7 февраля 1992 года в России принят закон «О защите прав потребителей»
Человек и закон
На защите прав потребителей
7 февраля 1992 года в России принят закон «О защите прав потребителей», закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги, по защите прав потребителей. Согласно вышеупомянутому закону, граждане имеют право на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, право на получение информации о товаре и его изготовителе, а также право на государственную защиту интересов потребителя.
Кто виноват и что делать?
Практически каждый потребитель рано или поздно сталкивается с ситуацией, в которой приходится защищать свои права. Рассмотрим случай, когда после покупки товара вы обнаружили в нём изъян и задались вопросом: «Что делать?»
В этом случае вам необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с предусмотренными законом требованиями. Однако на практике зачастую, когда требование покупателя касается возврата уплаченной суммы, продавец заявляет, что может либо отремонтировать товар, либо обменять его на аналогичный, а денег он вам не вернет. Данные заявления продавца незаконны, т. к. в соответствии с п. 5 ст. 18. Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требование.
Если продавец отказывается выполнить ваши требования, то кричать, оскорблять его не следует, ведь в дефекте (недостатке) товара он в принципе и не виноват. Вам нужно подать ему письменную претензию с изложенными в ней требованиями.
Однако не всегда причина возникновения недостатка очевидна. Поэтому Закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. Поскольку в Законе не содержится требований о том, чтобы проверка производилась независимыми специалистами, то продавец вправе провести такую проверку силами представителей сервисной организации, осуществляющей ремонт на основании договора с ним.
Если договориться не удалось –
спор решается в суде
Если все же добровольно договориться не удалось, то заключительный этап в борьбе за свои права – составление искового заявления в суд.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. При этом, если цена иска составляет менее 50 тысяч рублей, то необходимо обращаться к мировому судье. Дела, по которым цена иска составляет более 50 тысяч рублей, рассматриваются в районных судах.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» при подаче исков о защите нарушенных прав потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36. Налогового кодекса РФ.
Конфликт выгоднее разрешить мирно
Судебная практика показывает, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем вести разбирательства в суде. Ведь при обращении в суд потребитель вправе, согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», требовать взыскания компенсации морального вреда, неустойки за просрочку выполнения его требования (ст. 23 Закона). Кроме того, за невыполнение требований потребителя суд, согласно статье 13 вышеназванного закона, налагает штраф в размере 50 % от взысканной суммы и государственную пошлину в доход государства согласно статье 103 ГПК РФ.
А ЖУМАБАЕВА,
помощник судьи
Кизильского районного суда.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.