Четверг, 5 Декабря 2024

Из Румынии на МАЯК

02.07.2009 Корреспондент: Озерский

В тот вечер, 29 июня, было ветрено, пасмурно и, не переставая, шел дождь, но группу представителей Производственного объединения «Маяк» капризы погоды не волновали. Они с нетерпением ожидали прибытия грузового самолета Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр», который вез на борту важный груз из Румынии – контейнеры с отработанным ядерным топливом. Событие без преувеличения знаковое – впервые в истории должна была состояться сертифицированная перевозка ОЯТ воздушным транспортом.\

    В тот вечер, 29 июня, было ветрено, пасмурно и, не переставая, шел дождь, но группу представителей Производственного объединения «Маяк» капризы погоды не волновали. Они с нетерпением ожидали прибытия грузового самолета Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр», который вез на борту важный груз из Румынии – контейнеры с отработанным ядерным топливом. Событие без преувеличения знаковое – впервые в истории должна была состояться сертифицированная перевозка ОЯТ воздушным транспортом.
     Вывоз отработанного ядерного топлива из Румынии в Россию был запланирован в рамках Соглашения между Правительством нашей страны и Правительством США о сотрудничестве по ввозу в РФ ядерного топлива исследовательских реакторов российского (советского) происхождения. Одной из основных целей международной программы является снижение ядерной угрозы путем утилизации высокообогащенного урана, находящегося в ядерном топливе исследовательских реакторов.
 
     Проект по транспортированию отработанного ядерного топлива с помощью авиатранспорта уникален. Впервые авиаперевозка ОЯТ сертифицирована и осуществлена в соответствии с самыми строгими современными российскими и международными требованиями безопасности. Разработана наиболее безопасная для условий исследовательского реактора Румынии технология загрузки облученных тепловыделяющих сборок (ОТВС) в транспортные контейнеры. Для авиаперевозки ОЯТ были выбраны российские транспортно-упаковочные комплекты ТУК-19 и специальные грузовые контейнеры, которые соответствуют требованиям международных ISO-стандартов.
     Пока автомобильная колонна, готовая доставить контейнеры с ОЯТ на Производственное объединение «Маяк», ожидала прибытия самолета, заместитель начальника отдела радиохимического завода ПО «Маяк» Константин Голубкин пояснил:
     – Проект по вывозу топлива из Румынии в Россию рассматривался в 2005 году на международной конференции в Варне. Вместе с румынскими коллегами мы обсуждали, какой тип контейнеров будет наиболее оптимальным и рассматривали
различные технологии загрузки топлива. Изначально планировалось, что транспортироваться ОЯТ будет по железной дороге, но возникли проблемы с получением разрешений на транзит через Украину. Тогда и родилась идея перевозки контейнеров воздушным путем.
     Не скрою, скептиков на этапе разработки проекта было много: нам и всем тем, кто задействован в этом деле, пришлось отвечать на множество самых разных вопросов. Главный из них был такой – что случится с грузом в случае аварии на самой большой высоте и при самой высокой скорости полета? Группа специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики предусмотрела подобные случаи и рассчитала все возможные последствия такого итога событий. Был рассмотрен самый маловероятный вариант: если самолет развалится на большой высоте, ISO-контейнеры вскроются и ТУК-19 станут падать вниз на большой скорости, то при ударе об землю под определенным углом могут быть сорваны крышки контейнеров и ОТВС будут выброшены из них. Даже при такой ситуации выход радиоактивности будет незначительным. Если же ТУК-19 упадут на землю в ISO-контейнерах, то их вскрытия не произойдет вообще. Многочисленные графики, расчеты и убедительные доводы специалистов доказали, что данный вид перевозки безопасен, и сертификат на транспортирование воздушным путем был получен.
     Наконец, после нескольких часов ожидания, самолет показался в воздухе и приземлился на взлетно-посадочную полосу аэропорта «Кольцово». Первыми на борт допустили работников таможенной службы, которые провели предварительный осмотр груза, а затем в работу включились дозиметристы ПО «Маяк». Они замерили уровень радиационного излучения не только контейнеров и грузового отсека, но и всех других отсеков самолета, сравнив данные с показаниями румынских коллег. Дозиметристы вынесли заключение: «Все показатели в норме – груз был доставлен успешно и готов к разгрузке».
     Помимо членов экипажа в самолете был пассажир – инженер-технолог по транспортированию радиохимического завода ПО «Маяк» Андрей Назаров. Он сопровождал ISO-контейнеры с исследовательского реактора Румынии и помог коллегам правильно оформить необходимые таможенные документы. «Полет прошел отлично!» – бодро улыбнулся А.Назаров. – Экипаж самолета действовал очень грамотно и профессионально. Возможность авиаперевозки открывает перед нами широкие перспективы, ведь теперь мы сможем вывезти топливо практически из любой точки мира. Транспортирование по воздуху исключает проблемы получения транзитных разрешений и значительно сокращает время, которое контейнеры находятся в пути».
     Благодаря слаженным действиям работников аэропорта, представителей «Маяка» и членов экипажа АН-124-100 разгрузка контейнеров, установка и закрепление их на полуприцепах прошли оперативно, а после к работе снова приступили специалисты таможенной службы, которые провели полный досмотр груза.
     Ранним утром 30 июня автомобильная колонна доставила ISO-контейнеры на радиохимический завод Производственного объединения «Маяк», где их выгрузили в одном из зданий завода. Сначала их полный досмотр проведут специалисты Озерского таможенного поста, затем работники Озерского представительства Ростехнадзора снимут с контейнеров пломбы МАГАТЭ. Только после этого можно приступить к переработке топлива, в процессе чего будут получены ценные компоненты, в том числе уран, который используется для изготовления топлива для АЭС. На ПО «Маяк» действует схема экологически безопасного обращения с жидкими радиоактивными отходами – они будут остеклованы с последующим контролируемым хранением стекломассы.
     Первый блин не стал комом. Успеху задуманного способствовало тесное сотрудничество ФГУП «ПО «Маяк» с Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики (Саров), научно-производственной фирмой «Сосны» (Димитровград), авиакомпанией «Волга-Днепр» и других организаций, а также активному участию в проекте центрального аппарата Госкорпорации по атомной энергии «Росатом», Ростехнадзора и Национальной комиссии по ядерному контролю Румынии. Уже в этом году планируется вывоз авиатранспортом исследовательского ОЯТ из Ливии, а в 2012 году – из Вьетнама.
    

     Эльмира Ахметшина, Центр информирования общественности ПО «Маяк»

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку