Правительство региона решилось на перезагрузку Стратегии развития Южного Урала, рассчитанную до 2020 года. В этот документ будут внесены существенные корректировки с учетом трендов мировой и российской экономики
Правительство региона решилось на перезагрузку Стратегии развития Южного Урала, рассчитанную до 2020 года. В этот документ будут внесены существенные корректировки с учетом трендов мировой и российской экономики.
Корректировка
Стратегии
Об этом зашел серьезный разговор на последнем заседании правительства, которое проводил первый заместитель губернатора Сергей Комяков. Дело в том, что Михаил Юревич в тот день работал в Подмосковье в составе рабочей группы Министерства регионального развития, однако нет сомнений, что все идеи и пожелания, высказанные подчиненным г-ном Комяковым, были заранее согласованы с губернатором.
Так, на заседании Правительства Челябинской области был рассмотрен ряд стратегически важных для региона документов. Речь идет о реализации основных положений Послания Президента РФ и первоочередных мероприятиях областных властей на 2013 год. Несмотря на то что в целом экономика и социальная сфера Южного Урала развиваются последовательно, в соответствии с заданными индикативными показателями, первый заместитель губернатора Сергей Комяков остался недоволен озвученной информацией. По его мнению, сама суть долгосрочной стратегии развития Челябинской области требует серьезных корректировок. «Да, власть работает, и мы видим результаты этой работы по тому, какие инвестиции идут в металлургию, машиностроение, электроэнергетику и сельское хозяйство. Но мы принимали Стратегию развития региона в 2008 году, и в ней не учтены те изменения, которые произошли в экономике», – считает Комяков.
Заслушав доклад министра экономического развития Челябинской области Елены Мурзиной, посвященный итогам социально-экономического развития региона в 2012 году (о показателях – ниже), Сергей Львович высказал ряд серьезных замечаний по докладу. По его словам, если в бумажных отчетах и рапортах всё выглядит так хорошо, то, как выразился председательствующий, «нам здесь всем надо памятник поставить», имея в виду правительство. Но, продолжил он, всем отлично известно, что далеко не всё гладко и благополучно. «Мы видим, что по некоторым пунктам даже то, что было принято и должно было бы уже быть сделано – этого нет», – отметил Комяков.
Председательствующий перечислил наиболее актуальные проблемы для области. Среди них: водоснабжение населенных пунктов, вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) с территорий муниципалитетов, проблемы бизнеса и населения с получением земельных участков, в образовательной сфере и здравоохранении.
Первый вице-губернатор поручил кабинету министров строить более долгосрочные планы, но без розовых очков, объективно и с прицелом на перспективу. «Нам нужен более глубокий анализ причин этих явлений с тем, чтобы переориентировать бюджеты всех уровней для достижения значимого результата в этих сферах», – поручил Сергей Комяков.
2020 с ремарками
Итак, чем же характеризовался прошедший год по данным Министерства экономического развития Челябинской области? По данным ведомства, валовый региональный продукт, произведенный в области, увеличился на 2,1%, до 830 миллиардов рублей по сравнению с 2011 годом. Вроде бы рост. Однако правительство тревожит, что ведущие отрасли промышленности Южного Урала, основные доноры бюджета – черная металлургия и машиностроение – или практически не растут в последнее время, или в них вообще наметился спад. Связано это в основном не с внутриобластными проблемами, а с общемировым потребительским спадом на продукцию черной металлургии. Вообще же индекс промышленного производства подрос на 1,9%.
Не может не радовать настоящий бум в строительстве жилья, зафиксированный в минувшем году, – по отрасли показатели выросли на 27,3% и достигли 1 миллиона 672 тысяч квадратных метров, сданных в эксплуатацию. Растут и грузооборот транспортных организаций (3,2%), объем услуг организаций связи (13,4%), розничный товарооборот (5,6%), объем платных услуг населению (8,7%).
Вроде бы всё хорошо, и стоило бы порадоваться хоть небольшому, но росту показателей. Но в докладе Елены Владимировны наряду с этими цифрами были представлены и отрицательные показатели: в 2012 году снизился объем продукции сельского хозяйства на 21,3% из-за засухи.
Наконец, если абстрагироваться от каких-то виртуальных для большинства населения тонн, километров и статистики, а взять такой показатель, как среднедушевые доходы населения, то они, как отмечают в Минэкономразвития, выросли в 2012 году на 6,2% (до 19062,5 руб.). Но тут же приводится и другой показатель, свидетельствующий о том, что реальные денежные доходы в этот период... снизились на 0,3%. Подобную каверзу можно объяснить лишь ростом тарифов монополистов, прежде всего в сфере ЖКХ.
Примеры подобной статистики, по привычке отражающей «среднюю температуру по больнице», можно приводить долго. Именно на этот аспект и обратил внимание после окончания доклада Сергей Комяков. По его словам, предлагаемые к сведению цифры могут быть и должны быть в итоге скорректированы, а формируемые показатели нельзя рассматривать в отрыве от реальности.
С момента, когда эти показатели принимались в виде плановых заданий – в 2008–2009 годах, прошло много времени, и, как выразился Сергей Львович, «произошли определенные события». Прежде всего он имел в виду мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., больно ударивший в том числе и по экономике Челябинской области. Наконец, появились новые приоритеты, не кардинальные, но всё же существенные, в целях самого правительства и, соответственно, в восприятии населением шагов правительства.
В завершение разговора Сергей Комяков распорядился в короткие сроки провести анализ стратегии и, сделав ее ближе к реальной жизни, представить документ на рассмотрение в правительство и Законодательное собрание. «Необходимо стратегию перевести в актуализированное состояние», – поставил задачу Сергей Комяков.
Сергей Комяков:
«У нас постоянно растет число занятых в малом и среднем бизнесе, растет и удельный вес валового продукта, производимый предприятиями малого и среднего бизнеса. Но между тем мы с вами понимаем, что далеко еще не всё сделано, даже те планы, которые мы намечали, не полностью реализованы. Мы это обсуждали с губернатором и с полпредом президента.
В 2007 году мы обсуждали некую “Стратегию-2020”, но потом произошел целый ряд событий, которые изменили тренды, намеченные нами. Однако в долгосрочные планы эти изменения не внесены. Мы привыкли жить в рамках трехлетнего бюджетного планирования, но многие вещи невозможно сделать за такой срок, поэтому нужно переходить на более долгосрочные планы».
Илья ВОРОНЦОВ
Поделиться
поделиться:
Заместитель начальника управления по внутренней политике правительства Челябинской области Михаил Грязев рассказал, для чего в регионе проводится реформа органов местного самоуправления и какие опасения здесь можно назвать необоснованными. По его словам, проводимая реформа — в интересах сельских жителей.
https://t.me/chgub
В январе – сентябре 2024 года в регион инвестировано 332,7 миллиарда рублей, что примерно на 20 процентов больше показателя прошлого года, сообщает канал экономического блока правительства Челябинской области. Наибольшая доля инвестиций — почти 74 процента — приходится на собственные вложения коммерческих организаций.
https://t.me/chgub
Эксперты сравнили показатели по доходам населения прошлого и текущего годов. За девять месяцев 2024 года общий доход населения Челябинской области составил 1,39 триллиона рублей, что на 19,6 процента больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Среднемесячный доход южноуральцев составил 48,5 тысячи рублей, и этот показатель больше на 20 процентов.
https://t.me/chgub