Среда, 12 Декабря 2018

Татьяна Кучиц: «Тарифы растут медленнее, чем инфляция»

31.03.2017 Корреспондент: Дарья Нестерова Фото: Андрей Ткаченко

Министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области рассказала, что если бы не областные субсидии, рост тарифов в этом году мог составить более восьми процентов.

С 1 июля жителей Челябинской области ждет ежегодное повышение тарифов за услуги ЖКХ. В среднем стоимость коммунальных услуг увеличится на 3,9 процента, а это на 0,5 процента меньше, чем в прошлом году. По сравнению с другими регионами на Южном Урале этот показатель один из самых низких. Так, например, стоимость коммунальных услуг в стандартной двухкомнатной квартире, в которой проживает три человека, в Челябинске составит в среднем около 4 900 рублей, в соседнем Екатеринбурге – почти на тысячу рублей больше, а в Ханты-Мансийске – на две тысячи. Что влияет на формирование тарифов? Почему в феврале управляющим компаниям пришлось делать перерасчет за общедомовые нужды и сколько жители Челябинской области будут платить за ОДН в соответствии с новыми нормативами? В связи с какой услугой южноуральцам впервые предоставили право выбора единицы, по которой будет производиться расчет – с проживающего или с квадратного метра? Действительно ли тарифы на сбор, вывоз и переработку твердых бытовых отходов вырастут в несколько раз? Об этом и многом другом рассказала в интервью «Губернии» министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц.

Кто назначает плату за услуги ЖКХ


- Татьяна Валерьевна, с чем связано ежегодное повышение платы за коммунальные услуги и как формируются тарифы?

- Мы устанавливаем тарифы в соответствии с нормативной базой, которая полностью разработана на федеральном уровне. Повышение тарифов связано с инфляционными процессами, ростом цен на топливо, электрическую энергию на оптовом рынке и так далее. Самой важной особенностью в формировании тарифа является ограничение роста платежей граждан, то есть есть максимальная величина, которую по закону нельзя превышать. Эта норма введена на федеральном уровне с 2013 года и для каждого региона рассчитывается индивидуально. У нас в этом году данное ограничение составило 3,9 процента, поэтому с 1 июля тарифы на коммунальные услуги вырастут только на 3,9 процента. При том, что плановый уровень инфляции, например, 4,7 процента, рост цены на газ – 3,9 процента, на уголь – 4,2 процента, минимальный рост цены на электроэнергию – 6,5 процентов. В такой ситуации ограничить рост платежей до указанного уровня – задача непростая, она требует оптимизации тарифов и привлечения субсидий из областного бюджета, без которых в этом году рост тарифов составил бы не 3,9 процента, а более восьми.

Кроме того, чтобы сделать ограничение одинаковым абсолютно для всех, предоставляются также адресные субсидии. То есть если платеж повысится более чем на 3,9 процента, но это не будет связано с увеличением объема потребляемых услуг, нужно обратиться в управление социальной защиты по месту жительства, чтобы получить адресную субсидию. Эта мера действует для всех семей, не только малоимущих.

УК занялись самодеятельностью


- В январе многие жители Челябинской области жаловались на завышенную сумму за общедомовые нужды. С чем это связано?

- Оснований для того, чтобы выросла плата за общедомовые нужды, не было. С 1 января изменился порядок: из коммунальных услуг плату за ОДН перевели в жилищные услуги, при этом порядок ее определения сохранился, то есть она должна начисляться по действующим тарифам и нормативам. В первом полугодии действуют тарифы предыдущего года, поэтому с первого января никаких изменений в принципе быть не должно. Но возникла такая ситуация: полномочия по начислениям платы за ОДН передали от ресурсоснабжающих организаций к управляющим, которые в свою очередь увидели для себя возможность увеличить плату за счет включения площадей чердаков и подвалов. То есть площадь увеличили, а величину норматива взяли прежнюю. У управляющих компаний была своя позиция: в 2017 году изменилось законодательство, согласно которому с 1 июня нормативы должны быть пересмотрены с учетом площадей подвалов и чердаков. Однако нормативы еще не приняты, поэтому их действия были неправомерными. Большинство управляющих компаний сделали перерасчет, а там, где его еще не провели, следует обращаться в Государственную жилищную инспекцию. Мы считаем, что в большинстве случаев конфликт исчерпан.

+_DSC1648.jpg

Оснований для повышения платы нет


- То есть, когда летом пересмотрят нормативы с учетом подвалов и чердаков, плату за ОДН повысят, как это было сделано в январе?

- Мы не видим оснований для повышения платы. Чердаки и подвалы никакого влияния на норматив не оказывают: величина расхода электроэнергии будет поделена на большую площадь. То есть сам норматив снизится, и если он будет собираться с большей площади, но по более низкой величине, он скорее всего останется в тех же объемах. Изменится только сам порядок начисления.

Особое внимание хочу обратить на то, что все разговоры, связанные с нормативами, носят скорее всего характер очередного ажиотажа, который не совсем соответствует действительности. Нужно понимать, что такое норматив. Это мера на время отсутствия приборов учета. Приборы учета должны были быть установлены по федеральному закону об энергосбережении еще в 2012 году. Использование норматива предполагается как исключительная, временная мера, но на деле все происходит не так. Да, собственники должны устанавливать приборы учета за собственные средства, но они окупаются за счет того, что жители платят именно столько, сколько потребили. Только такой порядок является справедливым. Фактическое потребление не может соответствовать нормативу.

