Возрождению деревень способствует и возрождение храмов
На Южном Урале много сельских территорий. И, как не обидно, некоторые из них «застряли в позапрошлом веке», хотя в прошлом были процветающими. «На то, чтобы сделать то, что порой не делалось десятилетиями, нужно время», - сказал Алексей Текслер в 2019 году, когда возглавил регион и начал ревизию области. Отсутствие нормальных дорог, проблемы с медицинской помощью в глубинке, малый процент газификации, безработица на селе, отток молодежи из сельской местности – все это стало объектом пристального внимания нового губернатора. Уже принимаются новые программы, увеличено финансирование по многим направлениям. «Такого внимания к районам никогда не было», - не раз отмечали в разговоре с «Губернией» главы муниципалитетов.
Поддержал глава региона и проект Челябинской митрополии по восстановлению храмов. Какое отношение возрождение храмов имеет к возрождению деревень? «Прямое», - говорят в челябинской епархии. И приводят пример: вот в селе Булзи после восстановления храма южноуральцыстали покупать дома.Возрождение деревень способствует возрождению жизни на селе.
Всякому русскому человеку известно: стоит среди домов церковь – значит, село. А нет храма – значит, деревня. «Губерния» побывала в двух русских селах, которые прошли обидный путь от села к деревне, а сейчас пытаются развернуться обратно – к истокам. Речь о Теренкуле и Мордвиновке.
Алексей Текслер
губернатор Челябинской области
Еще двадцать лет назад в регионе было только 50 приходов. Теперь произошло многократное их увеличение. Людям важно быть рядом с церковью, и мы это чувствуем. Поэтом сегодня идет и строительство кафедрального собора Челябинска. Мне тоже кажется это очень важным событием.
Напомним, на встрече с владыкой Григорием глава региона предложил «переподписать» Соглашение о социальном партнерстве между правительством области и Челябинской митрополией, которое действует с 2014 года (чтобы учесть в нем все новые наработки, которые появились за прошлый год). А митрополит Челябинский и Миасский тогда рассказал о проекте по возрождению церквей. Идея заключается в том, что старинные сельские храмы в бедных селах должны быть постепенно восстановлены при поддержке крупных городских приходов.
Митрополит Челябинский и Миасский Григорий:
- Храмы – это святыни, которые оставили нам наши предки. К сожалению, в советские годы их использовали не по назначению, молитва там не совершалась, храмы пришли в запустение – церковь Архангела Михаила в Мордвиновке тому яркий пример. Но сейчас, милостью Божией, мы можем возрождать эти святыни. Есть много примеров, когда возрождается храм, когда в нём начинается молитва, то к нему, как к источнику живой воды, тянутся люди. Они приезжают из городов, помогают в восстановлении, даже селятся вокруг этих храмов и таким образом жизнь в селе начинает оживать. Через совершаемую молитву на это место призывается благословение и помощь Божия. Я верю, что через возрождение храмов мы будем иметь и возрождение сел. У нас в Челябинской области пока таких примеров нет, потому что мы только начинаем заниматься возрождением храмов. Но такие примеры есть в Центральной России, и, надеюсь, скоро появятся у нас. Разрушенные храмы нам предстоит возродить в разных районах.
На стройплощадке строящегося в столице Южного Урала нового кафедрального собора.
Между трех озер
Теренкуль, который когда-то был селом, но стал деревней
Всякому русскому человеку известно: стоит среди домов церковь – значит, село. А нет храма – значит, деревня. Мы побывали в старом русском селе Теренкуль, которое прошло обидный путь от села к деревне, а сейчас пытается развернуться обратно – к истокам.
Говорят, Теренкуль хорош в солнечную погоду. Но мы приехали в дождь. Не в шумный летний ливень, а в мелкую противную морось. Она все покрасила серым цветом: небо, дома, дороги. Только яркая сочная трава и пятнистые коровы придавали живости этому сельскому пейзажу. Коровы лениво лежали возле домов и философски вглядывались в туманную даль. Проехала пара ребятишек на велосипедах, прошагал куда-то парень с магнитофоном на плече. Даже бригада ремонтников, раскапывающих очередной прорыв на водоводе, работала как-то вяло и безынициативно. Никто никуда не спешил. А действительно – куда?
