В Челябинской области живут представители свыше 130 национальностей, и у каждой — своя культура, обычаи и религиозные устои. Можно подумать, что такой расклад неизбежно должен приводить к появлению в обществе противоречий, однако южноуральцам на протяжении многих лет удается находить баланс и жить в согласии, с уважением к особенностям друг друга.
Ситуация в Коркино, когда произошли стычки у русских с цыганами, напомнила всем нам, что даже в самой большой и дружной семье порой случаются конфликты. Но имеет ли в этом конкретном случае конфликт национальный оттенок? И как теперь следует выстраивать в регионе работу по нацполитике? На эти непростые вопросы в эксклюзивном интервью «Губернии» попытался ответить протоиерей, секретарь Челябинской епархии и настоятель Коркинского храма святых апостолов Петра и Павла Игорь Шестаков.
https://t.me/chgub
— Отец Игорь, вы знакомы с обстановкой в Коркино не понаслышке. Вы наблюдали какое-то обострение отношений между жителями?
— На приходе в Коркино, где я настоятельствую уже год, я сразу обратил внимание на то, что часть прихожан у меня — цыгане. Ведут они себя вполне адекватно, причащаются сами и детей причащают. Приходят на молебны целыми семьями, некоторые — постоянно. Бывали ситуации, когда отдельные представители цыганской диаспоры пытались сорвать религиозный праздник, но я в таких случаях обращался напрямую к их главе — человеку, называющему себя цыганским бароном, и находил понимание. Воцерковленные цыгане стараются жить по совести, они прислушиваются, но к остальным есть вопросы. Некоторые особенности своей жизни, не всегда законопослушной, представители цыганской диаспоры в Коркино выставляли напоказ. Но они же граждане Российской Федерации, а не приезжие иностранцы! Почему они не соблюдают законы своей страны? Почему любому другому человеку у нас за женитьбу на 12-летней девочке грозит тюрьма, а цыгану — нет? Почему к ним не приходят соцслужбы, когда дети перестают посещать школу без уважительной причины? Почему сыновья простых коркинцев должны идти на военную службу, а цыгане — нет?
В то же время отмечу, что у конфликта в Коркино нет национального оттенка, это чисто бытовой конфликт. Это проблема социальная, она назрела давно. Дело не в том, что они — цыгане, хоть кто бы они были, они — эти конкретные люди — вели себя вызывающе. Возмущение копилось годами, и в какой-то момент люди не выдержали. Что касается преступления, которое произошло, — убийства женщины — мы не знаем подоплеку произошедшего. Следствию еще предстоит это выяснить.
— Народ пошел на самосуд... Одни пытаются раздуть скандал о притеснении по национальному признаку, другие оправдывают. Хочется спросить у вас, а где же та грань, по которой можно судить, кто в этой ситуации жертва, а кто агрессор?
— Самосуд нельзя приветствовать в любом случае. В конфликте в Коркино все оказались жертвами, как ни крути. И защищать нужно и ту, и другую сторону. Я считаю, что все общественные институты сейчас должны быть включены в решение проблемы. К примеру, я как настоятель Коркинского храма должен активно работать с цыганскими семьями, которые есть среди прихожан. Многое может сделать система образования. Вопрос следует решать через школы, через соцзащиту, через военкоматы. Думаю, мы точно выработаем какой-то алгоритм действий. Нам нельзя молчать, нельзя делать вид, что ничего не происходит. Надо сделать все, чтобы в городе воцарился мир, а самое главное — порядок.
— Но у Челябинской области ведь большой опыт в реализации национальной политики, этой теме уделяют пристальное внимание. Как так случилось, что проглядели конфликт с цыганской общиной?
— Действительно проглядели. У нас ведь в регионе есть Совет по национальной политике, куда входят лидеры различных народностей. Любые конфликтные вопросы удавалось моментально решить через взаимодействие с этими лидерами. А к цыганам отношение было легкомысленное: их лидеров в совете нацполитики не найти, не было даже попыток выстроить с ними какой-то диалог. И я не могу объяснить причину этого, но сейчас необходимо приглашать глав цыганских диаспор за стол, интегрировать их в общество.
— Как считаете, перемены в администрации будут способствовать разрешению ситуации?
— Я очень хорошо отношусь к Наталье Лощининой. Я считаю, что она сделала для города очень много. Это абсолютно нормальный, работоспособный и здравомыслящий человек, у меня вызывающий только симпатию. Город действительно преобразился при ее руководстве. Взгляните хотя бы на улицу Сакко и Ванцетти — она же была вся в ямах и буграх, и ее первую начали асфальтировать. В этом году на долю Коркинского округа выпало сначала наводнение, а затем общественное волнение. Ни одному человеку это не вытянуть, даже самому гениальному и устойчивому руководителю.
Что касается назначенного в статусе исполняющего обязанности главы Коркинского округа Александра Орла, мы с ним сразу созвонились, и я сказал, что готов оказывать любую поддержку. Можно обратить внимание на его слова о том, что мы не можем жить постоянно в ситуации конфликта, что поглаживаниями тут не победишь, надо действовать радикально, с включением всех органов власти. Это говорит о его готовности действовать и менять положение дел в округе. Тут надо проявить мудрость и терпение.
О хайпующих блогерах: «Их публикации о Коркино — не желание узнать истину, а стремление привлечь новых подписчиков»
На произошедшие волнения в Коркино не отреагировал разве что самый ленивый блогер. Не всегда высказывания, которые тиражировались на огромную публику, имели под собой проверенную информацию. Порой публиковались откровенные фейки, которые шли вовсе не из-за рубежа. С несколькими такими постами столкнулся и отец Игорь.
— Мой товарищ написал в своем блоге о ЧП в Коркино мало что имеющее с реальным положением дел, какие-то гипертрофированные вещи. Я написал ему: «Хайпуешь, что ли? Давно ли ты бывал в Коркино?» Оказывается, никогда не бывал и в ситуации не особо разобрался. А у него полмиллиона подписчиков. Мы поговорили, и вроде бы он согласился со мной, что нельзя тиражировать непроверенную информацию. А потом вижу — снова репост, якобы в Коркино вновь поджоги, конфликт обостряется. Я тогда сразу обратился к главе коркинского отдела МВД и мне сказали, что это не так. И это ведь не наши СМИ разгоняют, понимаете? Москва! Какое дело, казалось бы? Зачем? Мне кажется, что это не желание узнать истину, а просто стремление привлечь новых подписчиков.
Поделиться
поделиться:
Заместитель начальника управления по внутренней политике правительства Челябинской области Михаил Грязев рассказал, для чего в регионе проводится реформа органов местного самоуправления и какие опасения здесь можно назвать необоснованными. По его словам, проводимая реформа — в интересах сельских жителей.
https://t.me/chgub
В январе – сентябре 2024 года в регион инвестировано 332,7 миллиарда рублей, что примерно на 20 процентов больше показателя прошлого года, сообщает канал экономического блока правительства Челябинской области. Наибольшая доля инвестиций — почти 74 процента — приходится на собственные вложения коммерческих организаций.
https://t.me/chgub
Эксперты сравнили показатели по доходам населения прошлого и текущего годов. За девять месяцев 2024 года общий доход населения Челябинской области составил 1,39 триллиона рублей, что на 19,6 процента больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Среднемесячный доход южноуральцев составил 48,5 тысячи рублей, и этот показатель больше на 20 процентов.
https://t.me/chgub