Архитекторы современного образования\
РМК — передовая линия отдела образования, обеспечивающая его качество, но тем не менее, как бы парадоксально это не звучало, работа методической службы остается для общего восприятия как бы за кадром. На самом же деле ей принадлежит ведущая роль "дирижера", который управляет "большим оркестром". Вся база образовательного процесса зиждется на методических разработках и программах, их постоянном обновлении, внедрении и применении в педагогической деятельности. Без методической службы учебный процесс попросту не имел бы своего развития. И особенно существенно возросла значимость методической работы в последние годы, в условиях модернизации общего среднего образования.\
\
В нашем районе вот уже 7 лет возглавляет эту службу Людмила Владимировна Окольничникова. Именно ей достался период, когда систему образования захлестнула волна информатизации, профилизации, экспериментов по введению новых форм итоговой аттестации и прочие новшества, которым не просто нужно соответствовать во времени, нет, нужно постоянно быть на несколько шагов впереди всей армии педагогов, быть учителем учителей! Ей постоянно приходится работать в контакте со специалистами отдела образования, руководителями районных методических объединений учителей, директора\
ми образовательных учреждений и их заместителями. Представляете степень ее ответственности? \
Ведущие направления профессиональной деятельности заведующей РМК (районным методкабинетом) включают в себя проведение аттестации педагогических и руководящих работников ОУ, контроль за методической работой в школах, организацию работы по повышению квалификации и росту профессионального мастерства учителей, смотры-конкурсы учебных кабинетов, организацию конкурсов профессионального мастерства педагогов, районных предметных олимпиад, предпрофильного и профильного обучения, оказание помощи в освоении и разработке инновационных программ и технологий, работу с молодыми специалистами, одаренными детьми. И это отнюдь не полный перечень направлений работы. О том, насколько успешно они претворяются в жизнь, сами за себя говорят высокие результаты: наши школы, успешно внедряющие инновационные проекты в образовательную деятельность, стали обладателями грантов Президента и губернатора и больших денежных премий, за счет чего смогли существенно улучшить свою материально- техническую базу. Три года подряд наши педагоги благополучно проходили конкурсный отбор и становились обладателями премий президента и губернатора, главы района. Именно они отмечают, что большая заслуга в этом принадлежит заведующей РМК Людмиле Владимировне Окольничниковой и не только на этом этапе, где они очень нуждались в организационно-методической помощи с ее стороны, способствовала получению этих наград многолетняя целенаправленная работа по повышению профессионального роста педагогов. И аттестация педагоговпри этом является обязательной процедурой. За 2007–2008 учебный год аттестовано было 311 педработников ОУ на 1 и высшую квалификационные категории. \
Другой формой повышения квалификации являются конкурсы профессионального мастерства "Учитель года". Они проходят ежегодно и представляют собой массовое открытое соревнование учителей, направленное на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств участников и саморазвитие педагогов.\
Содержание общего образования совершенствуется за счет введения элективных курсов. В 2008 году в школах района реализовалось более 50 образовательных программ элективных курсов. Профильным обучением было охвачено 89 учащихся, предпрофильным — 255. Все более активно учителя используют формы и методы обучения, способствующие развитию личностно-ориентированных качеств учащихся: информационно-коммуникационные технологии, проектирования, развития креативного мышления, интерактивные методы обучения.\
Вот уже 8-ой год наши образовательные учреждения принимают участие в ЕГЭ. С целью успешного проведения данной процедуры руководителями РМО учителей-предметников и методической службы организовывается работа с педагогами в форме тренинга, практикумов по прорешиванию экзаменационных тестов. \
На протяжении последних лет награждаются грамотами главы района наши одаренные дети — это тоже результат постоянного труда методической службы. Школьники участвуют в различного вида конкурсах, научно–исследовательских конференциях, выставках, где их вклад соответственно оценивается и поощряется. Другое направление работы с одаренными детьми — это олимпиадное движение. Ежегодно в районном туре Всероссийской олимпиады школьников принимают участие 600 учащихся 8-11 классов и выпускников начальной ступени общего образования. Победители и призеры районных предметных олимпиад принимают столь же активное участие в областных олимпиадах.\
Словом, методическая служба под руководством Людмилы Владимировны Окольничниковой вносит неоценимый вклад в развитие и обновление районной системы образования. Вот вам и закулисная работа! И думается, что совсем не случайно выбор кандидатуры на должность заведующей РМК 7 лет назад был остановлен именно на ней, преподавателе русского языка и литературы высшей квалификационной категории, и одновременно завуче по воспитательной работе в ОСШ №2, руководителе районного методобъединения учителей данного предмета, имеющей за спиной 11 лет педагогического стажа и классного руководства. Она была оценена как преуспевающий и очень перспективный специалист, которому вполне по силам будет справиться с организационно–управленческой и методической деятельностью. Время доказало, что в своем выборе руководство отдела образования не ошиблось.\
Заведующую методкабинетом отличают глубокий аналитический склад ума, высокий интеллект, безупречная грамотность, ораторское искусство, широкий кругозор, начитанность, интеллигентность, а также хороший вкус, женская привлекательность и обаяние. Она — неординарная, яркая и многогранная личность, обладающая огромным профессиональным и творческим потенциалом.\
На снимке: (верхний ряд) Е.В. Васильева, Л.В. Окольничникова, О.В. Мелехина, С.Н. Булатова; (нижний ряд) Л.М. Липатова, Т.Г. Выдрина, В.В. Агафонова.
Начальное образование — основа основ
На достаточно высоком профессиональном уровне организован образовательный процесс на первой ступени обучения в большинстве ОУ района. Методическую работу в данном направлении осуществляет методист по начальным классам РМК Оксана Валентиновна Мелехина. Основной целью методической работы на этой ступени является обеспечение роста уровня качества образования, информационное обеспечение педагогов, консультативная работа с ними, проведение методических семинаров, семинаров-практикумов, мастер–классов, открытых уроков, заседаний методического объединения учителей начальных классов, "Школы молодого специалиста", ведет которую Оксана Валентиновна.
Учителя начальных классов активно работают в составе проблемных групп- это одна из самых продуктивных форм профессиональной деятельности. В состав данных групп входят опытные педагоги, которые обозначают актуальную проблему обучения и находят пути ее решения.
Регулярно проводятся заседания РМО, где обсуждаются вопросы внедрения информационных технологий в учебный процесс, проведение конкурсов, олимпиад, заслушиваются отчеты учителей по темам самообразования, осуществляется обобщение их опыта работы. Учителя начальных классов проходят курсовую подготовку в ММЦ по овладению ИКТ, вследствие чего появилась возможность грамотно использовать современные средства обучения в организации образовательного процесса.
Одним из приоритетных направлений методической работы по вопросам начального общего образования является работа с одаренными детьми, способствует этому проведение предметных олимпиад, в которых принимают участие учащиеся начального звена из
25–ти ОУ, о результатах которых мы сообщаем в газете. Дети демонстрируют качественную подготовку по предметам и хорошие знания.
С целью проверки усвоения материала за курс начальной школы в выпускных классах проводятся итоговые контрольные работы по предметам. Показатели успеваемости говорят о том, что программный курс по русскому языку на "4" и "5" освоили 73% учащихся, по математике — 70%, навыком выразительного чтения овладели 64%. Значительно выше районного показатель качественной успеваемости в Октябрьской начальной школе(94,5%), Маякской (90%), Крутоярской (87%), Новосельской (85%).
Несомненно, заслуга в качественных показателях принадлежит педагогам и методисту по начальным классам Оксане Валентиновне Мелехиной, которая характеризуется как специалист, знающий свое дело, очень аккуратный в делах, ответственный, корректный и тактичный человек.
Задача школы — воспитать самостоятельную личность
Школа дает не только знания, значительно возросло в последнее время значение воспитательной работы, которая реализуется в системе образования через комплекс мероприятий. Осуществляет методическое сопровождение воспитательного процесса Людмила Михайловна Липатова. Ее профессиональная деятельность очень широка и разнообразна. Ей приходится руководствоваться сводом законов РФ и Челябинской области, законом "Об образовании", правовыми актами, Конвенцией о правах ребенка, Основами трудового законодательства, опираться на знания возрастной психологии-этого требует специфика работы.
В поле ее деятельности — осуществление контроля за необучающимися детьми, участие в работе районных межведомственных комиссий по вопросам воспитания детей, делам несовершенолетних, организация планирования отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время, проведение инструктивно- методической работы с заместителями директоров по воспитательной работе и организаторами ОУ, аттестация учителей-воспитателей, изучение, обобщение и распростарнение опыта воспитательной работы, участие в организации и подготовки районного конкурса "Самый классный классный" — он свидетельствует о повышении престижа и статуса классного руководителя, на которого возложена задача по воспитанию детей. Методист также участвует в разработке рекомендаций и документации по проведению выставок, смотров, конкурсов, где принимают участие дети.
Эффективность воспитательной работы трудно измерить цифрами, поскольку эта иная категория и направлена она на духовно-нравственное развитие личности, формирование у учащихся здорового образа жизни, приобщение к культуре, спорту, патриотике, развитию склонностей, способностей, интересов социального и профессионального самоопределения.
Процессы образования и воспитания никоим образом не должны быть разрозненными, это две составные одного целого. И Людмила Михайловна Липатова прилагает все усилия, чтобы воспитательная работа в ОУ велась целенаправленно и системно. В рейтинге школ, где оценивалась воспитательная работа, включающая основные направления деятельности, из 16 мест в пятерку лучших вошли: ОСШ №1 (зам. директора по воспитательной работе С.А. Кондрашина), Крутоярская СШ (Л.М. Калиновская), ОНОШ (Н.М. Сытых), Маякская СШ( И.В. Беспалова), Каракульская СШ (Л.М. Лебедева)..
Методиста по воспитательной работе в РМК ласково называют "пчелкой", за ее усердие, старательность, кропотливый труд. Людмила Михайловна все любит делать основательно, прорабатывать любой вопрос "от" и "до", отличительная ее черта-педантичность в работе.
Звенья одной цепиВ РМК у каждого методиста свои направления деятельности, которые сводятся к одной общей цели — повысить качество образовательного процесса. Самый большой стаж в работе у Татьяны Григорьевны Выдриной, методиста по учебным дисциплинам. Татьяна Григорьевна разрабатывает необходимые рекомендации и документы по проведению олимпиад, конкурсов по учебным предметам, смотров, выставок, а также координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ. Она находится на заслуженном отдыхе и продолжает работать. В свое время ей было присвоено звание "Отличник просвещения".
Два года назад была введена в РМК ставка методиста по дошкольному образованию, на эту должность принята Светлана Николаевна Булатова, которая оказывает консультационную и практическую помощь работникам дошкольных учреждений, совместно со специалистом по дошкольному образованию проводит контроль за организацией методической и учебно-воспитательной работы в ДОУ. Дело свое знает очень хорошо.
Елена Викторовна Васильева является методистом по библиотечным фондам школьных библиотек. Она оказывает консультативную помощь библиотечным работникам, руководителям ОУ по вопросам библиотечно-информационного обслуживания, проводит работу по формированию заказов новых учебников и учебно-методической литературы и распределяет их в соответствии с заказом и контингентом учащихся, координирует работу школьных библиотек. В своем направлении работы Елена Викторовна является отличным специалистом, она имеет за плечами культпросветучилище–библиотечное отделение. В настоящее время заочно обучается в ЧГПУ.
Совсем недавно была введена в отделе образования и должность инспектора по кадрам, ее выполняет Вера Васильевна Агафонова, имеющая юридическое образование. Она ведет учет личного состава и личные дела работников, оформляет установленную документацию по кадрам, своевременно вносит изменения, связанные с трудовой деятельностью и прочее. Заведующая РМК характеризует молодого специалиста только
с положительной стороны, отмечая ее профессиональный подход в ведении документов, безупречную исполнительность в работе и доброжелательность по отношению ко всем членам коллектива.
Вот в таком составе ведет свою профессиональную деятельность небольшой коллектив районной методической службы. Результатами их труда отдел образования может гордиться, РМК является правой рукой руководителя ОО С.В. Мелехина, его главной опорой. Целевая программа приоритетного национального проекта "Образование" рассчитана до 2010 года, с 1 сентября 2007 года был введен закон об обязательном общем образовании, ОУ перешли в этом году на базисный учебный план. В этом направлении и предстоит работать
отделу образования и методкабинету. И есть полная уверенность в том, что они смогут достигнуть хороших результатов.
Фото и материал Надежды ЧЕРНЫШЕВОЙ.
На снимке: (верхний ряд) Е.В. Васильева, Л.В. Окольничникова, О.В. Мелехина, С.Н. Булатова; (нижний ряд) Л.М. Липатова, Т.Г. Выдрина, В.В. Агафонова.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.