8 улиц, 1 переулок
В самом центре Теренкуля стоит страшный памятник современной российской действительности: четыре брошенных двухэтажки. Добротные крепкие еще стены, окна выбиты, двери сняты с петель. Когда-то в них жили люди, работники местного совхоза, но в девяностых годах бросили все и уехали. Но от самой жуткой истории не осталось даже таких следов, она настолько не укладывается в голове, что с первого раза и не поверишь.
– Как раз в начале девяностых у нас в деревне построили новый детский сад, двухэтажный, с бассейном, просто загляденье! – рассказывает местная жительница Наталья Ковалева. – В него даже успели поставить мебель, кроватки детские, шкафчики, коврики даже положили для ребятишек. Но началась вся эта кутерьма, совхоз развалился, производство стало все закрываться, и переезд отменили. Хотели в садик детский дом поселить, потом дом престарелых, а потом взяли и разобрали. Просто по кирпичам до самого фундамента.
Мы долго не могли поверить в то, что это может быть правдой. Спрашивали у одного, у другого теренкульца. Все подтвердили: да, построили с бассейном, да разобрали.
В то время Теренкуль потерял два совхоза, кузницу, звероферму (где выращивали лисиц и песцов), овощные теплицы, конные дворы, маслобойку, ондатровое хозяйство, зерносклад, птицеферму, хлебопекарню, пимокатный цех и даже заготовительный пункт грибов. Остались только сельсовет, школа, клуб, почта и два магазина.
Танцуют все!
По данным последней переписи, население Теренкуля составляет 434 человека. В школе 39 учеников. После девятого класса почти все они уедут из дома, так уже исторически сложилось. Может быть, кто-то и хотел остаться на родной земле, но как жить? Три озера вокруг, рай для рыбака, но на одной рыбалке не продержишься.
– Нам для жизни нужны фельдшер, дорога и работа! – заявляют местные жители. Потом слегка поправляют приоритеты:
– Нет, работа, дорога и фельдшер!
Фельдшер вообще-то в Теренкуле был. Но недавно ушел на пенсию. Сейчас ищут нового. Причем не только власти (и местные, и региона, но и… церковь. Однако об этом – чуть позже.)
Чтобы совсем от безысходности не зачахнуть, теренкульцы отправляются в клуб: весело проводить время.
– У нас это единственный очаг культуры, – объясняет директор клуба Кристина Сумина. – Для детей действует шесть кружков, для взрослых – фитнес, вокальная группа «Рябинушка». Раз в неделю, по субботам – дискотека. На нее приходят все, даже кое-кто из пенсионеров.
Клуб
Если не знать историю этого клуба, он выглядит очень странно. Какой-то куцый, стены и крыша как бы сами по себе, окна заложены кирпичом. Снаружи покрашен грязно-розовой краской, а внутри – по синему масляному фону – немудреные ромашки. Бедность в каждом сантиметре. В отваливающихся потолочных плитках. В щелях в полу, стыдливо прикрытых половичком. В самодельном украшении: шаре, склеенном из одноразовых пластиковых стаканчиках.
– Смотрите, он у нас еще и светится! – милая улыбчивая женщина включает лампочку, спрятанную внутри стаканчикового шара. Видно, что художественный руководитель клуба Наталья Ковалева старается хоть чем-то украсить эту беспросветную нищету.
Тем временем в клубе потихоньку собирается народ: три нарядных бабушки, загорелый мужчина (сразу видно, что рыбак).
– А мы в свой храм пришли! – радостно сообщают посетители и достают пироги. – Сейчас батюшка приедет.
