Пятница, 24 Января 2020

Что с тобой, моя страна?

12.05.2010 Корреспондент: Искра

Священная российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. Но всем ли это понятно? Может быть, это только моя личная боль? Мои личные болезненно горькие ощущения? Откуда эта боль за Россию сегодняшнюю?

Что я расскажу детям о войне…

 

Что с тобой, моя страна?

Священная российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. Но всем ли это понятно? Может быть, это только моя личная боль? Мои личные болезненно горькие ощущения? Откуда эта боль за Россию сегодняшнюю?

Скажи мне: что с тобой, моя страна?

С какой сползать нам новой преисподней,

Когда на рынках продают сегодня

Знамена, и кресты, и ордена?!

(Э. Асадов).

Часто на улице или среди детей в школе вглядываюсь в окружающие лица, вслушиваюсь в разговоры, и метрономом бьется в голове мысль: как до вас достучаться, как заставить вас не просто оглянуться назад, а, оглянувшись, заставить содрогнуться?

Я сама принадлежу к послевоенному поколению, но все, что связано с войной, у нас дома было свято, трепетно и незыблемо. И это осталось со мной навсегда.

Мой отец – участник и инвалид Великой Отечественной войны. Точнее сказать, его война началась еще раньше, когда он в 1939 году приписал себя в военкомате и ушел на Финский фронт. Больше он до 1946 года дома не был ни разу. Отец мало рассказывал о войне, где он был разведчиком, но очень много говорил о друзьях-товарищах, которых он разыскивал всю жизнь. Среди них были те, кто дважды выносил его, почти безжизненного, с поля боя. После госпиталя он попадал в новую воинскую часть, теряя прежние связи, и очень из-за этого переживал.

Наша семья жила очень скромно. Но именно отец настоял на том, чтобы я побывала в Кёнигсберге (так по старой привычке он называл Калининград), где они проходили с боями. Именно он впервые повез меня,15-летнюю девчонку, в город-герой Сталинград, ныне Волгоград. Я и сейчас помню, как вздрогнула, когда мы ступили на первую ступеньку, ведущую к Мамаеву кургану и зазвучала траурная музыка. Вот тогда-то я по-настоящему поняла слова отца: «О войне нет смысла просто говорить, понять и прочувствовать ее можно только вот в таких местах».

Но идут годы, меняется жизнь, и я все чаще ловлю себя на мысли, что мы что-то недодали молодежи, что мы ее чем-то обделили. Ведь уже выросло поколение родителей, которые не хотят, а, может быть, просто не умеют рассказывать детям о войне.

Может, мы говорим не те слова? Может быть, стоит еще и еще раз убеждать, доказывать, приводить примеры?

Не думаю, что они такие бессердечные. И надеюсь, что многих из нынешних школьников слова «Великая Отечественная война» не оставят равнодушными, потрясут их маленькие души. Только нам, взрослым, надо очень этого захотеть.

Задаю детям вопрос: «Что такое блокада?». Они искренне пытаются что-то объяснить, но безотносительно Ленинграда. А ведь это 900 дней и ночей, это 2,5 миллиона гражданского населения в окруженном городе, из них около полумиллиона детей. Это 800 тысяч погибших. Только от голода в Ленинграде умерло 641803 человека. О таких днях вымирания всей семьи поименно писала в своих дневниках, известных всему миру, ленинградская школьница Таня Савичева.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Именно столько получал в сутки взрослый блокадник. Дать детям эти 125 граммов, чтобы почувствовали, увидели в них единственный источник питания в городе, где не было ничего другого: ни картошки, ни каши, ни макарон, ни молока, ни конфет. Современным детям невозможно и представить. Но ведь это было, и забывать об этом нельзя.

А как не знать о судьбе одного из советских генералов Дмитрия Михайловича Карбышева, контуженного при выходе из окружения и захваченного в бессознательном состоянии в плен фашистами. Холодной ночью в конце зимы 1945 года фашистские садисты вывели 65-летнего генерала на площадку лагеря Маутхаузен и стали обливать холодной водой из брандспойта… Тело Карбышева постепенно покрыла ледяная корка, оно превратилось в ледяную глыбу… До последней минуты жизни советский генерал остался верен Отечеству.

Не может не потрясти ребят рассказ о пионерке Зине Портновой, которая по заданию партизанского отряда вела разведку, совершала диверсии, распространяла листовки. Выданная предателем юная партизанка была зверски  замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

Эти сведения обязательно заставят детей задуматься, а как бы они поступили в подобной ситуации. О чем бы мы сейчас ни пытались с ними заговорить, все будет новостью, потому что в программе начальной школы о войне нет НИЧЕГО! Несколько часов о Великой Отечественной войне в программе по истории основной школы нам тоже не помогли. Единственная надежда остается на каждого из нас, неравнодушных, пытающихся пробиться до сердечка каждого ребенка уже не на уроке, а в индивидуальной беседе, на классном часе, на экскурсии, в музее, на встречах с ветеранами.

В последнее время на всех уровнях заговорили о толерантности, о терпимости, об умении ценить и уважать человека таким, какой он есть. Именно на фоне всех этих разговоров стоит рассказать детям о множестве немецких концентрационных лагерей, ставших машиной по истреблению целых неугодных групп и народов. Освенцим – крупнейший нацистский лагерь – был создан еще в 1940 году на территории Польши, к 1941 году он насчитывал уже почти 11 тысяч узников. В концлагере Бухенвальд, созданном еще в 1937 году, в 1942 году стали проводить первые медицинские опыты над живыми людьми: специально заражали их сыпным тифом, туберкулезом, оспой, на них исследовали действие различных ядов. В лагере работал крематорий, трубу которого многие по неведению считали то трубой хлебозавода, то трубой бани. В 1945 году Бухенвальд стал самым крупным лагерем смерти.

В Бухенвальде, Заксенхаузене, Освенциме, Майданеке, Треблинке и других лагерях было уничтожено свыше 11 миллионов граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Нидерландов, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран.

Все эти мысли – дань памяти нашим отцам и матерям, старшим братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам.

Брезжит новый день, идут новые заботы, новые радости, а то и огорчения. И постоянная вера живет в моем сердце. Вера в наших людей, умных и талантливых, добрых и трудолюбивых. Вера в том, что они все поймут и сумеют сохранить для потомков наши духовные и нравственные ценности.

Л. ШАХОВА, учитель русского языка и литературы Еткульской средней школы.

 

 

Другие материалы рубрики
20:27 Конгресс-холл "Таганай" превратят в ТРК с огромным киноконцертным залом

Здание, которое строили на улице Труда в Челябинске к саммитам, станет торгово-развлекательным центром

18:43 Такого еще не было: в Оперном готовятся к премьере

Опера "Садко" на челябинской сцене соединит в себе элементы шоу, хореографию и трюки

18:12 В Верхнем Уфалее презентуют "Календарь Победы"

С осени сотрудники музея собирали материал для памятного проекта

Возврат к списку