Вторник, 10 Декабря 2019

Опорный вуз Урала. Что выиграют и что потеряют челябинские университеты после объединения?

08.10.2015 Корреспондент: 0

В Министерстве образования и науки Челябинской области уверены, что объединение пойдет на пользу вузам. Профсоюзные руководители считают, что чиновников интересуют сметы и расходы, но никак не мнения людей. Свои позиции обе стороны озвучили на пресс-конференции, которая прошла в медиа-холдинге «Гранада Пресс»

Как уже ранее писала «Губерния», региональное правительство поддержало инициативу Министерства образования России по созданию опорного университета на Южном Урале.

Сегодня к работе над созданием опорного университета подключился местный Обком профсоюзов, а также Общественная палата региона. Всего 11 человек вошли в состав рабочей группы, созданной по распоряжению первого вице-губернатора Евгения Редина.

Создание группы опорных университетов в России, по задумке федерального Минобрнауки, будет происходить по заявкам от региональных вузов и при поддержке региональных правительств. Никакого подневольного объединения не предполагается.

«Не объединимся – упустим возможности»

Министр образования региона Александр Кузнецов, возглавляющего комиссию по объединению двух ВУЗов считает, что одной из приоритетных задач при объединении станет создание конкурентоспособной по профессиональным меркам системы высшего образования на Южном Урале. Объединение предполагает пятилетнюю программу целевого дополнительного финансирования опорного университета. Речь идет о дополнительных 100-150 миллионах рублей из федерального бюджета ежегодно, а также субсидирование из регионального бюджета.

– Если сейчас мы в конкурсе Минобрнауки не поучаствуем, то упустим возможность существенно повысить качество профессионального образования в регионе. Особенно гуманитарной, и в частности педагогической его составляющей, – отметил Александр Кузнецов. – В Челябинской области 8% населения занято в сфере образования. У нас трудится более 50 тысяч педагогов, есть достаточно большая сеть образовательных организаций, и подготовка кадров для этих организаций дело очень важное, – пояснил Александр Кузнецов. – Со своей стороны, как родитель студентки педуниверситета, и выпускник ЧелГУ, я кровно заинтересован в том, чтобы у нас появился хороший опорный университет.

«Они видят только сметы»
Представитель профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Конников скептически отнесся к процедуре объединения.

– Наш профсоюз считает, что принятие решений Минобром России в основном диктуется экономистами и финансистами, а также бизнес-сообществом. При этом они видят только сметы и расходы, и совершенно не прислушиваются к мнению самого педагогического сообщества, – пояснил Конников. – На сегодня в стране 40% учителей старше 50 лет. По России только 1,7% молодых специалистов. А кадровая проблема решается, все-таки, за счет увеличения нагрузки – и даже в сельских школах по два-три предмета отдается в одни руки.

По мнению эксперта, сегодня сталкивают интересы двух по-своему уникальных коллективов. Один из них – педуниверситет – 85 лет готовит кадры для образования, руководителей вплоть до федеральных уровней. Другой – ЧелГУ – за относительно короткий срок своего существования стал сильнейшим в развитии научных школ и открыл новые современные специальности.

При этом Юрий Конников не сомневается, что инициативу доведут до логического завершения.

– Если эта ситуация будет идти в таком русле, то наша позиция такая – в первую очередь, равноправный подход к обоим вузам, для того чтобы сохранить имидж каждого из них. Также важно сохранить в полном объеме педагогическое образование. И ни в коем случае нельзя допускать массовых увольнений.

«Иных перспектив нет»
Аккумуляция ресурсов и кадрового потенциала даст больше плюсов, чем минусов для региона, уверен Александр Кузнецов.

– Принимая во внимание ту политику, которую сегодня проводит минобрнауки, и другие федеральные ведомства по отношению к подведомственной сети федеральных учреждений, буду откровенен, в нынешнем статусе никаких особых перспектив для наших двух ВУЗов я не вижу, – отметил министр. – Эти процессы будут продолжаться и в Минсельхозе, и в Минспорте, и в Минкульте России – будут создаваться крупные высшие учебные заведения по всей стране.

В качестве положительного примера министр привел опыт в сфере среднего образования. В последнее время также серьезно реформировалась система среднего образования в Челябинской области. Если раньше было более 150 юридических лиц – техникумов, то сегодня осталось менее 50-ти. При этом система в целом хуже не стала, в первую очередь за счет демографической ситуации, которая случилась в стране на рубеже 90-х и «нулевых» годов. На сегодня оставлять столь развернутую сеть юрлиц просто не имеет смысла.

– Усиленный мониторинг за деятельностью ВУЗов за последнее время позволил, закрыть те учреждения, которые фактически продавали дипломы, а действующие федеральные вузы заставило немного встряхнуться. Это, в конечном счете, улучшило ситуацию. Что касается конкретной модели развития, то ее можно будет сформулировать лишь тогда, когда появится конкурсная документация, – пояснил министр.




Константин Гордиевских

 

Другие материалы рубрики
09:53 В Сатке открыли библиотеку нового поколения

Модернизация культурных учреждений проходит в рамках нацпроекта «Культура»

14:47 В Челябинской области пройдет битва Дедов Морозов

Открыт прием заявок на участие в сказочном соревновании

11:49 Магнитогорцы выбрали название для нового бульвара

Голосование началось в октябре на платформе "Активный житель 74"

Возврат к списку