Пятница, 19 Апреля 2024

Ваш ребенок не лодырь

02.09.2009 Корреспондент: Искра

Причинами возникновения дисграфии и дислексии являются: неудовлетворительное протекание беременности, тяжелые роды, ребенок пропустил период «ползания», а сразу «пошел» и т. д.

Беседы с родителями ведет

логопед МОУ Еткульская НОШ №2 Н. Галичева.

 

                     

Ваш ребенок не лодырь

         ДИСГРАФИЯ - расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить о трудностях овладения письменной речью.

         ДИСЛЕКСИЯ - расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное  интеллектуальное развитие и сохранные слух и зрение.

         Причинами возникновения дисграфии и дислексии являются: неудовлетворительное протекание беременности, тяжелые роды, ребенок пропустил период «ползания», а сразу «пошел» и т. д.

         Если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии, а учитель с вами не согласен, не стесняйтесь проконсультироваться у специалиста. Каждому виду нарушений письма и чтения соответствуют свои ошибки, но классифицировать их - дело специалиста. Родители только должны знать их «в лицо».

         Перечислю их.

         1. Смешение букв при чтении и письме: б-д, п-т, з-с, а-о, д-у, т. е. по оптическому сходству.

         2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

         3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. Особенно тяжело детям даются диктанты. Смешение у-а, е-ю, р-л, й-ль: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

         4. Родители радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

         5. Ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина), Дод небом лолубым (Под небом голубым).

         6. Неумение ребенка передавать мягкость согласного: сольить (солить), Луба (Люба).

         7. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок.

         8. Дети могут не держать строчку, не ставить точку в конце предложения, заглавную букву.

         Чего делать нельзя!

         Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше писать, читать. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Это принесет только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться, фиксируются в памяти ребенка, а ребенку с дисграфией нежелательно видеть неправильно написанные слова.

         Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

         - ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система;

-        родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке - только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;

         - необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;

         - помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не лодырь, не лоботряс, не тупой и пр. Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!

         Кстати, дошкольник к слову «тупой» дает антоним «острый», а школьник, не задумываясь,- «умный». С чего бы это?

Используйте свободное время плодотворно:

         - убирая на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук (с) или любой другой;

         - возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он одну минуту внимательно смотрел на дорогу, а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало, или придумайте свой вопрос;

         - придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: попросить найти на полке продукты с заданным звуком; устроить соревнование - кто больше найдет таких слов;

         - развивая слуховое внимание, попросите одну минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;

         - играйте дома в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.

Всего вам доброго!

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:03 Депутат Госдумы РФ расскажет, уменьшится ли объем домашних заданий в школах

Яна Лантратова станет гостьей проекта «Большая редакция» и в прямом эфире ответит на вопросы журналистов и зрителей об образовании. Так, один из вопросов, который планируют обсудить ведущий и парламентарий, — непосильный объем домашних заданий в школах, а также методы борьбы с этим явлением.

12:54 В южноуральском селе Париж проведут показ мод на фоне Эйфелевой башни

О планах провести фэшн-мероприятие рассказал губернатор Челябинской области, комментируя развитие креативных индустрий в регионе. По его словам, челябинские дизайнеры заметны не только у нас, но также на федеральном уровне — регулярно занимают места на всероссийских конкурсах.

09:41 Старинный межевой камень с золотого прииска могут установить в Саду камней в Челябинске

Уникальный объект обнаружил в поселке Шершни краевед Юрий Латышев. Это фрагмент межевого камня, обозначающего золотой прииск, который весит почти полтонны. На камне выбита дата 1914, а еще надпись «Т.Н.В.», что может расшифровываться как «Товарищество на вере», по предположению краеведа.

Возврат к списку