Вот, собственно, и вся интрига: клуб – это бывший храм. Простая, без архитектурных выкрутасов, крепкая и надежная деревенская церковь Сошествия Святого Духа. Она пережила и революцию, и сталинские годы и лихие девяностые. Выстояла для чего-то важного.
Храм Сошествия Святого Духа
Храм
Очень мало исторических сведений об этой церкви. Известно, что первый камень в ее основание был заложен в 1862 году. Богатых покровителей не было, теренкульские крестьяне возвели ее сами, всего за два года. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Сельское духовенство жило небогато, получало скудное жалованье, кормилось с 99 десятин земли. Поэтому рядом с домом священника стоял березовый амбар с зерном. Теренкульские священнослужители крестили, венчали, отпевали, учили грамоте и Закону Божию крестьян. Первая в селе библиотека появилась при храме: в 1908 году она состояла из 100 журналов и 70 книг. К 1913 году земельный надел увеличился до 102 десятин. В каком году при советской власти храм был закрыт, сведений не сохранилось. Но вот то, как снимали купола и кресты, помнят некоторые старожилы Теренкуля.
– Это было где-то в 1953 году, мне было лет шесть-семь, – вспоминает Нина Тимофеевна Кокшарова. – Мы жили в доме напротив церкви. Однажды я услышала грохот – это снимали купола, летели листы железа кровельные, мне даже показалось, что кто-то упал. Я говорю: «Мама, там человек упал!» Мама сходила, посмотрела, никто не падал. Чтобы скинуть кресты, их даже трактором подцепляли. Вот это осталось в памяти с детства. Помню еще, отец мой говорил: «Какой грех! Какой грех!»
По иронии судьбы, когда маленькая Нина Кокшарова подросла, она работала киномехаником в этом самом клубе. Сидела аккурат на колокольне и крутила кино. Два выдолбленных в мощной стене проема есть и сейчас. Их аккуратно прикрыли картонками, сверху наклеили фотографии цветов.
Попытка номер два
В 2000 году жители Теренкуля и соседних деревень – Саломатово, Тирикуля, Беликуля, Феклино и Алабуги – обратились с просьбой зарегистрировать православный приход. Из всех храмов в округе более-менее сохранился теренкульский. Люди взялись за дело живо. Клуб выселили. Начались богослужения. Но вскоре инициативная группа распалась, назначенный священник уехал. Клуб снова вернулся на насиженное место.
Когда осенью 2019 года в епархии проходило собрание по экстраординарному поводу, настоятель челябинского храма Иоанна воина иерей Павел Курбатов тоже на нем был. И он уже знал, чем дело закончится.
– Как раз начинался этот проект по восстановлению разрушенных храмов Красноармейского района, – рассказывает отец Павел Курбатов. – Всем городским приходам нужно было выбрать себе по одной деревне. Я знал, что будет звучать Теренкуль. Я этот храм смотрел давно, еще несколько лет назад ездил. И тут выдалась такая возможность.
Курбатовы и Теренкуль – не простое совпадение. Отец отца Павла, дед, прадед и прапрадед – все родом из этого села. Тут в основном четыре фамилии проживают: Кокшаровы, Курбатовы, Комельковы и Попковы. На памятнике погибшим фронтовикам Великой Отечественной войны выбиты семь фамилий Курбатовых. Так что, помолясь, потомок старого теренкульского рода взялся за гуж…
Бог не в бревнах
Зная, что местное население уже было травмировано недавним изгнанием клуба из храма, отец Павел начал действовать рассудительно. Перво-наперво – решить с властями вопрос о достойном помещении, не выгонять работников культуры в неизвестность. Пока решается вопрос с чиновниками, священник начал потихоньку знакомиться с народом. Первую службу провели 2 ноября 2019 года. Это была Димитриевская родительская суббота, отслужили панихиду. А затем стали каждую неделю проводить малые богослужения: молебны с акафистами, водосвятные молебны, даже одно массовое крещение было. Отец Павел подружился с коллективом клуба, городские и сельские прихожане стали проводить совместные праздники.
