Вторник, 26 Марта 2019

Миллион рублей и жилье в придачу. Городские учителя могут стать... сельскими

11.03.2019 Корреспондент: Дарья Нестерова Фото: Вячеслав Шишкоедов

Замминистра образования Челябинской области Елена Коузова рассказала «Губернии» о программе "Земский учитель" и в каких муниципалитетах региона ждут педагогов

Переезжая в села и малые города на постоянную работу, педагоги будут получать по миллиону рублей. По аналогии с программой «Земский фельдшер» в следующем году по всей стране запустят программу «Земский учитель». Условия ее реализации и требования к педагогам пока обсуждаются на федеральном и региональном уровнях. Однако уже с уверенностью можно говорить о том, что ситуация с кадрами в сельских территориях улучшится – соответствующее распоряжение дал президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

В каких муниципалитетах не хватает учителей, а где нет ни одной вакансии педагога? Будут ли земские учителя жить в школах, если земские врачи живут в ФАПах? Каких учителей ждут в территориях – молодых или более опытных? Какие меры поддержки существуют для педагогов в Челябинской области? Где в этом году откроют новые школы? Об этом и многом другом рассказала в интервью «Губернии» первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.

Дефицита кадров нет, но…

– Елена Александровна, насколько программа «Земский учитель» может быть востребована в Челябинской области?

– Такого острого дефицита кадров, как в сфере здравоохранения, у нас нет. Поэтому поддержка и началась с земских докторов, а не учителей. Однако любая поддержка работников системы образования, в том числе программа «Земский учитель», всегда актуальна. Вот в южноуральских школах все учебные предметы сейчас ведутся, все педагогические должности заняты. Но вакансии – есть. Просто они скрытые. Как правило, это восполняется за счет увеличения нагрузки на других педагогов. Привлекаются также учителя из соседних населенных пунктов. Особенно это актуально в селах, где мало учеников и соответственно небольшая нагрузка на учителей. Например, учитель географии может преподавать в нескольких школах и ездить вместе с учениками на школьном автобусе из одного населенного пункта в другой. Примеры есть в Красноармейском районе, Нагайбакском и других. Так вот, в некоторых малых населенных пунктах численность населения уменьшается, нет притока новых кадров. А дети-то есть. И сколько бы их ни было, учить надо там, где они живут. Именно в этих ситуациях программа «Земский учитель» бы очень помогла. 

 DSCJPG.JPGФото: Олег Каргаполов

Нужны учителя иностранного, математики и русского языка

– Какие территории наиболее остро нуждаются в учителях?

 – Всего в регионе педагогических работников в общеобразовательных организациях около 25 тысяч. Вакансий на текущий момент у нас всего 680. И то, как я уже отмечала, они скрытые. То есть если бы приехал человек, значит, с кого-то бы сняли дополнительную нагрузку. У нас есть территории, где вообще нет вакансий, например, в Уйском районе, в Саткинском. Единичные вакансии в Верхнеуральском, Еткульском, Кунашском районах – одна-две ставки на весь район. Чем крупнее территория, тем вакансий больше. Есть места в городах, в том числе в Челябинске. Сложнее ситуация в удаленных районах. Там в целом небольшая численность работников и обучающихся. Кроме того, разбросаны сами образовательные организации. Очень трудно здесь работать в одной школе и ездить на подвозе в другую. Однако нигде ситуация не критична. В дошкольном образовании около 20 тысяч работающих – это воспитатели и помощники воспитателя. Вакансий – 600 с небольшим. Они тоже закрыты за счет того, что воспитатель берет дополнительную нагрузку – работает, например, не полдня, а целый день.

– А захотят ли педагоги отдавать свою дополнительную нагрузку?

– Раз выставлены вакансии – значит, да. Они готовы отдать эти часы, потому что, может быть, слишком большая нагрузка. Или не совсем тот предмет, который хотелось бы вести. Отмечу, как правило, не хватает учителей иностранных языков, математики, чуть меньше нехватка учителей русского языка и литературы. Не везде достаточно педагогов начальной школы.

 

Не всегда деньги – основной мотив

– Зарплата наверняка тоже играет роль. Сколько в среднем зарабатывают учителя на Южном Урале?

– Около 32 тысяч рублей, но это средняя цифра!. Естественно, в городах зарплата выше, чем в селах. Если школа маленькая, там и детей меньше. Одно дело, если в классе 30 человек, и другое – если 10. Понятно, что трудозатраты разные. Поэтому когда к нам обращаются по поводу зарплаты и говорят, что получают совсем не 30 тысяч, а 15–18, это как раз объясняется небольшим количеством обучающихся в школе. До 2015 года у нас действовала региональная поддержка молодых специалистов. Они получали так называемые подъемные, что стимулировало их работать в селах. Однако статистика показала, что это не очень помогало. Не всегда деньги – основной мотив. Очень часто основным мотивом является жилье, какие-то другие блага. На селе – это сельские льготы. Например, это касается оплаты коммунальных услуг. При тех расходах, которые идут на все коммунальные платежи, это, конечно, существенно. Городские учителя иногда обижаются: «Почему мы не получаем льготы? Мы ведь такие же педагогические работники». Но в городе все-таки более жесткие тарифы и больше возможностей. А в селе, если не проведен газ, очень тяжело. У кого-то печное отопление – это совсем другие расходы.

