Пятница, 29 Марта 2024

Евгений Савченко: «Областные спасатели – это гражданский спецназ России. Несправедливо, что к ним не такое отношение, как к спасателям МЧС»

16.05.2017 Корреспондент: Дарья Нестерова Фото: Андрей Ткаченко

На долю спасателей «Поисково-спасательной службы Челябинской области» Министерства общественной безопасности приходится большая часть операций при деблокировке пострадавших в ДТП, при поиске и эвакуации людей в горах, лесах и на сплавах. Практически каждый третий пожар в регионе потушен при участии пожарных, подведомственных областному министерству общественной безопасности.

При этом областные спасатели социально защищены слабее, чем МЧСники, хотя требования ко всем одинаковые. Зачем спасателю иметь сразу пять разных профессий и почему областные спасатели вынуждены уходить с работы, не достигнув пенсионного возраста? Из-за чего южноуральцы жалуются на Систему-112 и могут ли жители региона вообще чувствовать себя в безопасности? Об этом и многом другом рассказал «Губернии» министр общественной безопасности Челябинской области, генерал-лейтенант полиции Евгений Савченко.

11_DSC7346.jpg

Министерство общественной безопасности создано в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области Бориса Дубровского в ноябре прошлого года. Возглавил его экс-руководитель УФСКН России по Челябинской области Евгений Савченко. Новое министерство вобрало в себя функции упраздненного Главного управления по взаимодействию с правоохранительными органами и часть прежних компетенций министерства экологии, а также получило дополнительные надзорные функции по предотвращению чрезвычайных ситуаций. В полномочия министерства входят организация и обеспечение противопожарной безопасности, поисково-спасательных операций, ряда направлений гражданской обороны и радиационной защиты населения, а также призывной работы, обеспечение деятельности региональных межведомственных комиссий – антитеррористической, антинаркотической, комиссии по безопасности дорожного движения и так далее. И это не весь список компетенций новой структуры. Всеми этими вопросами занимается 43 человека – таков состав министерства общественной безопасности. В четырех подведомственных структурах министерства работает свыше полутора тысяч работников (не чиновников).

– При создании нашего министерства уменьшилось число руководителей, – отмечает Евгений Савченко. – Фактический объем организационной и бумажно-технической работы не позволяет содержать «свадебных генералов», у каждого есть фронт не руководящей работы.

– Евгений Юрьевич, хватает ли в регионе спасателей? С какими проблемами они сталкиваются чаще всего?

– В структуре «Поисково-спасательной службы» Министерства общественной безопасности восемь отрядов общей численностью 170 человек. Подразделения областных спасателей базируются на территории Челябинска, Усть-Катава, Златоуста, Миасса, Троицка, Кыштыма, Локомотивного и Магнитогорска. В первом квартале текущего года ими проведено 398 спасательных операций, спасено 128 человек. Так как большую роль играет элемент сезонности, при необходимости выставляем дополнительные посты. К примеру, в майские праздники наши работники спасли людей, которые перевернулись в ходе сплава на катамаране, а также отыскали в горах девушку, которая отстала от своей туристической группы. В целом, наши спасатели это уникальные, оптимистичные, жизнерадостные люди, которые не привыкли жаловаться. Выезжал, лично общался и видел в деле спасателей Троицка, Усть-Катава, Златоуста и Миасса. Они не поднимают вопросы о зарплате и пенсиях, их больше волнует инвентарь, который необходим для работы. Когда я дарил им в декабре прошлого года переносные прожекторы, не понимал, почему они радуются им, как дети. Осознал, когда меня в Усть-Катаве привели в пещеру и показали, в каких условиях приходится искать заблудившегося человека – во тьме мрачных и опасных лабиринтов. Посмотрев на спасателей в полевых условиях, убедился – это гражданский спецназ России.

«Каждый южноуральский спасатель владеет навыками пяти-семи разных профессий»


– Какие требования предъявляются к спасателям?

