Понедельник, 18 Октября 2021

Солнечные зайчики и огромные рабочие: новое искусство появляется на Южном Урале

20.07.2021 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: организаторы Уральской индустриальной биеннале современного искусства (1, 2, 4), Людмила Ковалева (3)

Уральская индустриальная биеннале подарила новые достопримечательности Сатке и Кыштыму

В Челябинской области появились первые арт-проекты, созданные участниками Шестой Уральской индустриальной биеннале — одного из крупнейших регулярных международных проектов в области современного искусства в России.

В этом году площадками биеннале выбраны города Кыштым, Сатка, Челябинск, а также поселок Сокол в Челябинской области; города Асбест, Нижний Тагил, Полевской, Сысерть и поселок Черноисточинск в Свердловской области.

В течение полугода российские и иностранные художники знакомились с этими городами, их индустриальным наследием и производственными процессами действующих предприятий, чтобы создать художественные работы, аккуратно и точно вписывающиеся в историю, среду и жизнь города.

«Губерния» рассказывает о работах, которые уже появились или еще появятся на Южном Урале.

Сатка: солнечные зайчики на каменных стенах

Об инсталляции «Сад камней» из 250 зеркал в Березовском карьере под Саткой «Губерния» уже писала. Художник Василий Кононов-Гредин при помощи саткинских промышленных альпинистов установил на склонах выработанного индустриального карьера большие зеркала диаметром 120 сантиметров.

Зеркала инсталляции расположены таким образом, что солнечный свет отражается от них и освещает воду и стены карьера, находящиеся в тени.

 В этих зеркалах отражается не только солнечный свет и каменные берега. Мы видим, как в этом карьере отражается весь человеческий мир. Как он изменчив, как по-разному в него вписывается человек. И как человек и мир вокруг меняется, стоит лишь сделать шаг в сторону, — рассказывает Василий Кононов-Гредин.

Переменчивые игры солнечного света становятся особенно ценными, если знать, что каждый зритель инсталляции является не только свидетелем ее существования, но и ее исчезновения. В конце прошлого года в Березовском карьере прекратили добычу минералов и остановили насосы, откачивающие воду со дна карьера. Теперь карьер медленно заполняется водой, а спустя несколько лет станет заполняться еще быстрее — комбинат «Магнезит» в рамках экологического проекта планирует перенаправить туда сброс загрязненной воды для ее естественной фильтрации.

Кыштым: дразнилка как символ упорства

Художник Иван Горшков в последнее время много работает с металлом, поэтому во время визита в Кыштым этой весной активно интересовался следами старинной промышленности города и обратил внимание на медеплавильный цех 1913 года постройки, где в прошлом веке березовые бревна, называемые «дразнилками», опускали в расплавленную медь, чтобы перемешать ее и удалить растворенные газы. В ходе химической реакции расплавленный металл бурлил, издавая звуки, которые напоминающие фырканье или рык зверя, поэтому рабочие и назвали этот процесс дразнением.

Теперь дразнилка оказалась увековечена — в русле реки Кыштымка появилась скульптура металлурга с длинным бревном на плече. Рабочий не только стойко несет огромное бревно, но и упорно идет против течения реки.

 У меня были разные варианты скульптур, связанные с мифологическими сюжетами и горной тематикой. Но когда я увидел этот поразительный процесс, услышал весьма интригующее название, то понял, что это самое точное впечатление. Кроме того, такой проект отлично вписывается в философию Уральской биеннале и в сам Кыштым, — рассказывает Иван Горшков.

Кстати: в эти дни в Кыштыме проходит пленэр Гильдии художников Южного Урала: 20 художников из разных городов России собираются запечатлеть на своих полотнах как природные красоты, так и колоритные места самого Кыштыма. Пленэр пройдет с 19 по 25 июля.

Сатка: масштабная рекультивация

На фасаде 14-этажного здания высокотемпературных шахтных печей Группы Магнезит появился мурал «Рекультивация» Андрея Оленева — один из крупнейших в России, площадью 4600 квадратных метров.

Перед созданием этой огромной работы Оленев посещал саткинские карьеры, производственные цеха общался с сотрудниками предприятия «Магнезит» и в результате создал собирательный образ рабочего, оберегающего побег растения. Оленев трактует труд не как подвиг отдельных героев, а как ежедневную заботу каждого заводчанина об окружающей среде и доме, в котором он живет.

Интересно, что лица рабочего не видно — оно не помещается в рамку композиции. Благодаря этому приему Оленев говорит о том, что ответственность за природу лежит не на конкретном человеке — она общая.


Еще один проект будет представлен публике в ближайшее время. Художник Павел Отдельнов презентует его в поселке Сокол (часть закрытого города Снежинск). Известно, что он будет посвящен истории советского атомного проекта.

Челябинск свое мероприятие в рамках Уральской индустриальной биеннале уже провел: в июне в креативном пространстве «Клоповник» прошла выставка работ участников Лаборатории молодого искусства, завершающая двухнедельный образовательный проект от двух художников-профессоров из Германии.

Всего с июля по октябрь современные художники совершат 25 поездок по арт-маршрутам Уральской индустриальной биеннале.

Программа арт-резиденций биеннале в Челябинской области реализуется с использованием гранта губернатора Челябинской области на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

 

Теги : искусство Уральская биеннале современного искусства Сатка Кыштым Магнезит

Другие материалы рубрики
10:49 Юрий Башмет: «С Челябинской областью меня связывает стародавняя дружба»

На Южном Урале пройдет музыкальный фестиваль Юрия Башмета

16:17 У Сатки появятся собственные органы

Один орган будет предназначен для концертов, другой — для учебы

15:47 «Н.Ж.В.Д», «Макбет» и «Сказки Гофмана»: старейший фестиваль Южного Урала удивит разнообразием

Областной фестиваль «Сцена-2021» пройдет в пяти городах Челябинской области

Возврат к списку