Наши предки считали, что в это время грех работать. А услышанный топот копыт предвещал дальнюю дорогу
Наши предки считали, что в это время грех работать. А услышанный топот копыт предвещал дальнюю дорогу
Святками на Руси называли время от Сочельника – ночи перед Рождеством Христовым с 24 на 25 декабря (с 6 на 7 января по новому стилю) и до Крещения Господня 6 января (по новому стилю 19 января).
Традиция празднования Святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет 500. Святки считались тем временем, когда грех было работать. В Святки обходили дома, колядовали, гадали, «маскировались», устраивали игрища, разыгрывали сцены и народные драмы. Большое веселье доставляли ряженые. Рядились стариками, старухами, мужчины – в женскую одежду, а женщины – в мужскую, наряжались медведем, козой. Ряженых на Урале называли полудницами, шуликанами, горбунцами.
Хозяева угощали колядовщиков зерном, стряпней: шаньгами, фигурным печеньем в форме коня, птиц, коровок, называемым «козюльками», яйцами, конфетами, орехами, специально готовили детское лакомство «сырщики» – шарики из сладкого творога с изюмом, замороженные накануне Рождества. Колядки были одной из древнейших языческих традиций в честь бога Коляды, который у славян был символом праздника, веселья и солнца. Считалось, что колядовщики – это существа, наделенные нечеловеческой силой, способные тем или иным образом повлиять на урожай, благополучие семьи, состояние здоровья ее членов. А в основе обычаев ряжения и «маскирования» лежит идея перевоплощения человека в какое-то иное существо. Такое перевоплощение осуществляло магическое воздействие на стихийные силы.
Будущее пытались узнать через ворожбу и гадание. Для этого выбирали три вечера – Сочельник Рождества, канун Нового года и канун Крещения. Гадали на Руси обо всем: о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о будущем урожае и суженом. Способов гадания также было огромное количество. Кто гадал по воску свечи, выливаемому в воду, кто по различным травам и цветам, а кто и по звукам. Так, например, собачий лай указывал, с какой стороны будет жених, а вой и удары топора символизировали беду и смерть. Услышанный топот конских копыт означал дальнюю дорогу. Гадали и по жребию с использованием предметов домашнего обихода. Подбегали к поленнице, хватали полено, а потом рассматривали его: окажется сучковатым, гнилым – к плохой жизни, гладким – к хорошей. Бросали валенок за ворота – в какую сторону он падал носком, там и живет суженый. Ритуальное значение имели гадания с животными: петухом, курицей, кошкой.
Также во время Святок были широко распространены другие обычаи – народные гулянья, ярмарки и балаганы. Святочным увеселением молодежи повсеместно были посиделки. На Урале их называли еще вечёрками, беседами. Чаще всего их проводили в избе, выкупленной у какой-нибудь одинокой хозяйки. Здесь пели, играли, плясали, заводили знакомства.
После продолжительного поста крестьяне веселились, катались на санях, строили снежные крепости и купались в проруби. Купание в проруби было принято на Крещение (в ночь с 18 на 19 января) – день, в который, по преданию, крестили Иисуса Христа. Важным моментом Крещения являлся крестный ход на иордан – прорубь в реке – за святой водой. Прорубь украшали осколками льда, различными лентами и деревянными узорами. При этом некоторые купались в ледяной воде, омывали ею руки, лицо. Крещение было последним днем Святок.
История государственного регулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I. Царь любил колядование и сам ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми. После смерти Петра колядование было запрещено. Однако это был один из самых нарушаемых законов на Руси. Сейчас народные празднества поддерживаются на федеральном уровне. Даже сам президент России принимает участие в святочном веселье. Мы снова осознаем Святки как особое время в году. Древняя традиция возрождается и в нашей области. В Миассе в прошлом году устроили дворовые святки: почти в каждой части города прошли святочные гулянья.
Эльвира Гатавовна
Поделиться
поделиться:
Об этом рассказала первый заместитель министра культуры Челябинской области Ирина Анфалова-Шишкина. По ее словам, пилотный проект по созданию модульных домов культуры в регионе набирает обороты. Жители территорий, где такие объекты появились, дают исключительно положительные отзывы — у творческих коллективов появляется место для выступлений и репетиций, а дети ходят на кружки.
— По итогам текущего года в сельских территориях появится пять модульных домов культуры, а на 2025-й год запланировано уже семь таких проектов, — говорит замминистра.
https://t.me/chgub
Церемония закрытия четвертого конкурса всероссийского масштаба прошла в Челябинске на площадке Образовательного центра № 5. В финале за звание лучшего боролись свыше сотни школьников 9 – 11х классов из 48 регионов страны.
Южноуральские школьники смогли взять первые места в двух номинациях. Сергей Леонов из гимназии №100 Челябинска стал лучшим в номинации «Патриот года». Он играет в театре гимназии, рисует исторические карты, увлекается IT. Руслан Камалов из Кунашакского района победил в номинации «Спортсмен года». Юноша занимается каратэ, является чемпионом России и Европы, победителем конкурса «Юный глава» и активистом Движения Первых.
https://t.me/chgub
В городе впервые пройдет фестиваль ледяных скульптур «Космическая Одиссея» — в мероприятии примут участие 10 – 15 талантливых скульпторов из разных регионов страны.
— Скульпторы используют специальные инструменты и техники, чтобы превратить лед в фантастические образы, которые оживают под светом разноцветных прожекторов, создавая волшебную атмосферу, — рассказали в пресс-службе парка.
https://t.me/chgub