Четверг, 10 Октября 2024

Рояль из челябинского музея пережил эвакуацию в годы Великой Отечественной войны

03.08.2024 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: Дмитрий Куткин, «Вечерний Челябинск»

В Государственном историческом музее Южного Урала есть салонный рояль, который в Челябинск привез инженер из Мариуполя в 1941 году, уникальный инструмент скрипкоцитра, четырехструнная балалайка и старинные гармошки. Об этих и других необычных музыкальных инструментах в пятницу, 2 августа, в стрим-шоу «Поутру» рассказал хранитель фондов музея Константин Дружинин.

По словам Константина Дружинина, музыкальных инструментов в музее немного, но они очень разные. Среди них есть и те, которые есть в каждом оркестре, и очень необычные.

Несколько лет назад фонды музея пополнили цитры из коллекции челябинца Кабира Ямилова, который всю жизнь собирал различные музыкальные инструменты.

— Цитра — это такой музыкальный инструмент, который сейчас вышел из музыкального обихода, но когда-то он был довольно популярен, — говорит Константин Дружинин. — Цитра похожа на гусли — это тоже деревянный резонаторный ящик и натянутые струны. Их производили, в основном, в Германии. В 1827 году их впервые привезли в Россию, стали продавать в музыкальных магазинах. В те времена цитры были очень распространены. Издавался даже журнал «Русский цитрист». У нас в музее небольшая коллекция цитр и они очень разные. Есть клавишные цитры. Они были предназначены для домашнего музицирования, для людей, которые, в музыке совершенно не разбираются. Играть на них было очень просто. Есть скрипкоцитра — очень интересный инструмент, потому что на одной части струн там надо проводить смычком, а на другой — играть аккорды щипком. Цитры сейчас не экспонируются, но мы регулярно показываем их на выставках, посвященных российским немцам.

Также из коллекции Кабира Ямилова в Исторический музей попала уникальная четырехструнная балалайка.

— Все знают, что у балалайки три струны. А четвертую струну добавили, чтобы звонче звучало. Кстати, существовали и пяти-, и шестиструнные балалайки, — объясняет Константин Дружинин. — Наша четырехструнная балалайка была изготовлена на фабрике музыкальных инструментов в Ленинграде в начале 1930-х годов.

Также в фондах музея есть различные гармони, в том числе те, которые были распространены на Урале.

— У нас в стране еще в девятнадцатом веке придумали громадное количество всяких разных гармошек, от самых простых, до самых сложных, — говорит Констатнин Дружинин. — Когда-то на Урале играли на простых гармошках, которые назывались вятскими. В правой клавиатуре там двенадцать рояльных клавиш, а в левой — три клавиши, которые играют только два аккорда. Для простых мелодий этого вполне достаточно. В отдаленных районах Урала на таких гармошках играют до сих пор.

Еще один уникальный инструмент — митрофон.

— В конце девятнадцатого века бывший семинарист Дмитрий Митропольский основал фабрику фисгармоний и пианино, — рассказывает гость. — Он не только изготавливал инструменты по зарубежным образцам, но и придумал небольшую фисгармонию с собственной клавиатурой, чтобы было проще учить детей музыке. Назвал этот инструмент он в честь себя — митрофон. Клавиатура его не прижилась, а вот заказы на маленькую, дешевую фисгармонию поступали активно.

Салонный рояль, изготовленный на фабрике Александра Эберга в 1860–1870-х годах, не отличается уникальностью конструкции, но история его появления в Челябинске действительно необычна.

— Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, Мариупольский металлургический завод вывозили на Урал, в Челябинск, — рассказывает Константин Дружинин. — Каким-то чудом инженер Зелик Торчинский смог эвакуировать рояль. Я не знаю, как он убеждал своих коллег, что рояль необходим ему в эвакуации, но инструмент разобрали и погрузили в маленький двухосный вагон. Рояль, наверное, занял полвагона. Ехали долго, потому что больше стояли, чем ехали — пропускали воинские эшелоны. И несколько месяцев семья инженера жила на этом рояле. На нем они спали и ели. Так рояль попал в Челябинск. Долгое время он стоял в заводском клубе. А когда Зелику Торчинскому дали квартиру, он перевез рояль к себе. Но общественную функцию рояль продолжал выполнять, потому что дети со всего двора приходили к инженеру учиться музыке.

Другими гостями этого выпуска шоу «Поутру» стали ремесленница Наталья Прокофьева и ведущий площадки «Древняя Русь» исторического парка «Гардарика» Николай Луговский.

Посмотреть этот выпуск шоу «Поутру» можно в группе «Гранада ТВ» в социальной сети «ВКонтакте». Там же можно ознакомиться с записями предыдущих выпусков.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:17 В поселке Ишалино открыли молодежное пространство «Теплица»

В Краснооктябрьской школе появился многофункциональный досуговый центр с зонами для занятий спортом, проведения мастер-классов и развития талантов подрастающего поколения. Создать молодежное пространство директору школы Андрею Саломатину и педагогам удалось благодаря привлечению средств из разных источников.

16:07 Инфраструктура, кадры, господдержка: как «Единая Россия» обеспечивает развитие села

Народная программа партии охватывает наиболее важные направления в этой сфере – от медицинского обеспечения на селе до образования и культуры

15:51 Гостям женского форума оформят электронный читательский челябинской Публички

Программа форума «Стальное кружево Урала» будет богата на культурные мероприятия. Участникам предложат поделиться впечатлениями о недавно прочитанных книгах, поучаствовав в блиц-интервью. Самые интересные мнения станут частью подкаста челябинской Публички.

Возврат к списку