Храм Иоанна воина в порядке шефской помощи отремонтировал помещение теренкульского Совета ветеранов, поменял в нем электропроводку, установил новую мебель и подарил компьютер. По ходу дела родился и первый совместный проект: провести в Теренкуле шествие Бессмертного полка, а после него совершить заупокойную литию, чтобы участвовали все жители села. С этого начинается совместное делание.
– Когда восстанавливаешь храм, работа, прежде всего, идет с людьми, – говорит отец Павел Курбатов. – Церковь не в бревнах, а в ребрах. Это люди. Есть определение Церкви, что это люди, исповедающие Господа Иисуса Христа. Поэтому нужно учитывать потребности людей. Если мы будем восстанавливать храм, он будет красавец стоять, а село загибаться – это будет неправильно. Люди не поймут, наоборот, будет осуждение. Восстановление храма предполагает восстановление жизни села, как это всегда было – храм был центром всего. И мы восстанавливаем не только стены, но и жизнь людей. Стараемся. У нас есть идея по возрождению деревни, которая начнется с храма, с центра. Если душа возродится, все остальное будет. Мы на это надеемся.
Когда отец Павел посетил местную сельскую администрацию, ужаснулся ее малобюджетности. Даже стенд, на котором вывешиваю объявления и приказы, покосился от старости. Городские верующие сделали жест доброй воли: привезли и установили новенький сияющий стенд и отремонтировали в сельсовете туалет. Да-да, иногда на тернистом пути к духовности приходится заниматься самыми прозаическими вещами. С главой сельского поселения священник договорился об одном важном деле: всем селом провести уборку на местном кладбище, а потом совершить панихиду. Есть еще идея открыть на берегу озера Теренкуль, рядом с храмом, православный лагерь. Привозить в него на отдых ребятишек из Челябинска, но в первую очередь, конечно, местных детей.
Сейчас многочисленные друзья и знакомые отца Павла ищут в своих рядах знакомого фельдшера или врача, согласного на переезд в Теренкуль. Как только медик найдется, горожане отремонтируют фельдшерский пункт и снабдят его всем необходимым. И один из самых важных пунктов: начался ремонт дороги на Теренкуль. Это на призыв митрополита Григория откликнулся уже губернатор. Он пообещал починить дороги ко всем храмам, которые собирается восстанавливать Челябинская митрополия.
Вот такие вести с полей Красноармейского района. По-нашему мнению, очень хорошие вести.
Сто лет забвения
В Увельском районе, в окружении красивейших лесов, полей и тридцати озёрстоит село Мордвиновка. В центре поселения сияет в свете солнечных лучей озеро Барское, в нём купаются ребятишки.В 2019 году в центре села, напротив администрации, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Григория начали возрождать старинный храм Архангела Михаила. Почти сто лет в нём не совершались службы. В советский период из храма сделали зернохранилище, а потом клуб с библиотекой. По иронии судьбы церковь расположена на улице Советской.
История церкви Архангела Михаила
В Оренбургской губернии в 1913 году из 862 церквей 632 были деревянными, остальные каменными. Каменные церкви украшали уездные города, казачьи станицы, крупные сёла. Для сельской местности каменные храмы были большой редкостью.
В центре села Мордвиновка Увельского района в 1887 году возвели величественный храм в русско-византийском стиле в честь Архангела Михаила по проекту архитектора Константина Тона (по проекту этого зодчего возведён храм Христа Спасителя в Москве).
В благоукрашении внутреннего убранства храма принимали участие святой праведный Иоанн Кронштадтский и елабужский купец И.Г.Стахеев.
Во время правления Николая II(1906 г) при храме была организована двухлетняя церковно-приходская школа. После 1917 года её закрыли. В 1936 году закрыли и церковь, со звонницы сняли колокола.
Сумма при изъятии имущества и ценностей церкви Архангела Михаила из описи составила 8400 рублей (царские золотые червонцы).
