Такой закон работать не будет, ведь критерии нецензурной брани очень размыты
Такой закон работать не будет, ведь критерии нецензурной брани очень размыты. Зато при необходимости государственный документ легко может стать инструментом для расправы с неугодными журналистами. Да и лечить надо не следствие, а причину, а именно – поднимать общую культуру населения за счет совершенствования системы образования и воспитания.
Законодательная инициатива Госдумы вызвала широкий общественный резонанс в разных общественных кругах страны, в частности на Южном Урале. В областном центре состоялась пресс-конференция, посвященная законопроекту о штрафах за ненормативную лексику в средствах массовой информации. Приглашенные эксперты – журналист Александр Юрин, филолог Марина Загидуллина, писатель и блогер Максим Бодягин, а также депутат Андрей Ткаченко – единогласно высказали свои аргументы против.
«Мат древнее, чем Государственная Дума и “Единая Россия”, – иронично замечает председатель Союза журналистов Челябинской области Александр Юрин. – Употребление нецензурной лексики – саморегулирующийся процесс. У каждого журналиста есть внутренние ограничения на применение мата и представления о том, где он уместен или неуместен». Таким образом, по мнению челябинского журналиста, в принятии подобного закона нет никакой необходимости. «Показушный» закон реально работать не будет, зато подстегнет журналистов к изобретательству, а именно маскировке нецензурных выражений. Тем временем, считает Александр Юрин, депутатам нужно мыслить не в том направлении. Для избавления от брани нужны совсем иные меры – поднятие общей культуры речи.
Доктор филологических наук Марина Загидуллина считает, что с законодательной инициативой сильно запоздали. В начале 90-х годов, когда шло формирование информационного пространства, была необходимость введения такого закона. Но и тогда речь шла о радио- и телеканалах связи, где был прямой эфир. Однако от подобного закона отказались в первую очередь из-за категорического неприятия цензуры президентом Борисом Ельциным, который считал, что даже малейшее ограничение приведет к утрате свободы слова. Со временем произошла «самонастройка» общественной системы, появилось «запикивание» мата в эфире. И сегодня, по мнению ученых-филологов, какого-то особенно сильного давления нецензурщины в СМИ нет. «Филологи испытывают давление плохого русского языка. Качество словоупотребления снизилось по сравнению с тем, что мы имели в советский период времени. Но это не касается матерной брани, – говорит Марина Загидуллина. – Язык – это та сфера, которую невозможно выстроить по струнке. Полностью уничтожить мат невозможно. Это огромная сакральная часть языка, у мата есть функции, связанные с психологической самозащитой человека». По ее мнению, попытка бороться с применением нецензурных выражений – это борьба со следствием, а не с причиной. Причина неуместного употребления мата в недостаточном уровне культуры населения, который возникает из-за несовершенства системы образования.
Писатель и блогер Максим Бодягин также обеспокоен тем, что в обществе серьезно упал престиж русского языка, особенно среди молодежи, которая не видит смысла в использовании правил правописания. «Они даже матерные слова пишут с ошибками», – печально соглашается с коллегой Александр Юрин. Вместо закона о штрафах за мат Максим Бодягин предлагает принять другой закон о необходимости сдавать экзамен по русскому языку всем кандидатам на государственные должности. «Уверен, что после принятия такого закона года за два грамотность у нас поднимется на небывалый уровень», – считает Бодягин.
Депутат Законодательного Собрания Челябинской области Андрей Ткаченко также солидарен с другими экспертами в том, что необходимо в целом улучшать образовательную систему. По его мнению, она планомерно уничтожается американскими агентами, работающими в системе образования. «Из-за пяти слов – такой сыр-бор! Они веками были, и никто не умер! Не считаю нужным тратить на это силы законодателей», – отмечает депутат. Он уверен, что у страны есть гораздо более серьезные и насущные проблемы, чем бесполезная борьба с матом.
Максим Бодягин и Александр Юрин, как члены Общественного совета по СМИ при Законодательном собрании, заверили, что точка зрения экспертов будет доведена до депутатов и широкой общественности. Однако, по словам Андрея Ткаченко, из 100 обращений в Госдуму депутаты прислушивались лишь к двум-трем предложениям от регионов. Поэтому скорее всего мнение по поводу законопроекта о наказании СМИ за нецензурщину учтено не будет. Но это не повод сидеть сложа руки, считают в Челябинске.
История вопроса
На днях Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий штрафы до 200 000 рублей за использование нецензурных слов и выражений в СМИ. Инициаторы законопроекта – депутаты партии «Единая Россия», также под ним подписались и члены других фракций. Всего – 390 депутатов (при необходимых 226 голосах). Поправками в статью 13.21 КоАП «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» предусматриваются штрафы за мат в СМИ для физических лиц – от 2000 до 3000 рублей, для должностных лиц – от 5000 до 20 000 рублей, для юридических лиц – от 20 000 до 200 000 рублей.
Сразу же появились сторонники и противники закона. По словам одного из инициаторов законопроекта – вице-спикера Госдумы РФ Сергея Железняка, в Госдуму и федеральные органы исполнительной власти «поступают многочисленные обращения граждан по поводу использования в телепередачах, в печатных СМИ ненормативной лексики», поэтому необходимо «усилить ответственность за использование брани в СМИ в целом».
Представители СМИ отмечают, что проблемы злоупотребления матом в СМИ не существует. «Крупнейшие телевизионные каналы и так не злоупотребляют, пресса тоже», – пояснил главный редактор журнала «Русский Репортер» Виталий Лейбин. По его мнению, очередной «штрафной» законопроект от ЕР не имеет смысла, поскольку «эти нормы регулируются другими нормативными актами, в том числе лицензионными обязательствами».
В СССР мата не было?
В Советском Союзе, как и в постсоветской России, использование русского мата в литературе и СМИ не допускалось и подвергалось цензуре. При этом если в советскую эпоху мат не использовался вовсе, то позже постепенно начала применяться практика замены букв на звездочки в бранных словах, «запикивание» на радио и в телеэфирах. Известен случай, случившийся в разгар эпохи гласности, с непосредственным участием министра угольной промышленности СССР Михаила Щадова. Шокировав всю страну, «прямо в прямом эфире он [Щадов] сгоряча послал... куда-то далеко кемеровского телерепортера». Так писал в своих воспоминаниях о коллеге и друге председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков.
НА ДОРАБОТКУ!
Кабинет министров не поддержал законопроект о штрафах за брань в СМИ. В правительстве сочли, что в документе есть упущения. Документ с отрицательным отзывом подписал руководитель аппарата правительства Владислав Сурков. Из отзыва следует, что поправка в КоАП будет конкурировать с уже действующей статьей. Помимо этого, в законопроекте, по мнению правительства, не обосновано особое вступление закона в силу, отлич ное от общих сроков. Однако позже вице-спикер Го с д у м ы Александр Жуков разъяснил, что правительство одобряет идею, однако просит доработать инициативу.
Это интересно!
Первые упоминания матерных слов в Древней Руси встречаются в берестяных грамотах XII века Новгорода и Старой Руссы.
Мария РОМАНОВА
Поделиться
поделиться:
Провести время весело и с пользой для здоровья копейчане и гости города до 18 лет смогут бесплатно на стадионах «Химик», «Горняк», «Труд» в поселке Бажово, на стадионе «Восход» в поселке Старокамышинске, а также в поселке Шахты № 201. Расписание опубликовала администрация Копейска.
https://t.me/chgub
На площади Революции в областном центре уже можно увидеть очертания будущего городка, оформленного в тематике «Остров сокровищ». В центре виднеется конструкция для главной елки, также уже можно рассмотреть основание будущего корабля и деревянные каркасы для ледовых горок. Вопреки погодным аномалиям — высоким для декабря климатическим температурам и отсутствию снега — строители продолжают работать над обустройством городка.
https://t.me/chgub
Об этом рассказала первый заместитель министра культуры Челябинской области Ирина Анфалова-Шишкина. По ее словам, пилотный проект по созданию модульных домов культуры в регионе набирает обороты. Жители территорий, где такие объекты появились, дают исключительно положительные отзывы — у творческих коллективов появляется место для выступлений и репетиций, а дети ходят на кружки.
— По итогам текущего года в сельских территориях появится пять модульных домов культуры, а на 2025-й год запланировано уже семь таких проектов, — говорит замминистра.
https://t.me/chgub