– Спасатели должны обладать крепким здоровьем. Они ежегодно сдают нормативы по физической подготовке – подтягивание, бег и прочее. Человек должен иметь определенные компетенции. В среднем у каждого южноуральского спасателя по пять-семь разных профессий: это и альпинист, сварщик, газоспасатель, стропольщик, водитель в одном лице. Кто-то еще и профессиональный водолаз, кинолог, медик, психолог. У нас есть курсы молодых спасателей, где наряду с теоретическими занятиями, есть череда практических экстремальных занятий. В том числе выживание в условиях естественной среды леса и гор, при минимуме защитных средств, без еды и питья. Естественно, дистанционно контролируем и при необходимости спасаем. Неудачникам, слабым духом и телом, не владеющим компетенциями выживания в экстремальной и агрессивной среде, места в отряде областных спасателей нет.

Работа спасателя и психологически очень сложная. В декабре мы ехали на открытие поста добровольной пожарной дружины под Пластом. Оказались невольными свидетелями последствий лобового столкновения двух легковых автомобилей. Авария произошла минут за пять до нашего появления на месте ДТП. Кричит с перебитыми ногами, заблокированная в искореженном авто женщина. С ней надо разговаривать, не давая потерять сознание. Там же на заднем сиденье плачет ребенок. На снегу лежат окровавленные в состоянии шока мужчины. Они самостоятельно выбрались из соседней машины. Мы ехали вместе с главой Пластовского района Александром Неклюдовым и начальником ГУ МЧС России по Челябинской области генерал-майором Юрием Буренко. Мгновенно оценив ситуацию, Юрий Николаевич со своими подчиненными приступил к оказанию помощи пострадавшим. Тут же вызвали медиков и спасателей. В конечном итоге людей спасли. В эмоциональной и кровавой обстановке, осознаешь, в каких стрессовых условиях выполняют свою работу спасатели. Кстати, вот говорят, что наши земляки суровые. В той ситуации порадовали простые водители, которые сами останавливались и предлагали свою помощь, отдавали свои аптечки и укрывали пледами и одеялами пострадавших, передавали воду.

«Надо повысить уровень социальной защищенности областных спасателей»


– Правда ли, что областные спасатели социально защищены слабее, чем их коллеги из федерального ведомства?

– К областным спасателям применяются одинаковые со спасателями МЧС РФ медицинские и квалификационно-профессиональные требования, они выполняют аналогичный перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ. В то же время, федеральным Законом право льготного назначения пенсии (при достижении 40 лет и наличии стажа 15 лет в качестве спасателя) предусмотрено только для спасателей, работавших в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС РФ. Учитывая высокую профессиональную и психологическую нагрузку, значительная часть областных спасателей до наступления общего пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), не смогут выполнить требования по физической подготовке и пройти медицинскую комиссию. В соответствии с действующими квалификационными требованиями норм трудового права такие лица подлежат увольнению без пенсии, без гарантий на трудоустройство. Это негативно сказывается на престиже работы, ведет к преждевременной потере высококлассных специалистов. Законодательство РФ допускает принятие на региональном уровне закона о праве на льготную пенсию из средств областного бюджета. Потому наше министерство инициирует меры повышения уровня социальной защищенности областных спасателей. Есть объективные сложности, связанные с дефицитом средств, но профессионалов терять нельзя. Без них тяжело обеспечить высокий уровень безопасной среды.

11_DSC7417.jpg

«МЧС – это хорошо, но каждый третий пожар тушат областные пожарные»


– В чем отличие областной противопожарной службы от федеральной? От чего зависит, кто именно поедет на вызов?

– В структуре подведомственных Министерству общественной безопасности учреждений имеется «Противопожарная служба Челябинской области. В ее структуре 64 подразделения общей численностью 1289 человек. Если кратко и формально, то тушением пожаров в населенных пунктах занимаются подразделения МЧС, в лесах – силы и средства лесничеств, а горение между населенными пунктами и лесами – это обязанность областных структур. Для рационального использования межведомственных сил и средств, наша область имеет соглашение с МЧС России, в соответствии с которым областные противопожарные подразделения переданы в оперативное управление. Проще говоря, поступает сигнал о пожаре диспетчеру МЧС, он смотрит, какое из подразделений – областное или федеральное ближе к объекту тушения и направляет его туда. Фактически сегодня областная противопожарная служба нашего министерства обеспечивает противопожарную безопасность 345 населенных пунктов, где проживает 437 тысяч человек, а защищаемая территория составляет практически 38% всей территории Челябинской области. Как показывает статистика, практически каждый третий пожар в области тушат при непосредственном участии областных пожарных подразделений. Для наглядного представления интенсивности работы приведу данные за период с 24 апреля по 1 мая текущего года. Наши пожарные осуществили 738 выездов для тушения пожаров, в том числе 461 выезд для тушения огня в полях, предотвратив пожары в 10 населенных пунктах Челябинской области. А всего за 4 месяца текущего года пожарными министерства осуществлено более 2100 выездов и тушений пожаров, спасено 25 человек, эвакуировано 77. А средняя заработная плата наших пожарных, между прочим, не превышает 11 тыс. рублей, при этом 80% специальных транспортных средств областной противопожарной службы эксплуатируются сверхнормативного срока. Это поистине героическая работа и люди работают с душой, убедился в этом, лично посетив несколько сельских подразделений нашей противопожарной службы.

