Суббота, 19 Сентября 2020

Александр Кузнецов о дистанционном образовании: «Мы находимся в форс-мажорной ситуации»

14.04.2020 Корреспондент: Вероника Санникова Фото: minobr74.ru, Дмитрий Куткин

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов рассказал о самых актуальных вопросах дистанционного образования. По его словам, сейчас принимаются неординарные решения органами власти на региональном и федеральном уровнях. Вопрос, а как же учиться в таком формате, когда учителя рядом нет, отнюдь не единственный, вызванный «удаленкой».

Текущий учебный год оказался для южноуральских школьников очень непростым. Сначала был длительный карантин по ОРВИ и гриппу, а сейчас образование стало дистанционным. Как получать знания в новых реалиях, рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

Дистанционное образование – вынужденная мера

С 6 апреля все школы Челябинской области возобновили образовательный процесс в дистанционной форме. Что касается детских садов, они работают в режиме дежурной группы.

- Ситуация непростая. И полный «дистант» системы образования, на котором мы сейчас находимся, начиная со школьного, заканчивая вузовским уровнем, это вынужденная мера. Она не предполагалась ни в одном нормативно-правовом акте, - рассказывает министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. - Элементы дистанционных технологий использовались и продолжат использоваться в будущем, но как некий дополнительный компонент к очному образованию. Не нужно забывать, что образование – это не только обучение, но и воспитание, социализация, особенно это актуально в отношении школьников. Сейчас мы находимся в форс-мажорной ситуации, когда принимаются неординарные решения органами власти на региональном и федеральном уровнях.

Переход на дистанционное обучение дался непросто

Несмотря на то, что многие учреждения и раньше использовали онлайн-обучение как дополнительный компонент в своих программах, внедрение этого метода, как основного, повлекло за собой массу сложностей, в том числе обрушение федеральных и региональных цифровых образовательных платформ и сервисов.

- Локальные опыты были и достаточно успешные, но вот такой массовый опыт, когда миллионы школьников, студентов и учителей выходят в онлайн, впервые. Это приводило к очень непростым последствиям. У нас, к сожалению, «обрушилась» наиболее популярная образовательная программа «Российская электронная школа», наша региональная платформа «Сетевой город», - отметил Александр Кузнецов.

Сейчас в техническом плане ситуация нормализовалась. Региональное министерство образования старается задействовать в процессе обучения все возможные ресурсы. 

- И мы наблюдаем сейчас, что некоторые школы, педагоги, как очно общались с детьми в стенах школ, так сейчас они в реальном времени взаимодействуют через имеющиеся сервисы с ними, но уже посредством цифровой инфраструктуры. Через экраны мониторов собираются классами, группами. В прямом эфире общаются, продолжают образовательный процесс, зачастую, каждый, находясь у себя дома. Большинство учителей тоже поддерживают режим самоизоляции, - обратил внимание Александр Кузнецов.

Однако министр образования и науки Челябинской области признался, что не все педагоги региона обеспечены техническими средствами для обучения школьников в новом формате.

- Мы разрешили тем педагогам, у которых нет дома соответствующих технических инструментов, все-таки выйти на рабочие места, но с соответствующими санитарными ограничениями. Они ведут образовательный процесс с детьми со своего рабочего места, - рассказал он о решении проблемы.

Учителей, которые продолжают работать в стенах школ в Челябинской области, не так много – чуть больше одного процента. Они, как правило, проживают в селах.

1536-1024.jpg

Как учатся дети без интернета

Сложная ситуация сложилась в некоторых сельских школах, которые находятся в малонаселенных пунктах Челябинской области. Это связано с тем, что в ряде домохозяйств нет широкополосного интернета. Такая проблема коснулась около 15 тысяч школьников.

