Вторник, 10 Декабря 2024

Ученик не должен быть только потребителем знаний

18.03.2011 Корреспондент: Кизильский

В общеобразовательных учреждениях, в вузах России и даже в Интернете идет бурное обсуждение новых общеобразовательных стандартов

Ученик не должен быть только потребителем знаний

 

В общеобразовательных учреждениях, в вузах России и даже в Интернете идет бурное обсуждение новых общеобразовательных стандартов, которые предлагается внедрить в старших классах средних школ. Благо ли это? Свое мнение по этому вопросу  высказали директор Сыртинской средней школы С. В. Долгополова и ученица 11 класса Кизильской школы № 2 О. Анисимова («Кизильский вестник» № 8 от 25 февраля 2011 года). Сегодня о стандартах нового поколения говорит руководитель методической службы Кизильского районного отдела образования Людмила Анатольевна Гришаева.

 

– Почему пошел ажиотаж вокруг этих стандартов? Потому что люди, в том числе и учителя, не все предложения правильно истолковали. Поэтому разработчики стандартов сейчас выступают на различных форумах и перед разными  аудиториями с разъяснениями. Готовится пояснительная записка для широкого круга читателей, пользователей.

Прежде, чем говорить о плюсах и минусах стандартов, напомню предмет разговора. Это хорошо видно в приведенной таблице. В 10 и 11 классах четыре предмета – Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект будут одинаковыми для всех. Воможно, в число обязательных войдет и русский язык. Далее разработчики предлагают 6 образовательных областей. Исходя из того, где ученик планирует продолжать обучение, он «набирает» предметы из этих областей. По замыслу разработчиков, это может быть ещё примерно 6 дисциплин. Таким образом, у ребят снижается учебная нагрузка. Вместо 20 предметов, которые в настоящее время изучаются в старшей школе, будет примерно 10. И это благо для ученика.

Почему  предлагается только для 10-11 классов? Потому что это уже финал обучения в школе. Все постепенно будет перестраиваться с 1 класса. Уже с 1 сентября 2011 года все первоклашки будут учиться по новым стандартам. С сентября 2012 года – основная школа на них перейдет, а с сентября 2013 – старшая. Так что к 10 классу ученик подойдет уже с определившимся направлением. Предметы из 6 областей будут преподаваться все, но на разном уровне: базовом (Б), интегрированном (И) или профильном (П).

Важно, что с введением стандартов ребята не будут простыми потребителями знаний: что дали учитель и учебник, то и взяли. Он должен научиться добывать эти самые знания, информацию. Учитель только учит, как это делать.

А теперь о минусах. Конечно, ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) приведут ко многим изменениям в образовании. Увеличится нагрузка на учителя. Ему необходимо будет переучиваться и обновлять постоянно свои знания, так как ему предстоит давать уроки на разных уровнях: базовом, интегрированном, профильном, которые предполагают разные программы. Поэтому для педагогов обязательны будут различные курсы, а также постоянное самообразование.

С введением стандартов возникает большая проблема для руководителей школ и учителей: как составить индивидуальную образовательную траекторию, то есть индивидуальный рабочий план?, гибкое расписание уроков? И, конечно же, вопрос об учебниках и методической литературе.

Учебники по базовому образованию есть сейчас. А вот по интегрированному и профильному придется покупать. Сегодня большое подспорье – информационные технологии, которыми владеют и учителя, и ученики.

Так что, на мой взгляд, новые стандарты в образовании – благое дело для всех.

* * *

Вопрос. Что такое интегрированный, базовый, профильный предметы?

Ответ. Базовый – обычный, стандартный набор знаний. Интегрированный – всего понемногу. Профильный – углубленное изучение предмета.

Вопрос. Можно из предметов по выбору взять не 6, а больше или меньше?

Ответ. Да, можно. Все зависит от поставленных учеником целей. Но лучше не меньше, иначе сложно будет сдавать ЕГЭ.

Вопрос. Можно ли из одной области знаний взять не один предмет, а несколько?

Ответ. Можно. К тому же можно взять предметы разного уровня обучения. Например, русский язык профильно, русская словесность интегрировано.

Вопрос. Может ли старшеклассник в процессе обучения изменить набор предметов?

Ответ. В течение учебного года это будет сделать проблематично. А после 10 класса в 11-ом можно.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку