Понедельник, 24 Января 2022

Из поколения в поколение: как южноуральцы сохраняют традиции народного искусства

13.01.2022 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: Вячеслав Шишкоедов (1), «Звезда» (2), «Уфалейский рабочий» (3), «Стальная искра» (4), Дмитрий Куткин (5)

Жители Челябинской области рассказывают о том, какое культурное богатство передали им предки

Наступивший 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России — для Южного Урала тема актуальная, ведь у нас живут представители не менее 40 национальностей.

«Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации», — говорится в президентском указе.

Под понятием нематериального культурного наследия понимаются народные обычаи, традиции, обряды, легенды, сказки, песни, ремесла, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства. Народное искусство помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков, формирует у представителей разных народов чувство самобытности и преемственности.

«Губерния» рассказывает о южноуральских мастерах, которые бережно сохраняют, воссоздают и передают из поколения в поколение традиции народного искусства. Статья подготовлена по материалам газет Челябинской области разных лет.

Казачьи песни для студентов

Традиционные казачьи песни, частушки на казачьи наигрыши сохраняют в Агаповском районе, пишет местная газета «Звезда». Как рассказала местная жительница Ольга Дементьева, в ее семье народные песни пели всегда — отец виртуозно владел балалайкой, мама знала много казачьих песен.

 Соседи, помню, всегда восхищались, как хорошо поют Кольцовы (я в девичестве Кольцова), — рассказывала Ольга Максимовна. — Музыка всегда была в доме. Мама пела: «Серёжа, ты Серёжа, Серёжа-пастушок. Сыграй, сыграй, Серёжа, в серебряный рожок...»

В 2018 году песни Ольги Дементьевой стали настоящей находкой для участников фольклорно-этнографической Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Благодаря таким хранительницам культуры, студенты учатся аутентичному исполнению народных песен.

Татарское многоцветье

В Верхнем Уфалее помнят навыки татарского рукоделия. Дания Латыпова рассказала газете «Уфалейский рабочий», что шить ей нравилось с детства.

 С юности мне нравилось готовить и заниматься рукоделием (забавно вспомнить — тогда я любила штопать носки), с 16–17 лет вышиваю. Мама ткала очень красивые половики и полотенца, шила детские безрукавки, нам с сестрами — татарские платья: широкие, длинные, до пола. Мама сама носила такие платья, вышитый нагрудник-изю́ (татарское национальное украшение — прим. «Губернии»), но мы, став взрослыми, выбирали уже более современные наряды.

В татарской вышивке используется многоцветная палитра нитей. Чаще всего вышивки представляют собой стилизованные растительные орнаменты с изображением листьев, цветов и плодов.

Мраморное дерево


Житель Сима (Ашинский район) Владимир Кильдюшов занимается резьбой по дереву. Как и у других мастеров, навыки этого ремесла ему передал отец — известный и уважаемый в городе столяр-краснодеревщик. В разговоре с газетой «Стальная искра» мастер признался, что до сих пор порой находит в отцовских запасах кусочки красного дерева или ореха. Впрочем, сам он для своих работ предпочитает другие породы дерева.

 Что для меня дерево? Это, прежде всего, живой, теплый, дышащий материал, — рассуждает Владимир Кильдюшов. — Сегодня породу дерева, его фактуру, текстуру могу разглядеть в самой маленькой дощечке даже наощупь. Нравятся береза и бук, но самой красивой древесиной лично я считаю дуб. Люблю его за твердую необычайно красивую текстуру, хотя и капризную в обработке. А еще прекрасен в работе кап — нарост на березе. Текстура капа больше похожа на камень, чем на древесину. Разводы у него, как у мрамора или малахита.

Из-под руки резчика выходят как утилитарные вещи (кухонные доски, шкатулки, ларцы, рамы для картин и зеркал), так и произведения искусства, например барельефы.

Вкус хлеба из детства

В древности славянские племена имели особый обычай: считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Чебаркульские пекари пекут хлеб по старинным русским рецептам.

 Первый раз хлеб домашней выпечки я попробовала в детстве, когда гостила в деревне, поделилась воспоминаниями с газетой «Южноуралец» Галина Южакова. — Это был восхитительный большой каравай. Хозяйка рассказала, что пекла его на закваске, дала ее рецепт, который долго пролежал у меня без дела, пока я не увлеклась хлебопечением. Были эксперименты с закваской — хотелось добиться вкуса того хлеба из детства. Не получилось. Со временем пришла к своей закваске, к своему вкусу. Пропало желание есть магазинный хлеб, так как вкус у него «не тот». Однажды купила хлебопечку, но разочаровалась: хлеб в ней получается больше похож на сдобу, а не на простой (в моем понимании) хлеб.

Корзинка из газеты

Распространенным ремеслом на Руси было плетение из лозы: умельцы плели из нее корзины, короба, сумы, ларчики, игрушки, легкую мебель и даже сани! Умение плести зачастую ценилось даже выше других ремесленных навыков, молвили даже: «Дело плетенично о злато чиста».

Луиза Новикова из села Варна занимается плетением, вот только вместо традиционной лозы использует более доступный материал — бумагу, что не мешает создавать настоящие шедевры: короба для хранения, корзинки, сухарницы, подставки под горячее, шкатулки, вазы и игрушки. О мастерице пишет газета «Советское село».

Как рассказывает Луиза Новикова, лозоплетением она заинтересовалась, когда получила в подарок короб, сделанный из бумажных трубочек. В интернете она стала знакомиться с работой мастеров и учиться плести самостоятельно.

 Первые трубочки у меня никак не получались, — признается мастерица. — Нужно четко знать, какой ширины отрезать полоску газеты, потом ее нужно накрутить на вязальную спицу. Нужно было добиться, чтобы все заготовки были одинаковой длины и толщины.

Все свои поделки Луиза дарит родным и друзьям.


В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в Челябинской области и в других регионах страны пройдут фестивали, ярмарки, тематические выставки, лекции, мастер-классы, а также концерты творческих коллективов.

Завтра читайте на нашем сайте эксклюзивное интервью министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина «Нематериальное наследие наций и народное искусство нужны, чтобы мы всегда помнили, кто мы и откуда». Министр рассказал «Губернии», как пройдет в регионе 2022 год, который президент России Владимир Путин объявил Годом культурного наследия народов России.

Ранее «Губерния» побывала в Кунашакском районе и узнала, как в многонациональных селах Челябинской области народы сохраняют свои традиции.

 

Другие материалы рубрики
10:24 Наши едут в Пекин

Семь плюс четыре и один в уме: кто из южноуральских звезд спорта выступит на зимней Олимпиаде

14:28 Вырастить патриота: как в Челябинской области учат школьников любить Родину

На прошлой неделе средства массовой информации в очередной раз публиковали информацию о факте осквернения Вечного огня. На этот раз в камеры видеонаблюдения в Троицке попали веселые игры школьников с прыжками через символ памяти народа о павших жертвах, героях Великой Отечественной войны. Без внимания такое поведение не оставили – родителям предписали провести серьезный разговор со своими детьми. Сами ребята вряд ли осознавали, что своими действиями они что-либо оскверняют. Но этот вопрос не столь прост и касается темы воспитания подрастающего поколения, в первую очередь – воспитания патриотического.

Возврат к списку