Зоозащитники Челябинской области уверены: бережное и ответственное отношение к братьям нашим меньшим – непременный атрибут цивилизованного общества. Повысить культуру южноуральцев в вопросе их взаимоотношений с домашними питомцами призван новый закон о защите животных.
Зоозащитники Челябинской области уверены: бережное и ответственное отношение к братьям нашим меньшим – непременный атрибут цивилизованного общества. Повысить культуру южноуральцев в вопросе их взаимоотношений с домашними питомцами призван новый закон о защите животных.
Обращение с братьями меньшими в нашей стране оказалось фактически вне закона. Регулируют эту сферу отдельные нормы и правила, но до сих пор в России нет единого документа, посвященного защите прав животных. Если такой закон всё же будет принят в России, он станет, наверное, самым многострадальным правовым документом, подготовленным в нашей стране. В 1999 году Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения» прошел все чтения в Госдуме и получил одобрение Совета Федерации. Однако уже в следующем году он был отклонен президентом. В 2004-м открытое письмо о необходимости принятия такого закона в адрес главы государства подписали 106 народных артистов страны. И снова неудача.
Сегодня закон вновь получил широкое осуждение. Над его разработкой трудятся российские и региональные эксперты. По словам президента Фонда зоозащиты «Спаси меня» ветеринара Карена Даллакяна, в срочном регулировании нуждается организация работы птичьих рынков, так как именно они являются основными «поставщиками» бездомных животных. «Мы всегда в ветеринарных клиниках отмечаем наплыв людей с найденными ими котятами, щенятами сразу после выходных, то есть после торговли на птичьих рынках, – рассказывает Даллакян. – Те животные, которые не распродаются, обычно выбрасываются прямо в коробках в мусорные баки». Следить за порядком на птичьих рынках должны муниципальные ветеринарные службы, однако такой контроль фактически не осуществляется, и в точках торговли животными царит полная антисанитария.
Новый закон должен также ужесточить наказание за жестокое обращение с животными. Сегодня УК предусматривает наказание за убийство животного в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей. Однако на деле сумма штрафа может даже не превышать 1000 рублей, особенно когда жестокому обращению подвергается бездомное животное. «В Челябинске был случай, когда мужчина два раза получал только лишь условный срок за жестокое обращение с животными своей сожительницы. В конце концов этот нарушитель убил человека и получил 13 лет. Этот пример очень яркий: человек, издевающийся над животным, завтра может убить человека», – подчеркивает Карен Даллакян.
Крупные собаки не для маленьких квартир
Неожиданный факт, но плодят бездомных животных на российских улицах и недобросовестные заводчики. В клубах, которые занимаются разведением элитных пород кошек и собак, приобрести дорогую игрушку может практически каждый. «Такие заводчики, озабоченные только заработком, продают породистых животных людям, даже не узнав, хватит ли тем денег на содержание такого питомца», – говорит Карен Даллакян. Уже после покупки горе-покупатели понимают, что животное требует много денег на свое содержание – питание, уход, прививки, походы к ветеринару. Не справившись, хозяева выбрасывают животное на улицу. Без проблем в подобных клубах продают и нестерилизованных питомцев.
В зарубежных странах такой проблемы нет. Все заводчики работают строго по лицензии и платят налоги. Здесь практически невозможно приобрести взрослое нестерилизованное животное. С такой проблемой столкнулся знакомый челябинского ветврача Светланы Федорищенко, когда захотел приобрести в штатах американских керлов для разведения их в Челябинске. «Заводчик этих керлов потребовал с него справку о доходах, о финансовых накоплениях на случай, если тот потеряет работу, справку из полиции об адекватности, аналогичные справки от двух независимых психиатров, а также письменное согласие всей семьи на содержание в доме двух нестерилизованных животных», – рассказывает Светлана.
Чтобы решить проблему «неподходящих хозяев», в законе должны быть тщательно прописаны правила содержании домашних питомцев. «В Европе в многоэтажках запрещено держать собак весом более 10 кг, – рассказывает Даллакян. – Это важный момент, так как от него зависит безопасность самих граждан». Крупная, а тем более бойцовая собака, живущая в полуторке, не исчерпывает всю свою активность, сидя дома, на улице она становится неуправляемой, результат – покусанные соседи. Кроме того, спортивных собак необходимо тренировать, однако не у всех хозяев есть на это средства.
Поиграли, и хватит!
По словам Светланы Федорищенко, сотрудничающей с организацией защиты животных «Я живой!», приюты пополняются практически ежедневно. «Зачастую узнав о том, что в городе есть такие организации, владельцы дорогих породистых животных отдают их туда. И даже приезжая на место, увидев, что приют – это вольеры в чистом поле, они оставляют там своих питомцев – иногда это декоративные собачки, которые просто не выживут в таких условиях, – говорит ветеринар. – То есть купили, наигрались и выбросили как ненужную вещь», – рассказывает ветеринар. 5–7 процентов – это минимальная цифра возврата животных в приюты. Люди недооценивают своих сил, возможностей, в итоге привозят животных обратно. Был случай, когда кошку вернули через 4 года. Однако даже возвраты радуют защитников животных, ведь ряд людей не довозят надоевших котов и собак до приюта и просто выкидывают их на улицу, а то и усыпляют.
Полное сопровождение
Взяв питомца из приюта, новоиспеченным хозяевам не придется ни о чем беспокоиться – животных отдадут вылеченных и стерилизованных. «В год через наш приют проходит порядка 1000 животных, в прошлом году мы пристроили около 700–800, – рассказывает представитель общественной организации защиты животных «Дозор» (г. Пермь) Алиса Маняхина. Филиал пермского приюта с недавних пор открыт и в Челябинске. – Если животному требуется лечение – мы ставим его на ноги, и только потом ищем хозяев. Всех животных отдаем только стерилизованных». Пристроив животное в семью, зоозащитники не бросают своих питомцев, через 2 недели, затем через 2 месяца производятся контрольные звонки новым хозяевам, если нужно, общественники выезжают на место с проверкой. По договору передачи животного, которые есть практически у каждого подобного зооцентра, питомец переходит в пользование новых хозяев только через 6 месяцев, до этого срока приют имеет право забрать животное обратно, если, по его мнению, питомец содержится в неподходящих условиях.
Добропорядочные приюты соблюдают ряд правил, чтобы животное не попало в недобрые руки. Волонтеры стараются собрать как можно больше информации о новом владельце. «Есть ряд вопросов, которые мы задаем тем, кто хочет взять питомца, – рассказывает Маняхина. – Было ли до этого домашнее животное в доме, если да – то что с ним произошло. Если прежнего питомца выбросили или усыпили – конечно, мы не отдадим своих животных таким людям». Обычно приюты не отдают животных детям и бабушкам, а также хозяевам на съемные квартиры. Пристроить можно каждого, уверяет защитница животных, в практике «Дозора» есть немало случаев, когда люди брали даже «тяжелых» животных – инвалидов, питомцев с хроническими заболеваниями.
Бездомные животные – часть экосистемы
Между тем полное избавление от бродячих собак и котов опасно для людей. Если выловить всех таких животных, то на их месте появятся грызуны, птицы, енотовидные собаки, лисы. Последние несут намного большую опасность, чем привычные для нас усатые-полосатые. «Город – это экосистема, которая кормит бездомных животных. Сколько есть корма, столько и будут жить животные. От них зависит чистота города. Кроме того, наши животные защищают нас от хищников, которые как раз-таки являются переносчиками бешенства», – подчеркивает Карен Даллакян.
Бездомные животные, которые не подкармливаются людьми, ищут себе пропитание самостоятельно. Кошки съедают всех мышей и крыс в подвалах и идут искать еду в другое место. Если их подкармливают в подвалах – животные теряют свою санитарную функцию, они сыты и могут размножаться. Животное, которое живет впроголодь, размножаться не будет, так как оно не сможет прокормить свое потомство. Таким образом благие намерения жалостливых жильцов приводят к росту числа бездомных животных.