Татьяна Кучиц: «Мы не имеем права занижать тарифы в пользу населения, но и завышения не допустим»

- Татьяна Валерьевна, деятельность министерства тарифного регулирования и энергетики, как и деятельность Государственной жилищной инспекции, связана с услугами ЖКХ. В чем принципиальная разница, какие функции у министерства?

- Разделение полномочий осуществляется таким образом, что величина тарифов и нормативов утверждается министерством тарифного регулирования, а контроль за расчетом размера платы непосредственно у граждан осуществляется Государственной жилищной инспекцией. То есть если вопрос касается правильности начисления платы за коммунальные услуги, задолженности и так далее – это к ГЖИ, а если нужно выяснить, соответствует ли расчет утвержденному тарифу или кто-то определил тариф самостоятельно, что запрещено законом, то это к нам.

Компании-монополисты не влияют на ценообразование


- Компании, снабжающие энергоресурсами, имеют какие-либо рычаги воздействия на ценообразование и тарифы? Каким образом контролируются монополисты?

- Компании имеют право работать только в рамках установленных тарифов. Кроме того, серьезно расширяется система общественного контроля над деятельностью естественных монополий, введены новые нормы, которые касаются стандартов раскрытия информации, чтобы для потребителей услуг составляющие тарифа были прозрачными. Организации публикуют в открытом доступе информацию о том, какие фактические затраты произведены, на что идут деньги потребителей. На уровне региона есть межотраслевой совет при губернаторе по контролю за деятельностью естественных монополий. На нем обсуждают инвестиционные программы, важные тарифные решения, которые затрагивают широкий круг потребителей. Наша основная задача – в равной степени соблюдать интересы потребителей и поставщиков ресурсов. Мы не имеем права занижать тарифы в пользу населения, потому что должны обеспечить бесперебойное снабжение ресурсом, но также и не должны допускать действий, которые приведут к дополнительной тарифной нагрузке.

Задача сложная, и многие на теме тарифов спекулируют, кто-то организовывает себе пиар. Регулируемые организации (Прим. организации коммунального комплекса, в отношении которых осуществляется регулирование тарифов) пытаются организовать какое-то давление с целью повышения тарифов.

Мусор будут вывозить по-новому


- В связи с введением в эксплуатацию новой системы обращения с отходами в Челябинской области планируется повышение тарифа на сбор, вывоз и переработку твердых бытовых отходов. Почему принимается такая мера? Насколько увеличится плата за вывоз ТБО?

- Говорить о повышении тарифов преждевременно. Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами будет происходить до 1 января 2019 года, до этого тарифы не изменятся. Сейчас мы платим за вывоз ТБО, но будет создан полный комплекс услуг, включающий в себя также сортировку, обезвреживание, захоронение отходов и так далее. То есть это не повышение тарифа, а плата за услуги, которых раньше не было. Конкурсные процедуры по выбору регионального оператора по обращению с ТБО еще не проводились, поэтому пока нельзя оценить, сколько будет стоить эта услуга. В Астраханской и Ивановской областях, а также в Краснодарском и Камчатском краях проведены конкурсы, но стоимость не определена. По предварительным данным услуги будут стоить 80 – 100 рублей на человека в месяц. Стоимость услуг в Челябинской области будет установлена после определения регионального оператора в результате конкурсных процедур. Она будет зависеть от системы сортировки, отдаленности полигона и других факторов.

- На сайте министерства размещено голосование для определения размерности нормативов, связанных с обращением твердых коммунальных отходов: какой вариант наиболее подходящий для данного вида коммунальной услуги – плата с человека или с квадратного метра. Какой вариант целесообразнее на ваш взгляд?

- Законодательство впервые предлагает определить единицу, по которой будет производиться расчет – на человека или на квадратный метр. Мы решили предоставить жителям право самим выбрать, как будет формироваться норматив, потому что вопрос неоднозначный. Такая система вводится впервые, и у нас еще нет соответствующей практики. Конечно, спросить каждого мы не сможем, поэтому вопрос будет вынесен на общественный совет. Результаты голосования мы тоже учтем, они будут подводиться до сентября.

+_DSC1645.jpg

Электроэнергия может стать дешевле


- До 2030 года в Челябинской области планируют построить Южноуральскую атомную электростанцию. Региону не хватает электроэнергии?

- Самого понятия дефицита электроэнергии как такового нет, потому что вся электроэнергия приобретается на оптовом рынке, а не у региональных производителей. Поставка электроэнергии обеспечивается не только за счет станций, которые ее производят, а за счет сетевых перетоков по России. Могут быть сетевые ограничения на поставку. У нас в области существенных ограничений нет, электрическая энергия поставляется в полном объеме. Сейчас по мощности у нас даже есть небольшой избыток. Но экономика развивается, и не исключено, что через несколько лет появится необходимость в новой электростанции. Кроме того, строительство АЭС приведет к снижению стоимости электрической энергии не только в Челябинской области, но и в других регионах. С точки зрения экономики и энергетики это перспективное направление, но решение не может быть принято на региональном уровне. Это объект федерального масштаба.

 

Возврат к списку