На конкурс "Эхо Великой Победы"
Библиотекари ведут летопись
Еще не все известно о войне.
Еще не все написаны страницы.
А время повышается в цене.
Так надо нам, друзья, поторопиться!
В Уйской центральной библиотеке прошел семинар-презентация «Война в судьбе моей семьи».
С февраля по апрель для библиотекарей МУК «Межпоселенческая библиотека» проводился одноименный районный конкурс. В задачу участников конкурса входило: услышать живые голоса свидетелей истории — своих родных и близких, сохранить в памяти потомков события и имена людей времён войны. Показать цену Победы, за которой стоят судьбы миллионов победителей и жертв войны: инвалидов, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, перенёсших боль и унижения фашистского плена, вдов и сирот. Рассказать о нелегких буднях тружеников тыла, нечеловеческих усилиях, казалось бы, самой слабой части нашего общества — стариков, женщин, детей, живших в больших и малых городах или в таких вот неприметных на карте Родины деревнях и селах, как наши.
Летопись военных лет мы начали с биографий тех, кому не суждено было вернуться с войны.
Тимофей Максимович Танаев — дедушка В. И. Шабардиной, библиотекаря Лебедевского филиала. Вот что она написала. «Незадолго до войны дед окончил курсы механизаторов в г. Верхнеуральске. Он был толковым трактористом, комбайнером, избирался депутатом сельского совета. В первый срок мобилизации Тимофей Максимович не был призван в армию. Его как опытного комбайнера оставили по «брони». В конце 1941 года деда забрали на фронт. Как рассказывала бабушка, директор Ларинской МТС очень сокрушался по этому поводу, его не было дома в этот момент, возможно, он бы отстоял Тимофея Максимовича как хорошего специалиста. Дед с сослуживцами зиму 41–42 года провели под Чебаркулем и Свердловском, их готовили пулеметчиками. Весной 1942 г. направили в прифронтовую зону южного направления. Одно единственное письмо бабушка получила от деда из Краснодарского края.
Дед писал, что они участвуют в посевной кампании и после этого их отправят на передовую. Еще он писал, что война очень жестокая и суровая, и навряд ли он вернется с войны живым. Видно, чуяло сердце солдата, что он больше не увидит свою жену и дочерей, мать, отца. Еще он написал стихотворение, посвященное своим дочерям. Как и письмо, оно было написано на своем языке (нагайбакском). Больше от него не было никаких вестей.
С нашим дедом одновременно был призван на войну и находился с ним до последнего его дядя Роман Иванович Танаев. На него пришло извещение, что он пропал без вести. Еще с ними был земляк из Ларино. Он прислал домой письмо, в котором подробно описал тот бой, где был ранен наш дед. Бабушка ходили в Ларино читать это письмо. Сослуживец деда писал, очень много было раненых и убитых, тяжело раненных немцы добивали, а остальных забрали в плен. Через некоторое время русские войска начали наступление. Как только появилась возможность, дедов сослуживец стал искать своих земляков и выяснил, что Тимофей Максимович Танаев был ранен в челюсть, его вместе с другими отправили на пароходе в госпиталь в г. Сочи. А Романа Ивановича не нашли не среди живых и раненых, не среди мертвых. Его жена продолжала надеяться и ждать.
В начале 1943 года бабушка получила похоронку, скупые строки которой извещали, что Тимофей Максимович Танаев, 1909 года рождения, красноармеец рядовой 696сп383сд умер от ран в эвакогоспитале № 2152 г. Сочи.
Наш дед не был героем, не закрывал амбразуру пулемета своим телом, он и повоевать-то не успел, он был простым рядовым солдатом своей Родины, защитником Отечества».
Да, война — это не романтика. Ее лицо зловеще и сурово. Это тяжелые фронтовые будни, в которых обычный человек не играет роль героя, а остается самим собой, каждый день, рискуя, выполняет свой гражданский долг.
«Мне хочется рассказать о моем отце, который прошел всю войну, — пишет библиотекарь читального зала центральной библиотеки О. П. Ческидова. — С одной стороны, мне повезло, что он герой, дожил до наших дней, и я могла общаться с ним, видела его награды. Но, с другой стороны, он очень не любил рассказывать о войне, не хотел ворошить в памяти то далекое, тяжелое время. Мой отец родился 12 июля 1925 года в с. Белово. У них в семье было 7 детей, он — пятый. В 15 лет пошел учиться в ФЗО на штукатура–маляра в г. Чебаркуле. Через год началась война, в 17 лет отец добровольцем попросился на фронт. В Чебаркуле окончил курсы трактористов — и на передовую. Посадили молодого добровольца на небольшой колесный трактор, прицепили к нему пушку, и так день за днем, километр за километром, мой отец и его «железные друзья» медленно шли к Победе.
Отец был дважды ранен, лежал в госпитале, но, выздоравливая, возвращался в строй. Наверное, его можно назвать «везунчиком», ведь смерть обходила его стороной.
Обошел отец полмира: был в Западной Украине, в Польше, Чехословакии. Весть о Победе застала его в Праге. В 1946 году он вернулся домой, было ему тогда 21 год».
Великая, Отечественная... Эти слова объясняют, что это была за война, какой она сохранилась в памяти нашего народа. Она повлияла на судьбу каждого советского человека
«Наш дедушка Нух Хайфулович Биткулов родился 14 июля 1924 г., рассказывает З.К. Рахматулина, библиотекарь Булатовского филиала. — Вся его жизнь прошла в деревне Булатово. Как говорится, «где родился там и пригодился». Он был единственным ребенком в семье. Когда началась война, деду было 16 лет. Но он уже во всю работал в колхозе. В феврале 1942 г. женился, а уже в августе, едва ему исполнилось 18 лет, ушел на фронт. Был рядовым пехотинцем. Весной был ранен и в госпиталь попал в г. Миасс. Близость дома заставила всеми правдами и неправдами побывать у родных. К этому времени у него уже родился первенец, сын. Несколько часов свидания и обратно — на фронт. На войне требовались подготовленные бойцы, и деда отправляют на курсы водителей–механиков танка в г. Челябинск. Так он стал танкистом. Победу дед встретил в составе 1–го Украинского фронта на границе Чехословакии и Румынии. После окончания войны дедушка прослужил еще два года в армии. Сотни тысяч таких же рядовых бойцов внесли огромный вклад в дело Победы».
Одним из таких простых бойцов был и Василий Павлович Выдрин, свекор Н. А. Выдриной, библиотекаря Брюховского филиала. «Ему не было и 20, когда он ушел на фронт. Он подвозил на передовую боеприпасы, а обратно раненных. Всякое бывало. Особенно часто отец вспоминал, как загорелся кузов «Студебекера». Капитан, который ехал вместе с ним, выскочил из машины в окоп, а отец остался за рулем. Увидев, что молодой солдат еще в кабине, капитан бросился к нему и закричал: «Василий, ты что сидишь?». А он ответил: «Не было команды покинуть машину, товарищ капитан». Тот быстро сам вытащил его из кабины. Так наш отец остался в живых. Не раз и не два смотрел смерти в лицо Василий Павлович, но ни разу не был ранен или контужен».
«В нашей семье воевали оба деда, — рассказывает Д. А. Бабанова, заведующая методико–библиографическим отделом центральной библиотеки, — но я хочу рассказать об одном из них — Иване Ивановиче Линькове.
Семья моего деда до 1938 г. жила в Мордовии в с. Куликово. В 1938 г. приехали в Ширяевку (между Кундравами и Филимоново). Иван Иванович учился в Троицке на фельдшера до 1941 г., затем немного работал в Кочнево. А в сентябре 1941 г. ушел на фронт. Всю войну дед проработал фельдшером в полевом госпитале на передовой. Рассказывал, как делали операции без наркоза — давали выпить залпом стакан спирта, пилили кости простой ножовкой, а чтобы не слышать криков, уши затыкали ватой. Работали в тяжелых условиях: минимум инструментов и лекарств, от операционного стола не отходили по 4 суток. Домой вернулся в декабре 1946 г. После войны в 1949 году приехали в с. Маслово, работал фельдшером. В его участок входили Маслово, В–Усцелемово, Косогорка, Приданниково, Свободное. Чем только не приходилось ему заниматься: принимал роды, удалял зубы, лечил и детей, и взрослых. В деревне деда очень уважали и ценили».
Еще мы бы хотели рассказать о известном в нашем районе общественном сельском фотокорреспонденте, Валентине Алексеевиче Тужилове, отце Т. В. Труховой, библиотекаря Кочневского филиала. «В 1940 году Валентин Алексеевич окончил школу № 25 г. Златоуста и с 1941 года началась его трудовая деятельность.
11 сентября 1943 г. был призван Иглинским РВК в 19 запасной стрелковый полк и зачислен курсантом 397 батальона связи. Военную присягу принял в начале декабря 1943 г., служил связистом. Первое боевое крещение сержант Тужилов получил в Польше. Осенью 1945 г. принимал участие в форсировании Одера. Восстанавливал надежную связь с противоположным берегом, где нашими войсками был захвачен плацдарм. В Германии его ранило, лечился в польском госпитале. В Германии же состоялась фронтовая встреча с родным братом Павлом, который был танкистом (его не брали на фронт из–за болезни, но он все–равно добился направления, используя метрики брата). Это была последняя встреча братьев. Павел умер в 50–м году от болезней, ран, ожогов. А Валентин вернулся домой, тоже в 50–м, но позднее. Валентин Алексеевич работал в швейной мастерской, мастером в п. Речной, в детском доме с. Кочнево. Шил костюмы, шапки, фуражки, лечил людей. Когда расформировали детский дом, он окончил курсы водителей и поступил работать шофером в Уйское автохозяйство, проработал там до1994 г., совмещал работу водителя с работой селькорра в газете «Колос». 7 марта 2010 г. Валентина Алексеевича Тужилова не стало. Вечная ему память!»
Суровое, трудное это было время. Нелегко пришлось в войну и тем, кто жил в тылу. Тогда было трудно всем: и старым, и малым. «Все для фронта, все для Победы» — это были не просто слова, в них заключался смысл жизни тружеников тыла. В то время почти всех мужчин забрали на фронт, и тяжесть хлеборобного труда легла на плечи женщин, стариков, подростков. В деревне той поры редкостью были трактора, не хватало лошадей, пахали и сеяли на коровах, а иногда и вручную. Работали от зари до зари. «Очень тяжело и страшно было убирать хлеб, — рассказывала моя бабушка Зоя Андреевна Коровкина, — пишет библиотекарь Замотохинского филиала Н. В. Ваймер. — Тяжело, потому что приходилось убирать на ледяном ветру, много было сорняков. А страшно, потому что за неубранный или съеденный колосок можно было попасть в тюрьму. От всего этого иногда хотелось рыдать навзрыд, но тогда на помощь приходили песни о любви и радости, о надежде и вере. Эти песни согревали душу и сердце. Все годы войны были тяжелыми не только морально, но и физически. Особенно тяжело было зимой: холодно, голодно. И, наверное, поэтому очень любила бабушка весну, лето. Весной в лесу собирали корешки. Летом ягоды и грибы. И с тех самых пор она знала каждую травинку, каждый корешок, от чего он и что лечит».
Вот так все вместе труженики тыла и солдаты на фронте ковали победу. О победе мечтали, в нее верили не только взрослые, но и дети.
«Зинаида Ивановна Кочнева (Выдрина), (родная сестра моего деда Василия Петровича Захарова), — пишет Н. А. Вандышева, библиотекарь Масловского филиала, — родилась 24 октября 1932 г. в с. Маслово. В семье было 5 детей. В 1941–м пошла в школу. В 1942 году погиб на войне отец, и доучиться ей не пришлось — стали оставлять дома на хозяйстве: домовничала, воспитывала, нянчила младших сестер и племянника, ухаживала за скотом. В 12 лет пошла работать: сначала помогала матери на ферме. А зимой фермы были холодные, во время дойки руки к ведру примерзали, силос из ям выгребали в ручную. Работала и на прополке хлебов. Носить было нечего, питались в основном травой. Года были урожайные, хлеба родилось много, но все отправлялось на фронт. Так, 6 лет пропахала поля, затем снова пошла на ферму, где и проработала до пенсии».
Почти каждая семья проводила на фронт отца, брата, сына. На колхозных полях и на производстве мужчин заменяли женщины и дети. Помощь детей на колхозных полях с первых военных месяцев приобрела большой размах. Армия нуждалась в хлебе, и юные патриоты всеми силами помогали фронту, стране.
