Понедельник, 7 Октября 2024

Она строила ЛЭП

28.01.2011 Корреспондент: Нязепетровские

«В 1947 году Нязепетровский завод им. Калинина впервые выполнил свой годовой план», - так рассказывает Александра Ивановна Киселёва, последний  живой свидетель и непосредственный строитель высоковольтной линии (ЛЭП), соединяющей Нязепетровск и В. Уфалей, - «потому что к 200-летию завод получил электроэнергию от Челябинской ГРЭС».

«В 1947 году Нязепетровский завод им. Калинина впервые выполнил свой годовой план», - так рассказывает Александра Ивановна Киселёва, последний живой свидетель и непосредственный строитель высоковольтной линии (ЛЭП), соединяющей Нязепетровск и В. Уфалей, - «потому что к 200-летию завод получил электроэнергию от Челябинской ГРЭС». Электрификация города и района начиналась со строительства ЛЭП. По свидетельству Александры Ивановны, трассу прорубили до войны, там проводилась заготовка дров. Начиная от Половинки, и далее по трассе лежали дрова, сложенные в поленницы. Но в условиях начавшейся войны строительство ЛЭП было приостановлено. Но непосредственное строительство началось в августе 1944 года. К этому времени трасса уже заросла мелколесьем, ближе к В. Уфалею небольшой участок трассы до войны оставался не вырубленным. Александра Ивановна поступила на завод 27 июня 1941 года, пришла устраиваться за компанию с подружкой, было обеим по 16 лет. Приняли её в арматурный цех штамповщицей. Коллектив цеха занимался изготовлением противогазов и ампул с зажигательной смесью, готовую продукцию комплектовали в ящики, грузили и отправляли в Москву. В 1944 году этот заказ с завода сняли, цех расформировали. «Всех собрали у заводоуправления и зачитали приказ». Специалистов перевели в другие цеха, слесарей - в 1 механический цех (там продолжалась работа над выпуском бомб), 150 человек направили на строительство линии электропередач. Между Нязепетровским заводом им. Калинина и организацией «Свердловскэлектрострой» был заключён договор, в котором заказчиком выступил наш завод, а подрядчиком «Свердловскэлектрострой'. Строительство шло одновременно по всей трассе, рядом с линией электропередач тянули и телефонную линию. Александра Ивановна вспоминает: «Делали всю работу. Вначале чистили трассу, вырубая мелколесье, затем копали ямы. Основными инструментами были кайло, лопата, лом. Тяжелее было зимой. Мы, молодые девчонки, женщины, долбили замёрзшую землю. Мужчины с вечера накладывали дрова на место будущей ямы, поджигали, а к утру земля оттаивала. Заготовкой леса на опоры занимались другие бригады. Пилили сосняк, вначале делали пасынок, затем свечу и траверсы. К пасынкам прикручивали ригеля (мертвяки) для устойчивости. Жить приходилось в охотничьей избушке, в леспромхозовских бараках у Половинки; летом могли жить и в палатке. Зимой расчищали дорогу от тракта до трассы, чтобы могла пройти машина. Раскатку проводов производили вручную, тянули параллельно сразу три провода. За три года работы, - говорит Александра Ивановна,- так привыкла, знала все номера опор. В октябре 1947 года строительство трассы было завершено, и работникам впервые дали отпуск. Электрификация города была осуществлена в 1948 году, к каждому дому провели электроосвещение. Н. Смирнова

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку