В последнее время процесс чтения воспринимается лишь как процесс получения информации.
В помощь родителям
О чтении – с почтением
В последнее время процесс чтения воспринимается лишь как процесс получения информации. Но это не совсем верно! Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца.
В настоящее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
Тот, кто в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, – тщетный человек. Чем раньше начать приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы его добиться, необходима система.
Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему». И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать? Приведем ниже несколько советов.
- То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным. Интересно то, что эмоционально значимо.
- Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
- Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой видео-просмотром сказок, либо предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
- Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и цените в качестве подарка.
- Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
- Поначалу читайте детям короткие рассказы, и небольшие произведения, тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
- Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.
- Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.).
- Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- В доме должна быть детская библиотечка.
(Из книги В. Уильяме «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению»).
Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой или журналом у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было связано с получением удовольствия.
Библиотека всегда готова прийти на помощь. Ребенка можно записать в библиотеку уже с двух лет. Для малышей от двух до шести лет мы предлагаем «книжки-малышки», книги из серии «Для самых маленьких» и «Читаем по слогам». Детям постарше – «Русские народные сказки» и «Сказки народов мира», стихи и рассказы любимых детских поэтов и писателей. Для «почемучек» в книжном фонде имеется большое количество различных энциклопедий о животных, технике, космосе, динозаврах и многие другие. Не все родители могут позволить себе выписать для своего ребенка такое количество журналов, которыми располагает библиотека. Среди них такие удивительные, как «Читайка», «Семейное чтение», «Чтение для сердца и разума».
Большой популярностью среди малышей пользуются прекрасно иллюстрированные журналы «Ухтышка», «Играем с Барби», «Принцесса», «Розовый слон».
Детям постарше можно порекомендовать такие журналы, как «Юный эрудит» и «Юный техник», «Домашняя энциклопедия» и «Свирелька», «Рыбачьте с нами».
Рукодельницам – «Коллекция идей» и «Мастеришка», любителям собак – «Друг», романтикам – «Ромео и Джульетта», «Маруся».
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Не упускайте время! Читайте сами и приучайте детей к хорошим книгам!
Г. ХРЕНОВА,
библиограф Кизильской
межпоселенческой библиотеки.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.