Здание церкви в Мордвиновке отдали под склад для хранения урожая. В 1970 году в нём создали сельский дом культуры и библиотеку. Расписные стены, фрески были закрашены.
Наша справка:
В 1841 году на берегах трёх озёр крепостные крестьяне из села Баранчеевка, что в Пензенской губернии, основали новое село, которое было названо в честь хозяина этих земель Н.С.Мордвинова. Граф Николай Мордвинов был особо приближен к императору Николаю I. Село входило в состав Троицкого уезда, Оренбургской губернии.
Очищение огнём
В 1990 году в здании церкви проводили ремонт, варили отопление. Местные жители рассказывают, что сварщик был опытный, но по промыслу Божьему, из искры возник пожар в клубе и библиотеке. Клуб был обшит деревом, обилие штор усугубило пожароопасную ситуацию. Пожарная служба приезжала несколько раз, тушили огонь неделю. Здание выгорело полностью. Со стороны алтаря возникла трещина во всю стену. Но сажи и копоти на стенах не было. Господь очистил здание от неподобающих Божьему дому атрибутов. После пожара проявились в притворе храма лики встречающих и провожающих прихожан пишущих ангелов.
– Я, будучи 18-летней девушкой ходила в здание храма в клуб на танцы, – вспоминает Ирина Андриянова, педагог по воспитательной части местной школы, основатель музея по истории села и церкви. – Была свидетельницей пожара, возникшего в клубе. Как только храм возведут, мы с коллегами и односельчанами обязательно будем в него ходить. Честно говоря, никто из нас даже не надеялся, что его когда-то восстановят. И очень рады, что нашлись люди, желающие и имеющие возможность вернуть храму первозданную красоту.
В храм вернутся святыни
В музее школы сохранилась часть кованого ограждения старинной церкви, икона Спаса Вседержителя.
– Когда 14 лет назад умирала моя мама, Евдокия Терентьевна Рыженкова, она передала мне святыню из храма Архангела Михаила, – рассказывает 84-летняя Лидия Михайленко. – В молодости она присутствовала приразорении нашего храма. Многие прихожане брали иконы на сохранение. В нашей семье икона находится почти сто лет. Тёмный лик Божией Матери Владимирской в последние годы стал обновляться. Как только откроют храм после реставрации, я верну эту святыню в церковь.
Самый величественный в округе
Старожилы передают воспоминания своих родителей. Заверяют, что храм Архангела Михаила был самым большим и самым красивым в округе. Звон его семи колоколов раздавался на много вёрст.
Жители села с 2015 года стали собираться на общую молитву в домовом храме. Окормляет общину иеромонах Тихон (Гетт), настоятель храма Казанской Божией Матери из Кичигино.
– Из-за отсутствия нормальной дороги до Мордвиновки и личного транспорта местных жителей, село оказалось отрезано отцивилизации, от её плохого влияния, – говорит отец Тихон. – Люди в нём сохранили искреннюю веру в Бога. Они воспринимают всё чистым сердцем, у них нет лукавства, нет хитрости. Ближайший к ним храм находится в 40 км, в селе Петровском, поэтому им так важно восстановить собственный. С 2016 года мы с алтарницей Лидией Куряевой приезжаем два раза в месяц, совершаем службы и все церковные таинства.
Здание храма с 1990 года стояло в руинах, на крыше росли деревья, разрушилась колокольня. Слава Богу, в 2019 году нашлись инвесторы: депутаты Законодательного собрания Челябинской области Александр Мотовилов,Владимир Перезолов, Валерий Филиппов, председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш, депутат Государственной Думы Анатолий Литовченко, глава Увельского района Сергей Рослов и многие другие.
С весны прошлого года храм начали активно восстанавливать по архивным фотографиям. Строители выложили из кирпича колокольню, трапезную, накрыли алтарь. Возвели четыре «апостола» – купола церкви. К зиме закрыли стропильную часть крыши. Из церквивывезли экскаватором много грязи. Полы были забетонированы.