«Люди пока не доверяют Системе-112»


– Система-112 уже функционирует в Челябинской области? Сейчас люди звонят по этому номеру, но часто не получают оперативной помощи – их либо куда-то перенаправляют, либо диспетчеры сами вызывают пожарных, скорую помощь и так далее, в таком случае не проще ли позвонить, к примеру, в скорую напрямую?

– Мы занимаемся строительством автоматизированной инфраструктуры для промышленного запуска Системы-112. Сегодня в области нет отвечающей требованиям федерального законодательства службы «112». Перед нами стоит задача осуществить промышленный запуск системы к исходу 2017 года. Подчеркиваю, не опытный, а промышленный. Это значит, что в каждой единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) муниципалитета появится специальное оборудование, с помощью которого оператор будет принимать сигнал от гражданина о помощи, мгновенно обрабатывая его и передавая его посредством электронной карты в компетентную экстренную службу – медикам, пожарным, полиции и т.д. То есть мы установим оборудование, программное обеспечение, интегрированное в едином информационном пространстве, имеющее возможности геолокации и маршрутизации. Это позволит обеспечить обратную связь с пострадавшим, обнаружить его фактическое местонахождение для оказания экстренной помощи. Сегодня люди, звоня на номер 112, попадают в ЕДДС, где диспетчер, а не специально обученный оператор, принимая сигнал, сам вручную по телефону пытается дозвониться до экстренной службы. Порой люди жалуются, что и это не делается. Им просто предлагают перезвонить по тому или иному номеру. Понятно, что такой подход не решает проблемы нуждающегося человека. Добавлю, что строительство Системы-112, министерство осуществляет на базе подведомственного предприятия «Центр обработки вызовов», в задачи которого входят также обеспечение работоспособности региональных автоматизированных систем централизованного оповещения граждан, а также развивается региональная система видеофиксации, направленная на оказания содействия правоохранительным органам по охране общественного порядка и соблюдению правопорядка.

«Чем профессиональнее работают органы, тем реже их видят»


– Евгений Юрьевич, после теракта в Петербурге в Челябинской области участились случаи эвакуации населения из-за подозрительных находок. Людей пугают забытые кем-то в магазинах или на автобусных остановках сумки, игрушки. Как вы относитесь к таким звонкам и могут ли вообще южноуральцы чувствовать себя в безопасности?

– То, что люди звонят – это хорошо, бдительность никто не отменял. Если кто-то сомневается надо или не надо звонить – пусть лучше звонит. В Челябинской области около 4200 объектов потенциальной террористической угрозы, чуть меньше 500 из них – объекты транспортной инфраструктуры. Обеспечивая деятельность антитеррористической комиссии, мы организуем работу по учету и паспортизации этих объектов, а также осуществляем системную проверку категорированных объектов на предмет соответствия их защищенности, требованиям федерального законодательства. В настоящее время большая часть объектов категорированы в соответствии с требованиями федерального законодательства и на них проведена оценка уязвимости. При вынужденной эксплуатации объекта, не в полной мере инженерно и технически защищенного, федеральные органы власти задействуют большее число сотрудников правоохранительных органов и вооруженных сил. Отсюда, чем меньше террористических уязвимостей на объекте, тем визуально незаметнее работа силовых и правоохранительных органов.

11_DSC7388.jpg

«В нашей работе вынужден быть эгоистом и обязан – трудоголиком»


– Как вы уже сказали, к спасателям предъявляются жесткие требования, особенно это касается физической подготовки. Знаю, что вы сами уделяете большое внимание занятиям спортом.

