В «Независимой газете» опубликовано второе обращение Владимира Путина к населению России
В «Независимой газете» опубликовано второе обращение Владимира Путина к населению России. Статья «Россия: национальный вопрос» посвящена исторической миссии русского народа, проблемам миграционной политики, конфликтам на национальной почве. Путин отмечает, что Россия веками развивалась как многонациональное государство, страна, в которой постоянно шёл процесс смешивания на семейном, дружеском, служебном уровнях сотен этносов. А стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура. Путин пытается ответить на самые злободневные вызовы современного мира: провал «мультикультурной политики» Запада, возникновение этнической коррупции и, главное, как не допустить, чтобы экстремисты вновь толкнули россиян в национальные междоусобицы. Из тезисов Путина очевидно, что духовность народов и грамотная нацполитика – это одно из условий возрождения Российского государства.
Россия: национальный вопрос
- Для России с её многообразием языков, традиций, этносов и культур национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
- Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьёзнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряжённости.
- Колоссальные миграционные потоки (а есть все основания полагать, что они будут усиливаться) уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов.
- «Плавильный котёл» ассимиляции барахлит и чадит и не способен «переварить» всевозрастающий масштабный миграционный поток.
- Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Ответная реакция на такую модель поведения – рост ксенофобии среди местного коренного населения, попытка жёстко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага от «чужеродных конкурентов».
- За «провалом мультикультурного проекта» стоит кризис самой модели национального государства – государства, исторически строившегося исключительно на основе этнической идентичности.
Россия как историческое государство
- При всей внешней схожести ситуация у нас принципиально иная. Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически, большой России, сложившейся в своей основе ещё в XVIII веке.
- Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с союзным центром запустили процесс строительства национальных государств, причём внутри самой Российской Федерации. Союзный центр в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение «национально-государственного статуса». Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно: их действия одинаково и неизбежно вели к развалу и сепаратизму. И у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли, чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность Родины.
- Однако даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабло, Россия не исчезла. Произошло то, о чём Василий Ключевский говорил применительно к первой русской смуте: «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, страна была спасена нравственной волей народа».
- Историческая Россия не этническое государство и не американский «плавильный котёл», где в общем-то все (так или иначе) – мигранты. Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о «расовой чистоте», о необходимости «завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа». Чтобы в конечном счёте заставить людей своими руками уничтожить собственную Родину.
Единый культурный код
- Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ.
- Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой - чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
- Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьёзным испытаниям, который пытались и пытаются взломать.
- Считаю, что в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Это не должно быть стандартное ведомство. Скорее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определённые властные полномочия.
- И, конечно, мы рассчитываем на активное участие в таком диалоге традиционных религий России… Убеждён: государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в вооруженных силах. При этом должен быть, безусловно, сохранён светский характер нашего государства.
Национальная политика и роль сильных институтов
- Системные проблемы общества очень часто находят выход именно в форме межнациональной напряжённости. Нужно всегда помнить, что существует прямая зависимость между нерешёнными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве.
- Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач: не защищают жизнь, права и безопасность граждан.
- Но никакого диалога не может быть в ситуации беспорядков и насилия. Ни у кого не должно возникнуть малейшего соблазна «продавить власть» на те или иные решения с помощью погромов.
- Сейчас готовятся решения, направленные на упрощение и либерализацию порядка регистрации и работы политический партий, реализуются предложения по установлению выборности глав регионов. Всё это нужные и правильные шаги. Но нельзя допустить одного: возможностей для создания региональных партий, в том числе в национальных республиках. Это прямой путь к сепаратизму.
Проблема миграции и наш интеграционный проект
- Сегодня граждан серьёзно волнуют, скажем прямо, раздражают многие издержки, связанные с массовой миграцией – как внешней, так и внутрироссийской.
- Во-первых, очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу… В этой связи должна быть предельно чётко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной.
- Второе. У нас достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Причём это полноправные граждане России… Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям.
- Во внутренней миграции также важны цивилизованные рамки. В том числе это необходимо для гармоничного развития социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда.
- Считаю, что следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Естественно, не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства.
- Третье – это укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов… Без этого никогда не может быть обеспечен объективный арбитраж интересов различных сообществ (как принимающего большинства, так и мигрантов) и восприятие миграционной ситуации как безопасной и справедливой.
- Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия»… Именно на коррупции расцветает этническая преступность. С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не хуже обычных банд. Но в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности.
- Четвёртое – это проблема цивилизованной интеграции и социализации мигрантов… Со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права.
- И наконец пятое – это тесная интеграция на постсоветском пространстве как реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам… С этой точки зрения те задачи, которые мы ставим и внутри, и задачи евразийской интеграции – это ключевой инструмент, благодаря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. По сути с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой – чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно.
- Мы будем укреплять наше историческое государство, доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий.
Виктор Хасаншин
Поделиться
поделиться:
Речь идет о предложениях по списанию задолженности российских регионов по бюджетным кредитам. Они прозвучали в середине прошлого года на заседании комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы», которой руководит губернатор Челябинской области. На инициативы отреагировал глава государства Владимир Путин, дав соответствующие поручения правительству Российской Федерации.
https://t.me/chgub
Решения, принятые 80 лет назад во время Ялтинской конференции «большой тройки» – СССР, Великобритании и США – заложили основы послевоенного миропорядка и разделили сферы влияния между Западом и Советским Союзом. И сейчас, как убежден руководитель проектов компании «1Т» Никита Тахиров, важно, чтобы ведущие мировые игроки вновь осознали свою ответственность перед будущими поколениями. А прошлое неоднократно доказывало, что в критические моменты человечеству удавалось находить компромиссы. Нужна ли новая «Ялта» для определения параметров международных отношений в нашей реальности, и на каких принципах должен строиться новый миропорядок – в этих вопросах попытались разобраться участники Экспертного клуба Челябинской области.
https://t.me/chgub
Юрия Борисова на посту гендиректора «Роскосмоса» сменил Дмитрий Баканов. Челябинский политолог Александр Мельников не исключает вероятности, что уже в ближайшее время новый глава Госкорпорации начнет мелькать в местной повестке.
– Для Челябинской области и «Роскосмоса» крайне важно активное и эффективное взаимодействие, – обратил внимание эксперт. – Как минимум, это значимо с учетом многочисленных задач, которые решают Усть-Катавский вагоностроительный завод, а также ГРЦ им. Макеев. С Юрием Борисовым диалог у региональных властей был выстроен, и во многом благодаря тому, что до «Роскосмоса» он курировал регионы Уральского федерального округа по линии правительства в качестве вице-премьера. Можно предположить, что и новый руководитель тоже оперативно проявится в местной официальной повестке.
https://t.me/chgub