Эксперты рассуждают, в чем преимущества и недостатки нововведений в системе высшего образования
Бакалавриат по точным наукам в российских вузах заменят на специалитет в рамках новой российской системы образования, которая заменит Болонскую. Срок обучения составит не менее пяти лет. Об этом заявил ректор МГУ Виктор Садовничий на встрече, посвященной приемной кампании 2022 года.
— Наша генеральная линия — специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас, — заявил ректор МГУ.
Напомним, в начале стало известно, что высшие учебные заведения России больше не являются участниками Болонского процесса. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков тогда заявил, что «к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу». Уже этой осенью Минобрнауки внесет в Государственную Думу предложения о новом формате новой национальной системы высшего образования.
Для российского образования это далеко не первая реформа, но представитель АПЭК в Челябинской области Андрей Лавров обращает внимание на то, чем нынешние изменения отличаются от предыдущих.
— Сразу бросается в глаза появление дифференцированного подхода. Раньше ж все под одну гребенку. Теперь кесарю — кесарево, слесарю — слесарево, — говорит он.
Как отмечает Андрей Лавров, болезненный переход на Болонскую систему в большинстве вузов длился два десятка лет, но ее преимуществами воспользовалось не больше десяти лучших вузов — преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга.
— Я сам переделывал пятилетние планы на 4+2 по пяти специальностям. Как мог и как тогда разумел. А все разумели по-разному. Как весь этот бардак сказывался на преподавателях и студентах, думаю, говорить не надо. И это один из аргументов, почему я против скороспелого возвращения к специалитету. Но в принципе — это все вещи достаточно формальные. Гораздо важнее стартующая идеологическая и содержательная реформа высшего образования. Не столь важно сколько лет учат. Важно как, чему и кто, — подчеркивает Андрей Лавров.
С ним не согласен председатель Общественной молодежной палаты при Законодательном собрании Челябинской области Александр Анисимов. Он читает, что специалитет следует вернуть повсеместно в качестве первой и основной ступени высшего образования.
— Бакалавриат в сознании россиян до сих пор считается неполным высшим образованием, и настоящим выпускником вуза может называться только тот, кто окончил специалитет или магистратуру. Поэтому предложенная ректором МГУ инициатива более чем логична, — объясняет он.
Ранее министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов прокомментировал давно обсуждаемое в обществе предложение об отмене ЕГЭ.
Поделиться
поделиться:
Другие материалы рубрики