Зоозащитники уповают на новый закон: документ, уверены челябинские эксперты, поможет изменить ситуацию в лучшую сторону. «В новом законе есть много нюансов, решающих те вопросы, которые сегодня являются проблемой», – отмечает Даллакян. Однако когда закон начнет действовать – не известно, пока документ находится на доработке.
С доставкой на дом
Сегодня в одном из самых крупных приютов для собак Южного Урала «Я живой» находится 260 взрослых особей и около 50 щенков. За неделю удается пристроить порядка 20–30 животных. Каждый день прибавляются новые питомцы. «Мы забираем животных после ДТП, у нас есть договоренность с Горэкоцентром, принимаем у них часть отловленных животных. Нам звонят из ветприемников, куда собак и кошек приносят на усыпление. По возможности берем и больных, и брошенных», – рассказывает председатель правления Челябинской региональной благотворительной общественной организации защиты животных «Я живой» Вероника Варламова.
Этот приют знают не только в регионе, за собаками сюда едут из соседних Свердловской, Курганской областей, Башкортостана.
Сегодня усилия общественников направлены на организацию работы по доставке животных к новым хозяевам в села и города Челябинской области. Как рассказывает Вероника, многие южноуральцы хотят взять животное из приюта, но не имеют возможности приехать в Саргазы, где содержатся животные, и забрать его самостоятельно. У организации уже имеется практика, когда собаку доставляли ее будущему владельцу в область. Сейчас в планах Вероники Варламовой организовать регулярные выезды в муниципалитеты.
Телефон приюта 8 (351) 223-35-24.
Жильцы уехали, собаки остались
Тревожный звонок поступил Карену Даллакяну из п. Роза. Жителей расселили, но в поселке осталось очень много бездомных животных. «Причем люди, которые пишут нам, обвиняют власти в том, что они, раздав квартиры переселенцам, не позаботились еще и об их животных! Но ведь в ответе за животных их владельцы. Они оставили своих друзей на улице», – говорит Даллакян.
По последним данным, в поселке осталось около 40 беспризорных собак. Их готов взять приют «Я живой», однако для этого организации придется построить дополнительные вольеры, а это новые расходы. Приют уже объявил сбор средств, стройматериалов, теплых вещей на строительство дома для розинских собак. Вообще каждый приют всегда рад любой помощи от неравнодушных южноуральцев. Не хватает не только денег, лекарств и еды, но и рабочих рук. Все зоозащитные организации имеют странички в социальных сетях, где можно узнать о необходимой приюту помощи.
Льготная стерилизация
Карен Даллакян: «Прививки от бешенства должны быть бесплатными для населения! У нас почему-то государственная ветлечебница проводит только дни, недели бесплатных прививок от бешенства, хотя они обязаны делать это круглый год бесплатно!
Процедура стерилизации также должна быть льготной для граждан. Некоторые владельцы домашних животных готовы пойти на такую процедуру, но у них просто не хватает средств, например у пенсионеров. Зачастую именно частные клиники предоставляют льготы на такие операции, а не бюджетные».
Светлана Федорищенко: «Подобрать животное с улицы – мало, надо его вылечить и обязательно стерилизовать. Мы стараемся популяризировать эту идею среди населения. Льготная стерилизация – необходимость. На это должны выделяться субсидии из бюджета»
Стерилизация кошки стоит порядка 1500 рублей, кастрировать кота будет немного дешевле. Стерилизовать собаку дороже – в зависимости от веса цена варьируется от 2 до 6 тысяч рублей.
В областном центре действует порядка 13 зоозащитных организаций.
Нелегальные похороны
У нас в стране животное считается биологическим отходом. Хоронить его в земле – нарушение закона. Между тем в большинстве развитых зарубежных стран есть кладбища для животных, где владельцы питомцев могут захоронить своих ушедших любимцев. Решением вопроса в Челябинске может стать кремация животных. В клинике Карена Даллакяна уже полтора года простаивает новый аппарат, однако чтобы начать работу, необходимо специальное помещение, разрешение должно быть подписано главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. Челябинцы до сих пор ждут ответа из столицы.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.