– Каков средний возраст учителя в Челябинской области?

– В разных категориях он разный. Помоложе специалисты в сфере дошкольного образования. Постарше – в сфере профессионального образования. Средний возраст учителей в школах – 45 лет. Это хороший возраст: серьезный опыт, приобретенный в профессии, и при этом еще и перспектива работы.

– Любой учитель сможет стать «земским»?

– На кого будет распространяться программа – самый главный вопрос. Категорий педагогов в системе образования почти 50: учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, дефектолог, логопед и так далее. Что касается возрастных ограничений, мы полагаем, что программа по аналогии с «Земским доктором» будет распространяться и на молодых, и на опытных специалистов. Вероятно, как и в случае с «Земским доктором», отработать нужно будет пять лет.

 

Модульных школ по принципу ФАПов не будет

– Какая оказывается сейчас поддержка учителям в селах и малых городах?

– В 36 территориях есть выплаты для молодых специалистов. Их объем устанавливает муниципалитет. Кто-то добавляет определенную сумму ежемесячно к заработной плате, кто-то делает единоразовые выплаты. В некоторых районах предусмотрено и то и другое. Например, в Карталинском. Также учителям выделяют жилье. Этот вопрос тоже решается на уровне муниципалитета.

– В селах сейчас строят модульные ФАПы, которые включают жилые помещения для медицинских работников. Для земских учителей будет реализовано что-то подобное?

– У нас нет сейчас возможности строить подобные здания, где сразу предусматривается квартира. Хотя такое понятие, как «дом учителя», вполне реально, когда, например, на первом этаже размещается начальная школа, а на втором – живет педагог. Раньше это была достаточно популярная форма. К примеру, я училась в двух челябинских школах – 48-й и 1-й. И мой классный руководитель приходил на урок из школьной квартиры. В обеих школах по проекту были предусмотрены жилые помещения для учителей. Это было не так уж давно в масштабах истории. Однако сейчас такая практика может быть хороша только для сельских территорий. Там, где малая численность детей. Но здесь тоже надо соизмерять затраты. Проще найти квартиры для учителей, чем строить такие школы. Гораздо эффективнее и полезнее такая форма была бы для дошкольных семейных групп, когда мама занимается не только со своим ребенком, но и с другими, уже как воспитатель. В Челябинской области это практикуется. В Чебаркульском районе например. Но здесь много ограничений: должны быть соблюдены все санитарные нормы и правила. Требования достаточно жесткие.

 

В городах – стройка, в селах – реконструкция

– Существует ли проблема с объединением школ в районах?

– Мы вообще не сторонники того, чтобы образовательные площадки закрывались. Там, где есть возможность учить, есть педагоги, дети, мы максимально стараемся сохранить школу.  Мы говорили о другом – об укрупнении юридических лиц. При всех требованиях, которые сейчас предъявляются к образовательным организациям, маленькой школе или маленькому детскому саду не хватит никаких ресурсов, чтобы выжить. Школе, в которой, к примеру, 15 детей, надо соблюсти все те же правила, что и в школе, где полторы тысячи учеников. А деньги направляются в зависимости от количества детей. Поэтому мы сторонники того, чтобы школы объединялись в крупные юридические лица. То есть директор один, а учатся все там же, где и учились.

– Какие новые школы откроют в этом году?

– Все новостройки у нас запланированы там, где потребность в местах высокая и есть вторая смена. Это города. В селах второй смены нет, детей там мало, а школы достаточно большие. В этом году открываются две школы в Челябинске. В следующем году – еще две школы в Магнитогорске и Челябинске. В этом году нязепетровская школа должна завершить реконструкцию. В Усть-Катаве доделают пристрой, чтобы увеличить количество мест.

Борис Дубровский

губернатор Челябинской области

Программа «Земский учитель» - это хорошая возможность не только профессионально развиваться, но и улучшить свои материальные, жилищные условия. Правительство Челябинской области системно работает по программам инфраструктурного развития села, поддержки агропромышленного производства, поощряет привлечение специалистов для работы в сельской местности. Ремонтируются школы, детские сады, дома культуры и фельдшерско-акушерские пункты. Мы строим дороги, ведем газификацию, проводим интернет в отдаленные деревни. В этом году на эти цели также предусмотрены значительные бюджетные средства.

Дарья Исмагилова

студентка первого курса Высшей школы физической культуры

 – Запуск программы «Земский учитель» заставил меня сейчас всерьез задуматься о том, чтобы после окончания учебы вернуться в Карабаш. Наверное, больше всего эта программа будет востребована среди молодых педагогов. Как правило, в больших городах для молодых учителей в школах не находится мест. В свой маленький город или село из-за отсутствия перспективы возвращаться тоже никто не хочет. И выходит так, что молодые педагоги работают, где угодно, но не по профессии. 


 

Теги : Челябинская область Челябинск учителя

Возврат к списку