроки была построена дорога Табуска – д. Арасланово – Шемаха – Ключи. Только в 1973 году, после реформирования ДУ-949 в производственное дорожное управление №211 (ПДУ-211), в районе началось строительство новых дорог с твердым покрытием.
8 начальников сменилось за годы работы Ш.Ф. Фатыхова, с особой теплотой он вспоминает П.Я. Отставнова: «Самый справедливый руководитель был. Он умел ладить и с рабочими, и с руководством». Шарип Фатыхович давно уже на заслуженном отдыхе (ему 84 года), но часто бывает на родном предприятии, искренне сопереживает трудностям, с гордостью рассказывает о достижениях Дорожного. Шарип Фатыхович бодр и весел, с оптимизмом поздравляет он всех работников дорожного хозяйства. И вам доброго здоровья, Шарип Фатыхович!
Г. Соловьева

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку