Четверг, 18 Апреля 2024

Действенность печатного слова

22.09.2009 Корреспондент: Горняцкая

Издательский дом «Губерния» выпустил в свет книгу Леонида Попова «Дневник провинциального журналиста». \
\

Издательский дом «Губерния» выпустил в свет книгу Леонида Попова «Дневник провинциального журналиста».

Книга посвящена 75-летию челябин-ской областной прессы и снабжена целым рядом обозначений: «массово-политическое издание», «автобиографический сборник», «с комментариями из XXI века». Но не в обозначениях дело, и даже не в содержании дневника, который автор вёл начиная «с седьмого класса коркинской средней школы № 1» (то есть с 1951 года). А дело в том, что книга может и должна быть прочитана как реквием эпохе советской прессы. Правда, автор вовсе не собирался писать реквием, а как раз напротив – говорит о вечных ценностях в Настоящей Журналистике, допуская, что всё может быть исправлено – стоит только прислушаться к голосу истории. Но «голос, душа и детище своего народа» – как названа здесь отечественная пресса – это, скорее всего, меморат (так историки и фольклористы называют устные истории от первого лица), воспоминание о минувшем времени.

Действенность печатного слова
Леонид Попов судит сегодняшнюю газетную жизнь с позиций полувекового журналистского опыта. Вся книга написана для того, чтобы доказать читателю и убедить его – прежняя печать была действительно частью общенародной жизни, а сегодняшние газеты – слёзы по сравнению с теми временами. И главная позиция здесь одна – раньше критика со страниц газеты мгновенно перемещалась «куда следует» – созывались совещания, проводились собрания, принимались меры – и отчёт об этом немедленно публиковался в газете-«зачинщице». Теперь газета занимается «информированием», отделы писем повсеместно упразднены за отсутствием самих этих писем: читатель не верит в то, что газета хоть что-то может поправить, газета соглашается с этим неверием.
Несомненно, возвращение действенности печатного слова могло бы способствовать росту тиражей и влияния прессы – в том числе местной, очень близкой своему читателю. Но чем же обеспечивается механизм этого воздействия? Автор не наивен, он понимает, что советская пресса была частью государственной машины, и видит выход из сегодняшних проблем в союзе прессы и государства.
Разумеется, с точки зрения уже ставших привычными демократических лозунгов всякий «конклав» с властью однозначно чреват потерей всякого подобия свободы. Газета станет «рупором» конкретных интересов конкретных чиновников – ведь «государство» сегодня вовсе не «власть рабочих и крестьян», и уж, конечно, не власть «избранников народа», а некая группа лиц, действующих в меру своего разумения, не всегда безупречного. И такая газета доверия у читателя тоже не вызовет – всякий будет знать, что это газета «Юревича», а эта, скажем, «Сумина». В этой приватизации голоса прессы уже заведомо есть прогноз результата: газета получит свободу от рекламы и пиара «мелких заказчиков» и обернётся пиар-изданием «хозяина».
Однако автору важно доказать, что не всегда же «государство» – это «плохие» и «жадные»! Есть же и там честные, справедливые, стремящиеся к решению важных социальных задач. И почему бы им не попробовать создать государственную газету – настоящего помощника и друга читателя, способного менять жизнь к лучшему, имеющего действенный голос.
Но здесь возникает вопрос: что значит «государственная поддержка СМИ»? Ведь это значит, все такие средства массовой информации – общественные. Государство существует на налоги, взимаемые с граждан. И одно дело, когда рядовой гражданин знает, на что истрачены его деньги, а другое – когда деньги эти расходуются «незримым властителем». Тогда газета чувствует себя зависимой не от тысяч читателей, голосующих за издание подпиской, а от этого посредника-медиатора.
И всё же стоит вместе с автором вспомнить времена, когда публикация в газете была поводом к принятию позитивных и конструктивных мер. Много ли чиновников сегодня реагируют на материалы, задевающие их компетенцию? И как реагируют? Судятся с газетой?
В дневниковом сюжете от 13 февраля 2003 года автор рассказывает о вечере памяти А.Т. Тарабрина, проработавшего в должности редактора «Златоустовского рабочего» четверть века. В своём выступлении Леонид Попов назвал три основных урока, которые он вынес из общения с Тарабриным: «1) умение выстраивать отношения с городской властью так, чтобы быть полезными для граждан и не утрачивать профессиональной самостоятельности, 2) развивать и крепить рабкоровское движение… 3) добиваться высокой действенности печатного слова». Четверть века долой – а первый пункт становится все более актуальным, второй всё более фантастическим, а третий – утопической мечтой-целью, которая, к слову сказать, и движет прогресс.

От «Горняцкой правды»
до обкома КПСС
Вряд ли история карьеры советского времени может вызвать сегодня однозначное понимание. Одно дело – трудовая вахта (лет сорок в шахтах и забоях), другое – путь от журналиста шахтёрского городка до заведующего сектором обкома КПСС. Здесь как раз и возникает момент читательского выбора – как воспринимать воспоминания Леонида Попова: или перед нами журналист, сумевший на всех постах остаться прежде всего журналистом, или партийный функционер, сознательно избравший журналистское поприще в качестве лестницы в небо.
Ведь когда ему предложили перейти из «Горняцкой правды» в «Копейский рабочий», фактически он должен был оставить родной город, где жил, учился, реализовывал журналистское призвание. И он откровенно пишет: «…я хорошо знал, что обком не просто перемещает, а подбирает кадры, и оказанным доверием следует дорожить». А в мае 2002 года он вновь обращается мысленно к малой родине – как-то грустновато начинается стихотворение об этом: «Я продал соседу родительский дом…»
Но страницы дневника показывают, что Попов и в «Копейском рабочем» работал вовсе не как «временщик». Это была настоящая «история успеха» – и, кстати, история советской печати, так плоско и линейно воспринимаемая сегодня, даже будущими профессионалами – студентами-журналистами, предстает перед нами в совершенно новом виде. Здесь содержание редакционной деятельно-сти оказывается бесценным свидетельством советской практики управления прессой – это и чёткая привязка изданий к жизни городов и районов, и задача добиться высокой подписки на газету, и стремление к совершенствованию условий труда. Перед нами предстают не безмолвные исполнители некой «высшей воли», но искренне и во многом уникально планирующие диалог с читателями журналисты…
Но раз обком заметил Попова как сильного человека, обладающего не только журналистским талантом, но и организаторскими способностями, то карьера должна была состояться. И вот – Москва, ВПШ при ЦК КПСС… А потом – обком. Логично и даже неизбежно.
В книге есть целые страницы совершенно искреннего цитирования Ленина, Маркса и Энгельса. Это не может не вызвать уважения – Леонид Попов и сегодня черпает вдохновение и поддержку своим мыслям в статьях забытых и задвинутых в подвалы библиотек классиков марксизма-ленинизма. Перечитывая эти строки в контексте его книги, читатель убеждается: автор «Дневника» глубоко уверен в том, что общенародное государство – справедливое общественное устройство, а мысли о подчинённости печати общему созидательному делу – единственно правильные. Но как же быть со всеми перегибами и нарушением демократии?.. На все эти вопросы у автора есть простые и внятные ответы – исходя из системы ценностей, которую он поддерживает.

Авторская модель
управления прессой
Хотя книга представляет собой дневник с комментариями из сегодняшнего дня, перед нами, несомненно, концепция и даже «руководство к действию». Автор недвусмысленно призывает читателей опомниться: кругом слышны громкие лозунги о растущей роли СМИ в обществе, но ни одна из организаций (не исключая «правящей партии») не ставит вопросов управления прессой, контроля над нею. И когда в 2008 году появилось поручение Правительства новому министру «осуществить надзор и контроль за СМИ», то это было не вопиющим нарушением демократии, а логичным следствием развития отношений «власть – пресса». Автор не просто приветствует это действие, но отмечает «ненормальность» проволочек в сфере контроля и управления прессой. Очень важно понять, что размышления эти вписаны в контекст обкомовской части дневника, последняя запись которой лаконична и пугающе эмоциональна: «Сегодня в обкоме КПСС получил расчёт и трудовую книжку. В ней записано: “Освобождён в связи с прекращением деятельности организации”. Указом Президента Б.Н. Ельцина деятельность Коммунистиче-ской партии РСФСР приостановлена. Нужны силы, чтобы всё это пережить». Всё время пребывания в обкоме КПСС Леонид Попов занимался управлением прессой самым непосредственным образом: он должен был сам составить план и подобрать эффективные меро-приятия (пресс-конференции, зональные летучки, совещания), ему приходилось «подбирать кадры» (как когда-то обком двинул его на ответственный пост редактора «Копейского рабочего», где фактически пришлось применять «антикризисные» меры).
К 55-летию творческой деятельности нашего земляка
Куда девалась нормальная пресса?
И вот такой опыт остаётся в прошлом. Правильно ли это?

Раздумья в отсутствие вчерашней эпохи
Во-первых, не выключаться из жизни. Прекрасный пример активного укрепления в пространстве, поменявшем свои параметры. Автор демонстрирует блистательную способность адаптации при сохранении прежних убеждений. Наверное, он совершенно прав, когда говорит о том, что демократия повела себя как диктатура по отношению к «инакомыслящим», к тем, кто видел в социалистическом строе идеал, а советскую власть при всех её недостатках считал реальным достижением государственного управления. Журналист молчать не стал. Его книга «Встречи в пути» посвящена смутным 90-м годам, и оценка переменам в стране дана резкая. Попов шёл по пути Нины Андреевой с её знаменитой статьёй «Не могу поступиться принципами» (впрочем, и по пути Льва Толстого с его «Не могу молчать»). Этот – протест-ный – путь угнетающе тяжёл именно потому, что принципиальный человек не может снискать в определённых кругах понимания. Уважение – да, но не понимание. Он остаётся чуждым, ненужным «новой системе». Но не сидит сложа руки! То служба занятости, то встречи с журналистами-единомышленниками и оппозиционерами, то собственно журналистская работа, как, например, очерк о семье, где трое старших потеряли работу. По мнению автора книги, одна из причин – утрата единственно верного курса на созидание справедливого общества. А он собирается этот курс поддерживать, причём поддерживать страстно.

Вот был бы Попов карьеристом…
…он бы «перекрасился» сразу после смены власти. Но он этого не сделал. Вот твердит своё: надо развивать муниципальную и государственную печать. Если представить, что администрация газету учреждает не для борьбы с конкурентами и не для блокирования их, а для того чтобы превратить издание в реально действенный печатный орган, то тогда ясной станет его логика. Был бы Попов карьеристом, он не писал бы едко и как-то старомодно о современных СМИ… В молодые годы, до того, как стать руководителем прессы, он восемь лет был литсотрудником и заведующим промышленным отделом городской газеты. Но именно после 1991 года становится окончательно ясно, что Попов – журналист. И круги его возвращаются к многочисленным встречам с коллегами – к той же «Горняцкой правде», к родному Коркино; сколько бы событий ни происходило в городке – на каждом из них он обязательно присутствует. Был бы Попов карьеристом, вряд ли бы так тепло, даже как-то болезненно задушевно говорил он о своих одноклас-сниках и одноклассницах, собирающихся в Коркино так дружно, что любой позавидует. Вряд ли бы он вёл такой подробный хронометраж жизни других людей – тех, с кем его столкнула жизнь. Ну несомненно, дневник журналиста так или иначе превращается в заготовку будущих материалов… И всё же дело вовсе не в «прагматизме».
Леонид Попов бьётся за возвращение «нормальной прессы». Прессы, которую контролируют не с точки зрения «идеологии», а именно с точки зрения профессионализма, разнообразия и всеохватности тем, с позиции усиления её действенности. Светлая и не простая мечта, но именно она движет его пером, даёт ему энергию и творческий задор. Может, это и есть настоящая карьера?

Марина Загидуллина
зав. кафедрой теории массовых коммуникаций ЧелГУ, доктор филологических наук, профессор

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:16 Московские продюсеры и режиссеры едут в Челябинскую область искать площадки для съемок фильмов

Это событие включено в программу мероприятий «Российской креативной недели», которая впервые пройдет на Урале, в Челябинске. Сегодня креативные индустрии — важное направление экономики. Только лишь в Челябинской области на стыке искусства и бизнеса работают около десяти тысяч компаний с многомиллиардной выручкой. Каким опытом в сфере креативных индустрий готова поделиться Челябинская область?  В поисках чего в регион известная бизнес-леди, основательница маркетплейса Татьяна Бакальчук отправит свою команду? И с чем у россиян сегодня ассоциируется Челябинская область? (Как оказалось уже не только с промышленностью.) Ответы на эти вопросы — в материале «Губернии».  

12:41 В новом храме покровительницы опасных профессий в Пласте проведут первую Божественную литургию

Храм святой великомученицы Варвары построен на пожертвования и средства местного градообразующего предприятия. Его возведение началось практически пять лет назад, но уже в ближайшее время здесь пройдет первое богослужение, на которое смогут собраться порядка 500 человек сразу.

09:51 В Челябинской области ветераны Великой Отечественной войны получат по 50 тысяч рублей

Правительство региона утвердило выплаты ко Дню Победы. На них могут рассчитывать участники Великой Отечественной войны, также труженики тыла, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и гетто, блокадники.

Возврат к списку