Пригородный железнодорожный транспорт в Челябинской области на полном ходу несется в дальний тупик. Железнодорожники уже отменили 46 электричек, две сохранятся лишь на летний период, у девяти сокращен маршрут, четыре пригородных поезда переведены в разряд поездов дальнего следования.
Пригородный железнодорожный транспорт в Челябинской области на полном ходу несется в дальний тупик. Железнодорожники уже отменили 46 электричек, две сохранятся лишь на летний период, у девяти сокращен маршрут, четыре пригородных поезда переведены в разряд поездов дальнего следования.
Ответственность за такие непопулярные решения боссы от железной дороги уже традиционно перекладывают на региональное правительство, теперь пытаясь даже мобилизовать население на требования к губернатору сохранить электрички. А что думают по этому поводу власти Южного Урала? Об откровенном лукавстве подобных шагов нам рассказал начальник Управления транспорта Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Александр ФИЛИППОВ.
- Александр Сергеевич, пригородное железнодорожное сообщение в Челябинской области осуществляет ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПК). Поскольку перевозки считаются убыточной деятельностью, у правительства региона с этой компанией договор на возмещение убытков. Получается, если электрички сокращаются, значит, убытки возмещаются не все?
- О сумме возмещения мы договорились. По договору между нашим министерством и ОАО «СПК» бюджет области должен компенсировать перевозчику выпадающие доходы в размере 100 млн рублей. Однако договор подписан с протоколом разногласий - мы не договорились о сроках действия соглашения. Правительство Челябинской области в лице Минстроя полагает, что договор должен действовать до конца 2013 года. А перевозчик настаивает, что 100 млн рублей - это подходящая цена, но только на период до 20 апреля. Как видите, разница в восемь месяцев.
- На что опирается правительство области, отстаивая свою позицию?
- На расчеты, которые подготовил Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области». Его специалисты скрупулезно подсчитали, что планируемые убытки ОАО «СПК» от государственного регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки в текущем году составят 107,925 млн рублей. Как видите, предложенный нами размер компенсации адекватен этим расчетам.
- Но и компания парирует своими цифрами, показывая, в том числе, не плановые, а реальные убытки за первые месяцы наступившего года.
- Да, но давайте посмотрим на них внимательно. Вот данные об убытках по каждому электропоезду маршрутной сети за первые два месяца года. В январе финансовый результат показал минус 19,768 млн рублей, в феврале - уже минус 7,359 млн рублей. Чем обусловлены большие убытки января? Если вспомните, было много выходных, которые отменили пользование электропоездами по служебной необходимости и повлияли соответствующим образом на расписание движения. Плюс выросли тарифы - с 14 до 18 рублей за зону. Кстати, и собственные расходы компании в январе составили 11 млн рублей против 7 млн рублей в феврале. Согласитесь, если первое мы могли списать на объективные причины, то второе - исключительно субъективные факторы. Но впереди лето, а в летние месяцы - опять-таки по объективным причинам - пассажиропоток заметно возрастает. Соответственно, сокращаются убытки. Так что мы настаиваем, что предусмотренных в бюджете Челябинской области 100 млн рублей будет достаточно для компенсации убытков перевозчика. Притом, заметьте, без ухудшения условий для пассажиров вроде сокращения электричек и тому
подобных неприятностей.
- Но компания хочет больше!
- Больше денег хотят все, но чтобы их получить, необходимо для начала озаботиться сбором аргументирующих оснований. В данном случае - расчетами, которые убедили бы нас в том, что запрашиваемая сумма обоснована, а не взята, простите, с потолка. Пока же в обоснованности аппетитов перевозчика у нас большие сомнения. Простой пример. Согласно данным СПК, общая населенность электроездов составляет 19%. Населенностью мы называем заполня-емость вагонов. Между тем в наше министерство регулярно поступают сигналы о том, что в действительности вагоны в электричках часто переполнены, люди едут в тамбурах. И это, безусловно, оставляет вопросы к качеству работы над расписанием движения. Но даже если согласиться с такой низкой населенностью поездов, когда, грубо говоря, в вагоне, который рассчитан на 100 человек, едет только 19 пассажиров, то возникает другой вопрос: а что компанией делается для того, чтобы перевозить именно пассажиров, а не воздух, как сейчас? Еще один вопрос: почему при такой низкой заполняемости вагонов мы постоянно получаем информацию о злоупотреблениях со стороны кондукторов-контролеров, которые взимают не полную стоимость билета, а только половину, притом без выдачи проездного билета? Об этом нам сигнализируют другие пассажиры, которые понимают, что многие их попутчики оказываются попросту неучтенными. Замечу, что это отнюдь не проблема Правительства Челябинской области. Это проблема учета, порядка и элементарной порядочности у самого перевозчика.
- И выходит, что эту проблему предлагается решать за счет налогоплательщиков, многие из которых, кстати говоря, электричками вообще не пользуются.
- При общей непрозрачности расчетов, которые предъявляет нам СПК, вынужден констатировать, что это действительно так. Вот конкретный пример. Согласно информации «Свердловской пригородной компании», в поездах сообщением «Верхний Уфалей - Екатеринбург» из Екатеринбурга в месяц проезжало более тысячи пассажиров. А из Верхнего Уфалея - почему-то... от четырех до семидесяти пассажиров, то есть практически с нулевой населенностью вагонов. Направляя такие данные, перевозчик, видимо, предлагает нам поверить в то, что из Екатеринбурга в Уфалей стремится на два порядка больше пассажиров, чем из Уфалея в Екатеринбург.
- Да, действительно, поверить в это сложно.
- Вот и мы не поверили. Когда министерство обратило внимание на данное несоответствие, представители ОАО «СПК» признали, что допустили ошибку. И представили уточненные данные. По доработанной информации, на двух электропоездах указанного направления доходы компании внезапно увеличились более чем на 200 тыс. рублей. Но любопытно другое, а именно то, что на других маршрутах численность пассажиров, а следовательно, доходность от перевозок, также вдруг сократилась. И в итоге общая сумма убытков, предъявленных нам к возмещению, по дороге в целом не изменилась. Достоверность таких сведений не может не вызывать сомнений.
- И на этом фоне железнодорожники проводят акцию «Сохраним поезд!»...
- Надеюсь, я убедил читателей в том, что этот призыв перевозчики должны адресовать в первую очередь себе. Правительство РФ ведет плановое сокращение субсидирования пригородных перевозок, о чем говорят сами организаторы этой акции. Но в условиях, когда денег в бюджете как минимум не прибавляется, колоссальное значение получает работа самих же перевозчиков - по сокращению внутренних издержек и повышению финансовой прозрачности. В противном случае следует говорить о попытке переложить с больной головы на здоровую, и это самое мягкое определение такой политики.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.