- Есть такая федеральная программа - создание цифровой инфраструктуры. Это нацпроект, согласно которому высокоскоростной интернет должен прийти практически в каждый, даже малочисленный населенный пункт РФ, но поэтапно к 2024 году. И пока у нас есть деревни и села, куда не пришел широкополосный интернет, а мобильный местами есть, но зачастую очень слабый, он не позволяет использовать программы с видеоконтентом, - рассказал о проблеме Александр Кузнецов.

Дети, проживающие в таких населенных пунктах, не могут получать полноценное дистанционное обучение. В основном оно сводится к общению через мобильный интернет, мессенджеры, соцсети и региональную платформу «Сетевой город». В частности, через сети дается задание, после чего дети обращаются к теории. Однако на самообучении педагогам сложно консультировать их – через слабые сети общение выстроить не удается.

- Это вызов не только нам, но и коллегам, которые подтягивают по стране цифровую инфраструктуру. Настал момент, когда она нам нужна, но пока ее еще нет. Мы вынуждены пока с этим мириться, изобретать возможности для образования детей. Рассчитываем, что сложившаяся ситуация, вынуждающая находиться на самоизоляции, будет непродолжительной. Ограничительные мероприятия мы все дружно будем выдерживать, - отметил министр образования.

Что делать тем, у кого нет техники 

В некоторых населённых пунктах также возникают проблемы с техникой. Не у всех детей есть компьютеры или планшеты.

- Даже наличие техники не спасет ситуацию, потому что ее нужно к чему-то подключать. Да, розетку электрическую мы найдем, а что касается интернета – все будет проблематично. Мы знаем, какие территории выпадают из «дистанта». Мы не сможем завтра же протянуть туда кабель или даже мобильную связь не наладим должным образом, потому что нужно вышки ставить. Хотя мы находимся в постоянном контакте с нашими основными провайдерами, - подчеркнул Александр Кузнецов.

Для решения этой проблемы ежедневно в 10 и 18 часов на канале «Интерсвязь», на 21 кнопке, транслируются уроки. И ребята, которые не имеют возможности зайти в интернет, могут по кабельному телевидению их посмотреть. Также для решения частных вопросов можно позвонить на «горячую линию» регионального минобра - 8 (351) 264-60-95 и 8 (351) 263-63-65.

Школьники могут вернуться на уроки в мае?

Если выполнять все рекомендации по самоизоляции, то ограничения уже скоро будут сняты. Министр образования также подчеркнул, что ведомство в этом вопросе находится в постоянном контакте с медиками, региональным Роспотребнадзором и правительством области.

- Пока мы не планируем ничего менять в режиме окончания учебного года. Мы рассчитываем на то, что ограничительные мероприятия будут сняты и в мае мы сможем выйти на учебу, закончить в нормальном очном режиме учебный год, - сказал Александр Кузнецов.

Итоговая аттестация выпускников: быть или не быть?

Несмотря на сложившуюся ситуацию, экзамены у 9-ти и 11-классников состоятся. Единственное, могут сдвигаться сроки их проведения.

- У выпускников 9 классов точно пройдут экзамены по русскому языку и математике. Что касается экзаменов по выбору – здесь мы пока находимся в стадии обсуждения с региональным министерством по этому вопросу, потому что на этом завязаны многие другие вопросы, например, поступление в профильные классы, - отмечает Александр Кузнецов. - По выпускникам пока торопиться не будем, у нас есть время, чтобы осмыслить ситуацию, принять взвешенное решение, но в целом мы рассчитываем на то, что в нормальном режиме закончим учебный год, плавно перейдем уже в летнюю оздоровительную компанию.

Отметим, что для 11-классников изменений в экзаменах не будет. Сдвиг ЕГЭ никак не повлияет на приемную кампанию в вузах.

- Подать документы в вузы успеют все. Все процессы с переносом ЕГЭ буду синхронизированы, - подчеркнул министр образования и науки Челябинской области.

Напомним, что с начала прошлой недели большинство южноуральских школьников находятся на дистанционном обучении. Это связано с распространением коронавирусной инфекции и введением режима всеобщей самоизоляции в Челябинской области.

 

Возврат к списку