Вторник, 11 Февраля 2025

В Челябинске состоится творческая встреча с Ниной Дашевской

19.09.2019 Корреспондент: Максим Савельев

Хэдлайнер ЮУКЯ-2019 рассказывает о людях, качественной критике и простых ответах

С 4 по 5 октября в Челябинске при поддержке медиахолдинга «Гранада Пресс» пройдет главное литературное событие осени – «Южноуральская книжная ярмарка – 2019». В программе: книжные новинки, творческие мастер-классы, лектории и встречи с популярными писателями. Один из хэдлайнеров мероприятия – писатель Нина Дашевская.

Нина Дашевская пишет книги для детей и подростков. Она играет на скрипке в квартете, а раньше работала в оркестре – поэтому многие ее издания связаны с музыкой.

Герои книг – самые разные: это и мышь-подросток Тео, живущий в оперном театре, и композитор Вивальди, и велосипед Вилли. Но самые главные работы Нины – про современных подростков: они занимаются музыкой и катаются на роликах, пытаются разобраться в своих отношениях с друзьями, со своим городом и сами с собой. 

В 2016, 2017 и 2018 гг. Нина Дашевская была номинирована на международную премию памяти Астрид Линдгрен, а книги «Я не тормоз» и «Тео – театральный капитан» вошли в международный каталог Мюнхенской Библиотеки «The White Ravens».

В 2018 г. в театре «Малый» (Великий Новгорд) был поставлен спектакль «Я не тормоз», режиссёр – Надежда Алексеева.
Nina_Dashevskaya.jpg
Из разговора с Ниной Дашевской:
– Есть ли отличие «подросткового» писателя от «взрослого»? Или разница только в целевой аудитории?
– Разницы в аудитории как раз нет. Подростки читают взрослые книги – возьмите хотя бы школьную программу (к счастью, они читают не только ее). Так же и многие взрослые читают подростковую литературу. Я не пишу «специально для подростков», просто мне интересен этот возраст. В моих текстах нет ничего, за что можно было бы ставить «18+». Пишу просто для людей, никак специально не подстраиваясь под возраст. Это работает и в другую сторону – у моих книг есть и совсем маленькие читатели. 
Главное же отличие, на мой взгляд, – в подростковом тексте не должно быть полной безысходности. Должен быть показан какой-то выход, или направление к выходу, или хотя бы оставлена незапертая дверь. У взрослого есть и опыт, и всё же некоторая отстранённость – мало кому удаётся нырнуть в книгу так, как в детстве. А подростка оставлять в тупике не нужно. 

– Сложно ли было решиться на публикацию первой книги?
– А я не решалась. И не думала, что это возможно. Отправить рукопись на конкурс – это не «решиться на публикацию», это очень просто. Именно через конкурсы обо мне и узнали издатели. Хотя ещё до этого мне выпал счастливый случай – у меня вышла самая первая, даже нулевая книга (потому что сейчас я пишу совсем иначе) в издательстве «Детское время». И вот тогда я просто бы походила вокруг и ушла. Но мне помог муж: именно он подошёл к издателю, а не я. 
Эта дорога – издание книги – состоит из многих шагов, иногда она растягивается на несколько лет. Так что это не какое-то одно решение, а путь, который одни тексты проходят, другим – достаточно публикации в журнале. А что-то так и остаётся просто файлом в компьютере.

– Как вы думаете, чего не хватает в современной детской литературе?
– Странное скажу. Не хватает качественной критики. Профессионалов в этой области можно по пальцам пересчитать. Я имею ввиду не «мало нас ругают», вовсе нет. Мне хочется, чтобы книги (а их много, хороших и разных, на разный вкус) доходили до самых разных детей в нашей огромной стране. Чтобы они выбирались из Москвы, Петербурга и ещё нескольких крупных городов – дальше. И самые обычные родители, учителя, библиотекари знали бы о новых книгах. А для этого нужны разговоры о современной детской литературе. Они существуют – но в довольно узком кругу. Мы знаем друг друга; знаем важные книги, которые вышли или были переведены, разные мнения. И уже заранее понимаем, на что стоит обратить внимание. Но все равно очень часто читатель приходит в магазин, внимательно выслушивает даже знающего консультанта – и спрашивает Носова и Гайдара. 
Я совсем не против Носова и Гайдара, но предубеждение против «этого непонятного современного» есть.
Разговоры о книгах создают среду. Есть писатели, которые могут окопаться в башне (или засесть в далёкой деревне), никого не слушать и хорошо писать. Но все же их единицы. А так – среда необходима. И для этого совершенно необязательно жить в Москве. В самых разных городах нашей страны я встречаю людей, которые прекрасно разбираются в новых (и старых) книгах. Но таких людей немного.

