Понедельник, 6 Мая 2024

Ученые подробнее рассказали об открытии очередного поселения бронзового века на Южном Урале

16.08.2023 Корреспондент: Сергей Николаев Ранее археологи нашли керамический сосуд, внутри которого, как в матрешке, находилось еще три сосуда. Фото из архива ЧелГУ.

В этом году после 15-летнего перерыва в Челябинской области открыли уже второе укрепленное поселение. Находится оно в Верхнеуральском районе, и было обнаружено при работе с космоснимками долины реки Урал археологом, главным хранителем музея-заповедника «Аркаим» Алексеем Страховым.

Ранее неизвестное укрепленное поселение так называемой «Страны городов», сохранившееся в уникальном состоянии, было обнаружено во время совместной экспедиции Челябинского государственного университета и музея-заповедника «Аркаим». Теперь поселений бронзового века на территории Южного Урала уже 23 (столько обнаружено), а всего на территории урало-казахстанской степи известно 33 таких объекта.

Новое поселение, уже второе в 2023 году, было обнаружено при работе с космоснимками долины реки Урал археологом, главным хранителем музея-заповедника «Аркаим» Алексеем Страховым. Оно находится в верховьях Верхнеуральского водохранилища на территории Верхнеуральского района Челябинской области и получило название «Верхнеуральское».

Известно, что в одном из шурфов был обнаружен обломок сосуда, относящегося к синташтинской культуре, которая была распространена в урало-казахстанской степи четыре тысячи лет назад. Также среди находок — фрагменты других керамических сосудов, кости животных, каменные орудия.

Ученые говорят, что Верхнеуральское поселение, по сравнению со многими другими памятниками «Страны городов», обладает уникальной сохранностью и имеет высокий потенциал для получения новых знаний об эпохе Аркаима. Это поселение, также как и известные Аркаим и Синташта, было возведено по заранее продуманному плану и имело правильную планировку. Об этом рассказал доцент историко-филологического факультета Федор Петров.

— Населявшие это поселение люди были похожи на многих из нас, — уверен Федор Петров. — Они имели европеоидный облик и говорили на одном из индоевропейских языков. Основой их хозяйства были стада коров и овец, табуны лошадей. Эти люди строили хорошо организованные укрепленные поселки. Их лучники и копейщики, возглавляемые военными предводителями на колесницах, контролировали значительные степные пространства. Жрецы совершали сложные ритуалы, а ремесленники создавали богатую и разнообразную материальную культуру, остатки которой находят археологи в ходе своих исследований.

Во время геофизических исследований археологи уже смогли заглянуть под поверхность земли и увидеть на приборе древние рвы, валы и жилища.

Ранее в этом году в Варненском районе другое древнее поселение открыла гостья стрим-шоу «Поутру» — заведующая отделом археологии, этнографии, современной и исторической экологии Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ Наталья Батанина.

— Эта история началась 35 лет назад, когда открыли укрепленное поселение Аркаим, о котором вы все знаете, — рассказала гостья. — На тот момент было известно три таких поселения. Моя бабушка Ия Михаиловна Батанина в то время работала геологом-разведчиком. Она вспомнила, что при изучении материалов аэрофотосъемки для нужд геологии она и ее коллеги неоднократно натыкались на подобные объекты. Но, так как это не имело отношения к полезным ископаемым, такие снимки оставляли в стороне. С этой информацией она пришла к археологам, и так началось их сотрудничество.

«Страна городов» располагалась в степной зоне. Самые северные поселения обнаружены на реке Уй в Пластовском районе, самые южные — в Брединском. Сейчас в Башкирии обнаружено четыре таких укрепленных поселения. Во всех них жили носители одной и той же культурной традиции. Просуществовав здесь эти три века, они эволюционировали в другие местные культуры бронзового века. Видимо, часть населения с Южного Урала перебралась в Индию — об этом говорят данные палеогенетики и палеолингвистики, но археологически это пока проследить невозможно.