– На 95% храм будет соответствовать историческому облику, – рассказывает протоиерей Сергий Мелехин, благочинный Южноуральского городского округа Троицкой епархии. – В этом году строительная бригада штукатурит стены, потолок изнутри. В июле 2020 года планируем накрывать крышу металлом, устанавливать семь куполов – их уже изготавливают.А затем установим семь колоколов. Скоро будет готова лестница на колокольню.В августе завершатся работы по изготовлению иконостаса. В челябинской иконописной мастерской пишут ростовую икону Архистратига Михаила. За лето планируем сделать ограждение и положить вокруг церкви асфальт, подвести электричество, газ, провести отопление в пол. Уже заказали двери и окна. Даст Бог, 1 сентября 2020 года состоится малое освящение храма.
Крестный ход 2019 год
Глава поселения Николай Юшин, проработавший на своем посту почти 25 лет, считает, что с восстановлением храма село оживет.
Николай Юшин
глава Мордвиновского поселения
Сейчас само возрождение храма оживило людей, надеюсь, что дальше оживет и все село. Сейчас вМордвиновке, помимо храма, восстанавливают и другие объекты. В прошлом году, например, по наказам жителей в селе обновили дом культуры. На ремонт здания, построенного в 70-е, по нацпроекту ЕР направили более 2, 5 миллионов рублей. Недавно была обновлена и сельская библиотека. На капремонт были выделены средства из областного бюджета. В будущем в селе также планируется отремонтировать школу.
Но для спасения Мордвиновки, как и других угасающих деревень, не хватает еще производства. Отсутствие заработка очень сказывается на оттоке населения.Наши территории привлекательны для туристов и гостей. Но людям попросту негде работать. Раньше совхоз был, в котором трудились 340 сельчан. Пчел разводили, лошадей. А на места в детский сад очередь была – 24 места. Сегодня местное население трудоустраивается в КФХ, но опять же, это сезонная работа. При этом проблем с трудоустройством нет у работников бюджетной сферы. Среди молодежи есть те, кто хочет вернуться в родное село. Например, сегодня ко мне приходила выпускница школы, которая заявила о желании после получения профессионального образования вернуться и работать в детском саду. ФАП есть у нас свой, может, кто-то тоже выучится.
Еще одна очень важная проблема – дорога, ведущая к селу. После того, как губернатор Алексей Текслервпервые побывал в нашем районе, мы написали ему письмо с сигналом о проблеме. Сейчас появилась информация, что дорогу до села должны начать асфальтировать в 2021 году. Сельчане, конечно, это событие восприняли с восторгом
Поделиться
поделиться:
Индексацию проведут с 1 февраля этого года. Благодаря этому выплата на первенца будет равна 676 тысячам 398 рублям. На второго ребенка родители будут получать 893 тысячи 835 рублей, если не было выплаты на первого ребенка. При получении выплаты на первого ребенка доплату за второго малыша перечислят в сумме 217 тысяч 436 рублей.
https://t.me/chgub
С января по ноябрь розничная торговля на Южном Урале выросла на 12,6 процента. При этом, как отмечает Челябинскстат, в ноябре 2024-го этот показатель прибавил 16,9 процента в сравнении с 2023 годом.
https://t.me/chgub
Президенту поступила заявка о присвоении звания ряду городов, среди которых Миасс, Курган, Верхняя Пышма, Ишимбай, Ковров, Зеленодольск, Ленинск-Кузнецкий и Салехард. Об этом сказал Владимир Путин на заседании оргкомитета «Победа».
— Сегодня рассмотрим еще несколько заявок на получение этого высокого статуса. В некоторых из них и сегодня успешно работают предприятия, связанные с оборонно-промышленным комплексом, — подчеркнул глава государства.
По решению президента, всем городам, указанным в заявке, будет присвоено звание «Город трудовой доблести».
https://t.me/chgub