– Как минимум два раза в неделю, по вечерам, стараюсь играть в волейбол, если служба позволяет. У нас уникальная команда – пенсионеры МВД, ФСБ, ГУФСИН, прокуратуры. Самому старшему игроку 83 года. В команде никого не интересует рядовой или генерал перед ними, министр или пенсионер – все на равных. У нас и форма своя есть. Команда появилась в 80-х годах, меня в эти ряды приняли уже как пенсионера в августе прошлого года. Почувствовал, что не хватает физической нагрузки. Когда я стал руководить управлением наркоконтроля, начальник отдела кадров пожаловался, что не все сотрудники хотят спортом заниматься, срывают распорядок. Мы это исправили, начав с себя. Нужно ведь было нормативы сдавать, причем мне приходилось это делать в Москве. Там в спортзале спецназа ФСКН «Гром» генерал из региона не забалует, спрашивали с нас строго. В министерстве общественной безопасности, где много ветеранов военных и правоохранительных органов, нет жестких требований к физической форме. Но у тех, кто носил погоны, есть особая культура и мотивация.

– Ко всему прочему, как известно, вы еще и многодетный отец. Ваши дочери, глядя на вас, не планируют связать свою жизнь с силовыми структурами?

– Из пяти дочерей в вузе учится только старшая. Трое – школьницы, самая младшая в детском саду. Что касается старшей, она получает высшее юридическое образование. Желания работать в правоохранительных органах у нее нет. Она знает, что это такое. Нужно быть в определенной степени эгоистом и трудоголиком, потому что физически уделять внимание семье очень сложно. Режим работы интенсивный. Она мне всегда говорит, чтобы я за нее никого не просил, никому не звонил. Я сам себя блатным никогда не чувствовал, после школы год работал на стройке, потом призвали в армию. Служил в оперативных частях дивизии имени Дзержинского, откуда добровольцев ушел во вновь тогда создаваемую Софринскую бригаду особого назначения ВВ МВД СССР. Сегодня эта часть - элита сил национальной гвардии России. Когда вернулся, работал в налоговой инспекции. После служил 10 лет в налоговой полиции, от рядового оперативника до начальника оперативного отдела. Одновременно последовательно поступил, заочно учился и с отличием завершил обучение в Шадринском финансовом техникуме и на юридическом факультете Челябинского государственного университета. После ликвидации налоговой полиции 13 лет отслужил в органах наркоконтроля, начиная с должности заместителя начальника оперативной службы. В 2011 году Указом Президента России назначен на должность начальника Управления ФСКН РФ по Челябинской области. В 2012 году мне было присвоено звание генерал-майора полиции, а в 2014 – генерал-лейтенанта полиции. Имею звание почетного сотрудника органов наркоконтроля, награжден 11 ведомственными медалями ФСКН, МО, МВД, МСЧ. После ликвидации наркоконтроля в июле 2016 года вышел на пенсию. Сейчас работающий пенсионер. Считаю, что это нормально – всего добиваться самому. Объясняю дочерям, что трудности – это нормально. Если от трудностей уклоняешься – они тебя находят. С утра до вечера нахожусь на службе, к сожалению, не уделяя должного внимания дочерям. Вот и сейчас мы с вами общаемся в вечернее время.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:56 На Южном Урале стартовала приемная кампания в первые классы

В некоторых муниципалитетах Челябинской области школы начали принимать заявления родителей 25 марта, а в областном центре этот процесс стартовал сегодня. Как напомнили в региональном министерстве образования, приемная кампания пройдет в два этапа.

16:48 В Челябинскую область завезли фальсифицированное масло пермского производства

Фальсификат обнаружили в детских садах Катав-Ивановска, Юрюзани, Аши, Миньяра и Сима. Масло из Пермского края поставлял уфимский предприниматель.

15:34 Через реку Миасс в Челябинске начали строить футуристичный мост

Велопешеходный мост в стилистике био-тек соединит жилые кварталы северо-западной части города и новую спортивную зону. На проект уже получено положительное заключение, а администрация Челябинска выдала разрешение на строительство. Предполагается, что уникальную конструкцию сдадут уже в сентябре этого года.

Возврат к списку