В те далекие военные годы во многих семьях главными оставались мальчики. Так было и в семье О. В. Яриной, библиотекаря Фоминского филиала. Свекр, Иван Михайлович, 1930 г.р., был самый старший. Окончив 1,5 класса, ему пришлось бросить школу и идти работать за стакан муки в день. Он был небольшого роста и на лошадь сам сесть не мог, его подсаживали женщины. Отработает день, снимет шапку, ему туда насыплют стакан муки, и он бежит домой к матери. Всю войну работал на лошади: возил сено, таскал грабли, косилку. А сразу после войны стал кузнецом, так и проработал до пенсии. Продолжить учебу ему так и не удалось».
Многим детям войны знакомо и тяжелое, безысходное какое–то слово «сиротство». Дети быстро начинали понимать его смысл, осознавая, что уже никогда не вернется то время, когда с тобой играл твой отец, держал тебя на коленях и гладил своей заскорузлой шершавой от крестьянской работы ладонью. А кому–то из детей того времени вообще не довелось больше увидеть своих родителей.
«Я хочу рассказать о своей маме, — написала Г. П. Юзеева, библиотекарь Лесного филиала. Моя мама Рыбакова Валентина Ивановна (Петрова Валентина Дмитриевна) родилась 15 августа 1942 года. Отца забрали на фронт, когда она еще не родилась. В семье было кроме нее еще четверо детей, три брата и сестра. Когда маме исполнился год, при несчастном случае погибла ее мать. И остались они сиротами. У них был большой дом, много скотины. Пока было что есть, дети находились с тетками, а потом их отдали в детский дом. Два старших брата сбежали из детского дома, а мама и брат Петя остались. Ей было тогда года три, но она немного помнит, как брат приносил поесть картошку, немного хлеба и даже маленький кусочек сахара. Потом их разлучили. Брата отправили в другой детский дом, и связь с ним потерялась. Долгое время она ничего не знала о своих родных. Детский дом был в Казахстане Кокчетавской области. В 1949 году маму удочерили и переехали на Урал. В 16 лет отец отдал ее замуж. Всю свою жизнь она прожила в п. Лесном Кумлякского отделения. Работала дояркой, поваром.
Когда мама узнала, что она детдомовская, начала искать своих родственников. Но поиски положительных результатов не дали, и она их прекратила. Но ее соседка решила еще раз написать и повезло. Из детского дома пришло письмо с указанием всех данных семьи и адрес ее проживания при рождении. В 1989 году мы ездили к ней на родину. Нашли ее старшего родного брата Михаила, теток, двоюродных братьев, сестер, племянников. Крестный отец мамы рассказал о ее родном отце. Он прошел всю войну. А умер совершенно нелепо: в 1945 году в городе Фрунзе наелся зеленых яблок... Там, во Фрунзе его и похоронили. Сейчас моя мама — пенсионерка. И я хочу сказать ей спасибо, что она выжила, что живет».
Эта война не просто коснулась, она ранила каждую семью, принося, кому горе, кому лишения. Много жизней, много сил и средств было отдано победе над немецко–фашистскими захватчиками. Вот почему нам дорога память об этой войне, сколько бы времени ни прошло с тех пор.
Конечно, трудно и невозможно охватить все стороны жизни людей и страны в те военные годы, все проблемы, порождённые войной. Трудно рассказать обо всех, кто этого заслуживает. Но если к летописи Великой Отечественной войны подключится каждый человек, если он расскажет в ней честно и правдиво хотя бы о своих родных, сохранив пусть небольшие крупицы памяти о том героическом времени, для потомков зазвучат живые голоса истории.
Библиотекари — участники конкурса о Великой Отечественной войне преклоняют колени перед каждым, кто приближал Победу своим ратным и трудовым участием.
Д. Бабанова,
заведующая методико–библиографическим отделом МУК «Межпоселенческая библиотека».
Поделиться
поделиться:
Маргарита Кошелева прошла слепые прослушивания 11 сезона проекта Первого канала
Работать молодежный центр «Моя территория» — второй в городе — будет в тестовом режиме в Калининском районе. Здесь студенты и школьники могут организовывать встречи по интересам, играть в настольные игры, в том числе в аэрохоккей и настольный футбол, а еще — заниматься с репетиторами и психологами.
Боец, которому посвящен мемориал, — житель Саткинского района Эдуард Ланевский, погибший в зоне спецоперации в январе 2024 года. Посмертно он был награжден орденом Мужества за проявленную храбрость. В открытии мемориала принимали участие школьники, педагоги и близкие погибшего бойца.