Жаркое лето и перебои с водой — с этой проблемой жители района сталкиваются ежегодно. Больной вопрос водоснабжения давно уже стоит очень остро. Не исключение и райцентр. Причем, в сезон полива, некоторым сельчанам приходится буквально дежурить возле кранов в ожидании, когда же появится живительная влага. И как только вода «замаячит», тут уж каждый старается запастись ею впрок, наполнить все емкости, имеющиеся в доме.\
Не особо радует и такая картинка, когда напор в трубах так слаб, что до некоторых жилых домов доходит только жалкая струйка воды. Тут человеку, чтобы набрать водицы требуется столько времени, терпения и выдержки!
Вот и всплывает вполне законный вопрос: в чем же причина нехватки воды, этого, казалось бы, элементарного блага цивилизации. Можно ли каким–то образом переломить сложившуюся ситуацию, или нужно готовиться к еще более засушливым временам. Быть может, в ближайшем будущем самым дефицитным товаром станет именно питьевая вода, острую нехватку которой мы ощущаем уже сегодня, сейчас.
Солнце палит нещадно, лето уже вступило в свои права. Нас же мучает непреодолимое желание докопаться до сути вопроса.
Где он, живительный источник?
Вот уже более тридцати с лишним лет Октябрьский район питает водой водозаборная скважина, находящаяся в селе Рытвино Троицкого района. Так что прежде чем вода доберется, к примеру, до того же райцентра, путь она проделывает немалый (более 70 км). Затем поступает в групповой водовод, расположенный в с. Подовинное. И уже отсюда — в три деревни: с. Октябрьское, с.Маячное и п.Свободный. Общая протяженность водопроводной сети, обеспечивающей водой эти населенные пункты, около 140 километров. По словам А.Корнилова, директора Октябрьского филиала ФГУ Управление «Челябмелиоводхоз», данное учреждение работает только с юридическими лицами. И, следовательно, с МУПами, органиазциями, администрациями сельских поселений и заключаются договора.
Если вода – товар, значит, имеет цену. Так почем же нынче водица?
«Скажу сразу, что цену на воду устанавливает и регулирует Единый Тарифный орган (ЕТО), — поясняет вышеназванный директор,— и по сравнению с прошлым годом она существенно повысилась. В этом году оптовая цена одного кубометра воды составляет 26 рублей 47 копеек, плюс НДС. Именно по такой цене мы и продаем воду вышеперечисленным организациям. Они же, в свою очередь, устанавливают свою цену, но опять же оговорюсь, согласно ЕТО. Потребление воды, естественно, зависит от времени года. Зимой — оно снижается, летом же, наоборот, повышается. Приведу пример: в зимний период райцентру требовалось 15–16 тысяч кубов воды, а в мае уже 21 тысяча (!). И по нашим прогнозам в дальнейшем расход воды будет только увеличиваться и может достичь планки в 30 тысяч кубов. Особенно, если лето выдастся засушливым, без хороших проливных дождей.
Никуда от схемы: товар—деньги—товар нам не деться. И бесперебойная подача воды зависит от того, как с нами рассчитываются наши «покупатели». Но ситуация такова, что задолженность, числящаяся за Октябрьской, Подовинновской, и Маякской коммунальными службами, Свободненской администрацией, составляет очень кругленькую сумму. К тому же бывают ситуации, когда какое–нибудь ЖКХ становится банкротом, и долги взыскивать просто не с кого. Предприятия нет, а долги мертвыми путами связывают нас по рукам и ногам.
Что касается действующих предприятий–должников, то здесь мы вынуждены принимать определенные меры, то есть ограничивать подачу воды на 50 %. К примеру, в день райцентру требуется минимум 1400 кубов воды, мы же «выдаем» в два раза меньше. В результате страдает население, и те, кто не желает своевременно платить за воду, и те, кто платит за нее исправно. Хотя хочется признать, что большинство жителей за воду, я уверен, платят».
Коллектив же «Челябмелиоводхоза», состоящий из тридцати человек,— выполняет свою работу и основную задачу: обслуживание трех насосных станций (в с. Рытвино, с. Подовинное и п. Свободный).
«Основные наши затраты,— говорит А. Корнилов,— это плата за электроэнергию, так как все оборудование работает от электричества. И мы, в свою очередь, должны своевременно расплачиваться с энергетиками. А, как известно, у них разговор с должниками – короткий.
Вот и нам приходиться иной раз прибегать к вынужденным мерам. Но как только долги нам возвращают – мы тут же, открываем водопроводный кран на полную катушку».
Летом вода — дефицит
Встретившись с С. Писаренко, начальником Октябрьского МУП «Жилкомцентр», мы продолжили разговор о насущной проблеме — почему с водой перебои?
Сергей Писаренко согласился с тем, что на многих улицах райцентра разводящие водопроводные сети не обеспечивают потребность населения в воде. Особенно в жаркий летний период, когда забор воды жителями села увеличивается. Причина: низкая пропускная способность.
И тому есть объяснение. В свое время (по всей вероятности, когда строился водопровод) водопроводная сеть была рассчитана на определенное количество потребителей. С годами число их существенно увеличилось. Следовательно, увеличилось и потребление воды. И ее попросту стало не хватать.
Далеко за примерами ходить не нужно. За последние годы в селе Октябрьское выросли красивые новые частные дома, в которых предусмотрены все блага цивилизации. Многие односельчане стараются завести воду в дом, провести канализацию. Да и техническая революция дает о себе знать. Сегодня, наверняка, уже не встретишь хозяйку, стирающую, как в прабабушкины времена, вручную в тазу. На дворе – 21 век и стиральная машинка-автомат давно перестали быть диковинкой. А сколько воды она потребляет!
«Но это только одна из причин,— убеждает начальник коммунальной службы,— аномально сухие годы тоже играют свою роль. — Но в любом случае, мы не пытаемся свалить вину на природу, или еще на какие–либо факторы. Коллектив старается сделать все, чтобы обеспечить бесперебойное водоснабжение населения.
Другое дело, что трудностей на нашем пути немало. Тяжелый груз долгов тянет нашу службу назад. Ведь, когда образовывалось новое коммунальное предприятие — Октябрьский «Жилкомцентр», мы взяли на себя обязательство погасить долги за потребленную воду во времена существования Октябрьского «Жилкомсервис», которое задолжало ФГУ «Челябмелиоводхоз» ни много ни мало — почти 700 тысяч рублей.
Имеются у нас и свои долги, текущие, и мы их, пусть медленно, но гасим.
Продолжаем вести работу со злостными должниками. И впредь будем проводить рейды, обращаться в суд. Никто из них не вправе своим наплевательским отношением обрекать односельчан на трудности, связанные с перебоями с водой. Проблем хватает и без них».
..Хочется в который раз сказать, что до водоносного горизонта нам, еще далековато. Да и тему культуры потребления воды сельчанами нельзя не затронуть. Ее необходимо повышать. Это и установка приборов учета (водяные счетчики), установка платы за воду, потребленную сверх нормативов. Много у нас сельчан, допускающих расход драгоценной воды в своем доме, хозяйстве.
Проблему нехватки воды решать нужно любыми путями. Правда, не понаслышке знаю, что есть и такие «экземпляры», которые умудряются свои огороды с картошкой щедро заливать водой. Только, думается, что весь объем воды проходит мимо счетчика. Как бороться с такими «умниками» — тоже вопрос из вопросов.
Фото и материал Ларисы Кламм
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.