– Какие книги обязательно нужно дать прочитать подростку?
– Никакие. Нет таких книг, которые обязательно надо. Все люди разные – одним нужно одно, другим другое. Пушкин, например, не читал всей той великой русской литературы, которая случилась после него. И вырос Пушкиным. А если мы сейчас дадим подростку все то, что читал Пушкин – ему будет очень трудно... и всё равно Пушкиным он не вырастет. Поэтому я за выбор. 
Я не люблю слова «обязательная программа». Для меня, например, в детстве не оказались важными ни Толстой, ни Достоевский. «Мой» был Чехов. И Набоков. И опять Чехов. А кто-то прекрасно обошёлся без Чехова, но ему был необходим Толстой.
При этом мне в детстве очень интересна была фантастика. И, казалось бы, как можно без фантастики? А вот можно. Есть дети, которым это совсем не нужно. При этом совсем не упрекнёшь их в недостатке воображения.
Так что задача взрослых – показывать, что есть разное. Предлагать разное; кому-то посоветовать, кому-то «подсунуть», кому-то наоборот сказать – «вот это тебе точно не надо читать!» (кстати, этот приём отлично работает).
Конечно, нам хочется простых ответов: 100 книг, которые надо прочесть, чтобы вырасти успешным/умным/счастливым. Но простые ответы обычно неправильные.
Прочитанная через силу книга не даёт ничего или почти ничего. Да, кто-то, начав «из-под палки», увлечётся. Но большинство скажет – «больше никогда».
Мне кажется, значительно большего внимания заслуживают списки книг конкретных людей. Не «обязательно к прочтению», а – «вот это я, конкретный человек, люблю. Для меня это было важным». И если вы доверяете этому человеку, если он вам интересен – можете пойти за ним вместе со своим ребёнком.

– А что в детстве любили читать вы?
– Вообще всё. Я человек увлекающийся, а нашем доме было много книг. Старшие брат и сестра читали, и во многом их чтение было определяющим. Но так – всё подряд. Книги про пионеров, физиков, художников, сказки – любые. Одно время я особенно увлеклась фантастикой, причём короткими рассказами (их печатали в журнале «Юный техник», потом стала брать их в библиотеке). И только классе в седьмом меня «пробило» Набоковым. Потом в ближайшие несколько лет я его «переела» и совсем не могла видеть его тексты. Зато у меня уже был Чехов.
В уже почти взрослом возрасте я читала Крапивина, и Алексина, и Голявкина – меня никогда не оставляли детские книги. Но всё же главные авторы – наверное, Аркадий и Борис Стругацкие. Другие были иногда ближе, иногда дальше, а вот Стругацкие – всегда очень попадали, и всегда оказывались новыми, другими. И сейчас так. И всё больше понимаешь, что это совсем не фантастика. 

– В вашей книге «Около музыки» Аркадий Калина влюблён в скрипку, но больше – в море. А во что влюблены вы?
– Про себя мне не хотелось бы говорить много. Я достаточно вкладываю себя в тексты, думаю, там обо мне можно узнать больше, чем из любого интервью. Хотя и тексты совсем не про меня, дело же не во мне.
Когда вы читаете – дело вообще не во мне. Дело в вас. А я только даю некоторое направление вашим мыслям.

Творческая встреча с Ниной Дашевской пройдет 4 октября в 15.00, в Выставочном зале Союза художников России (ул. Цвиллинга, 34).

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
20:30 Три главные новости вторника, 11 февраля

Каждый рабочий день «Губерния» выбирает самые интересные новости, произошедшие в Челябинской области
https://t.me/chgub

20:25 Врачи заподозрили рак у сотни челябинцев после проверки родинок

На прошлой неделе в челябинских поликлиниках прошла профилактическая акция по обследованию родинок — каждый мог прийти и провериться. В акции приняли участи 827 человек, а онкологию заподозрили у каждого восьмого.
— Регулярное прохождение осмотра позволяет точно и своевременно отслеживать любые изменения, например, появление новых родинок, увеличение или потемнение уже имеющихся, — говорит заведующая Центром здоровья ГКБ №2 Челябинска Дарья Мулюкова.
https://t.me/chgub

20:07 Владимир Путин наградил медалью машиниста экскаватора из Магнитогорска

По указу президента медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени получит Петр Горбунов, сотрудник магнитогорского предприятия, производящего огнеупоры. Документ опубликован на портале правовой информации.
https://t.me/chgub

Возврат к списку